7.3. Предложения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) и направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности

В данном подразделе даются предложения по совершенствованию процедур исполнения контрольных (надзорных) функций, в том числе связанных со снижением административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами.

7.3.1. Для улучшения состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации необходимо гармонизировать законодательство Российской Федерации, в части порядка и методов государственного надзора за соблюдением требований воздушного законодательства в деятельности субъектов гражданской авиации и приведения мер их ответственности в соответствие с международными стандартами и практикой.

С этой целью внедрить в гражданской авиации России систему непрерывного мониторинга рисков в соответствии с Приложением 19 к Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации "Управление безопасностью".

Осуществить переход на риск-ориентированную модель надзорной деятельности, которая предполагает дифференцированный подход к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения вреда жизни и здоровью граждан. Дифференцированный подход позволит существенно повысить эффективность расходования ресурсов на функционирование территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, путем сосредоточения усилий инспекторского состава государственного надзора на наиболее значимых направлениях. Данный подход будет способствовать снижению издержек подконтрольных субъектов при проведении проверок, соответствию этих издержек уровню опасности, которую несет деятельность проверяемых субъектов.

7.3.2. Создать единую государственную информационную систему безопасности полетов.

Обязать все субъекты гражданской авиации представлять сведения в единую государственную информационную систему безопасности полетов.

Установить административную ответственность субъектов гражданской авиации за не предоставление или предоставление недостоверных данных в единую государственную информационную систему безопасности полетов.

7.3.3. Определить механизм ответственности авиакомпаний, предприятий промышленности за выполнение утвержденных Планов мероприятий по результатам расследования авиационных происшествий, разработанных в соответствии с п. 2.10 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 609.

Установить административную ответственность исполнителей и соисполнителей за невыполнение Планов мероприятий.

7.3.4. Законодательно установить персональную ответственность руководителя и должностных лиц авиапредприятий за безопасность полетов, внедрение и поддержание функционирования системы управления безопасностью полетов, учитывающей четкую иерархию ответственности в авиапредприятиях.

7.3.5. Законодательно установить квалификационные требования к руководителям авиакомпаний, авиапредприятий, должностным лицам, непосредственно отвечающим за безопасность полетов, предусматривающие профильное высшее профессиональное образование и минимальный стаж работы на руководящих должностях в гражданской авиации.

7.3.6. На основе долгосрочного прогноза потребностей гражданской авиации в летном составе провести масштабную реорганизацию системы подготовки (переподготовки) летного состава, предусмотрев выделение дополнительных бюджетных средств.

7.3.7. Разработать требования к образовательным организациям (авиационным учебным центрам), осуществляющим подготовку пилотов, в соответствии с требованиями и рекомендациями ИКАО и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

7.3.8. Минтрансу России разработать типовые программы подготовки (переподготовки) пилотов и специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, для конкретных типов воздушных судов, в соответствии со стандартами и рекомендациями ИКАО и действующих образовательных стандартов.

7.3.9. В рамках сертификационных процедур провести комплексную оценку профессионального соответствия всех КВС, переучившихся с должности "штурман", "бортинженер" и, имеющих стаж работы в качестве КВС менее 3 лет.

7.3.10. На государственном уровне принять меры по расширению сферы использования процедур спутникового захода на посадку, зональной навигации, автоматического зависимого наблюдения при организации воздушного движения воздушных судов гражданской авиации.

7.3.11. Законодательно установить персональную ответственность руководителей и должностных лиц органов УВД за действия (бездействия), приведшие к авиационным событиям; авиационных диспетчеров - за неоказание помощи экипажам воздушных судов в процессе развития аварийной ситуации.

7.3.12. Установить административную ответственность заказчика авиационных работ за привлечение к выполнению авиационных работ, по заявке заказчика, субъекта гражданской авиации, не соответствующего требованиям воздушного законодательства.

7.3.13. В связи с тем, что основной объем пассажирских перевозок выполняется на воздушных судах иностранной регистрации, необходимо срочно ускорить процесс гармонизации российских и зарубежных требований в области летной годности, разработать механизм признания зарубежных сертификатов организаций по техническому обслуживанию и ремонту.

7.3.14. Решить вопрос о перераспределении в рамках штатной численности Минтранса России государственных полевых инспекторов Федерального агентства воздушного транспорта (находящихся в аэропортах, и не имеющих юридического статуса инспектора) между Росавиацией и Ространснадзором с учетом необходимости проведения расследований авиационных инцидентов (Росавиация) и проведения "проверок воздушных судов на перроне" (Ространснадзор), в соответствии с действующим законодательством.

7.3.15. Включить в бюджетную заявку Ространснадзора бюджетные средства на подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных транспортных инспекторов Госавианадзора на специализированных учебных курсах по направлениям контрольно-надзорной деятельности.

7.3.16. По результатам проверок комиссией ИКАО системы государственного надзора в гражданской авиации Российской Федерации было указано на низкий уровень социальной обеспеченности государственных транспортных инспекторов Ространснадзора в сфере безопасности полетов и авиационной безопасности.

Предлагаем рассмотреть вопрос о пересмотре действующих нормативных правовых актов, касающихся заработной платы государственных транспортных инспекторов Ространснадзора в сфере гражданской авиации, и довести ее до уровня средней заработной платы в гражданской авиации, что позволит привлекать и удерживать квалифицированный персонал на должностях государственных инспекторов.