6. О предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, экспертам, участвующим в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства

6. О предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, экспертам, участвующим в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 42.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия вправе по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе привлекать экспертов. Эксперты не являются лицами, участвующими в деле.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 2 ст. 42.1 ФЗ "О защите конкуренции" утратила силу с 01.09.2023. Нормы о привлечении экспертов содержатся в ст. 9.2.

Согласно части 2 статьи 42.1 Закона о защите конкуренции экспертом, привлекаемым комиссией при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам.

Кандидатуры экспертов и круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяются комиссией. При назначении экспертизы лица, участвующие в деле, вправе предлагать комиссии кандидатуры экспертов и экспертных организаций, а также круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта.

Значение экспертного заключения для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства раскрывается в части 3 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой в качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства допускаются заключения экспертов.

На специальный статус эксперта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства указывает также часть 3.2 статьи 45 Закона о защите конкуренции, согласно которой при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в закрытом заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях по решению комиссии присутствуют эксперты.

Из указанных положений следует, что эксперт имеет специальный статус при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, проведение экспертизы направлено на всестороннее, полное и объективное исследование всех материалов дела, заключение эксперта является доказательством по делу.

Кроме того, эксперт несет ответственность за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Этими положениями определяются и права эксперта на ознакомление с материалами дела, составляющими коммерческую тайну.

В силу части 5 статьи 3 Закона о коммерческой тайне доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, - ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 5 ст. 42.1 ФЗ "О защите конкуренции" утратила силу с 01.09.2023. Нормы о привлечении экспертов содержатся в ст. 9.2.

В соответствии с частью 5 статьи 42.1 Закона о защите конкуренции эксперт с разрешения комиссии вправе знакомиться с материалами дела, участвовать в заседании комиссии (право участия эксперта в закрытом заседании также предусмотрено часть 3.2 статьи 45 Закона о защите конкуренции), заявлять ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов.

Таким образом, в силу прямого указания специального закона материалы дела, которые должны быть представлены для ознакомления с целью проведения экспертом (экспертами) полного и всестороннего исследования, могут содержать информацию, составляющую коммерческую тайну.

В случае предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, эксперту (экспертам), участвующему (участвующим) в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, эксперт (эксперты) предоставляет (предоставляют) комиссии расписку о неразглашении данной информации.

При этом, частью 3.4 статьи 45 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что разглашение экспертами сведений, составляющих коммерческую тайну, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные положения части 3.4 статьи 45 Закона о защите конкуренции направлены на обеспечение гарантии соблюдения режима коммерческой тайны относительно информации, представленной в материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, и, в то же время, на обеспечение полноты и объективности проведения экспертного исследования.

По запросу лица, участвующего в деле о нарушении антимонопольного законодательства, и с целью реализации правомочий, установленных в части 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции, комиссия вправе предоставить информацию о составе материалов дела, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, которые предоставлены эксперту для проведения экспертизы.

Выводы эксперта, содержащиеся в экспертном заключении, не могут быть отнесены к информации, составляющей коммерческую тайну какого-либо хозяйствующего субъекта, поскольку данная информация представляет собой результат обработки экспертом переданных ему комиссией антимонопольного органа сведений и документов, являющихся предметом экспертизы, и оценку со стороны эксперта.

Вместе с тем согласно части 3.3 статьи 45 Закона о защите конкуренции само экспертное заключение в том случае, если оно содержит сведения, составляющие коммерческую тайну, хранится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в отдельном томе дела о нарушении антимонопольного законодательства. Режим ознакомления с такими материалами обеспечивается с соблюдением требований к охране коммерческой тайны и позволяет лицам, участвующим в деле, получить доступ к ним при наличии соответствующего согласия правообладателя.

Председатель

Президиума ФАС России,

Руководитель ФАС России

И.Ю.АРТЕМЬЕВ