2. Актуальность внедрения восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций

В процессе взросления и последующей жизни современный человек осваивает множество различных ролей и вступает в отношения с многообразным социальным окружением: членами семьи, коллегами, соседями, малознакомыми людьми. Для того, чтобы выстраивать такие сложные отношения без реакции, разрушающей человеческие связи, необходимо обладать определенными умениями, прививаемыми с детства. Важнейшей задачей воспитательной деятельности образовательных организаций в современных условиях является формирование у обучающихся навыков конструктивного разрешения возникающих конфликтов, основанных на гуманистических ценностях человеческой жизни и семьи, уважении личности и интересов другого человека, взаимопонимании и сотрудничества для достижения общих результатов.

К сожалению, в современных условиях дети, зачастую, не в полной мере получают от взрослых (родителей и педагогов) поддержку, обеспечивающую конструктивный выход из конфликтных и, даже, подчас криминальных ситуаций. Порой, в условиях, когда ребенок срывает уроки, совершает рукоприкладство, и его поведение становится достоянием полиции, образовательная организация старается перевода несовершеннолетнего на домашнее обучение, в другую школу или специальное учебно-воспитательное учреждение.

Данная проблемная ситуация в воспитательной деятельности усугубляется социальным расслоением обучающихся. Дети, чьи родители не столь благополучны в материальном и социальном плане, отягощенные сложной семейной ситуацией, не всегда могут завоевать авторитет у сверстников и учителей только за счет успешного овладения учебными предметами. Одни из них приобретают статус "отверженных", другие - становятся школьными "авторитетами", которые испытывают тяготение к криминальной субкультуре и, зачастую, занимаются вымогательством, применяют силовые способы поднятия своего статуса среди ровесников. В то же время успевающие дети невольно попадают под влияние соответствующей подростковой субкультуры, поскольку и их возможности самоутвердиться в школе, особенно в подростковом возрасте, часто ограничены.

Детский рэкет, драки (на жаргоне подростков - "стрелки") и участие в них значительной части обучающихся демонстрирует недостатки современной системы воспитания. В свою очередь, подобные явления способствуют формированию подростковых группировок с криминально ориентированными образцами поведения. Такие формы организации молодежи, как правило, основаны на ценностях силового взаимодействия и состоят из молодых людей, в силу различных причин фактически вытолкнутых из социальной среды образовательных организаций и семьи. Пространство современной подростковой жизни наполнено двумя активностями: с одной стороны, учебной активностью школьников, занятием в кружках и секциях, с другой - силовой активностью, направленной на завоевание статуса и авторитета различными, но, прежде всего, силовыми методами.

В таких условиях происходит нерегулируемое расслоение детей и примитивизация их взаимоотношений, нередко выражается в том, что сплетни, манипуляции, насилие и угрозы насилием, выяснение "кто сильнее", "с кем и против кого дружить", "клеймение" изгоев, травля (преследование, издевательство, систематическое вербальное и физическое унижение одноклассников со стороны сильных и агрессивных детей и растянутое во времени психологическое подавление, ущемление достоинства, особенно слабых) определяют направление социализации части обучающихся.

Не имея поддержки со стороны взрослых, не осваивая навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, не участвуя в анализе и нормировании отношений с другими детьми и воспитателями, многие подростки начинают все богатство отношений и различные способы их регулирования подменять одним силовым взаимодействием. Более того, замыкаясь в собственной среде и оказываясь выключенными из пространства культурных регуляторов поведения и отношений, они несут свои разрушительные навыки дальше в социум.

В условиях нарушенных взаимоотношений детей от родителей все больше и больше свободного времени несовершеннолетних занимает коммуникация в чатах, социальных сетях. Однако, и интернет является пространством, где в отношениях подростков нередко демонстрируется силовое взаимодействие. Такие отношения и действия, зачастую, коррелируют с нормами, принятыми в криминальной субкультуре.

Также опасность кроется в размытости воспитательных стратегий образовательной организации, что в таком случае фактически сводит воспитание к определенному набору мероприятий, формально маркируемых как воспитательные.

Учитывая тот факт, что именно подростковое сообщество играет важную роль в социализации школьников, в освоении "взрослых" форм отношений между ними, значимым является умение педагогов выстраивать контакт с обучающимися. Любовь, дружба, выработка отношения к людям и событиям, а также постановка общих целей, задач, выбор и согласование способов их достижения - все эти аспекты жизни составляют основу человеческого существования. Подростковое общество в процессе непрерывной коммуникации детей друг с другом позволяет им примерить эти отношения на себя, зачастую, путем преодоления искусственно создаваемых самими подростками экстремальных ситуаций. Таким образом, подростковое сообщество становится формой коллективности, в которой посредством такого "примеривания" вырабатывается коллективное, а также индивидуальное отношение подростков к миру и людям.

Для того чтобы подростки осваивали действительно конструктивные формы общения и деятельности, необходимо управление процессами, происходящими в детских и подростковых сообществах со стороны взрослых (родителей), прежде всего, через трансляцию, в том числе в семье, коммуникативно-ориентированных (понимающих и одновременно развивающих) способов разрешения конфликтов и, соответственно, способностей понимать другого, рефлексии собственных действий и осмысления собственной позиции в различных ситуациях. Безусловно, процессу восстановления цивилизованных межличностных коммуникаций благоприятствуют восстановительные технологии, в ходе которых разнообразные отношения и поступки детей, их родителей и учителей при поддержке специалистов становятся предметом конструктивного обсуждения со стороны самих подростков.

В связи с вышесказанным большое значение приобретает восстановление включенности родителей и социального окружения ребенка, в том числе совершившего правонарушения, в процесс "воспитательного взаимодействия".

В последние годы в воспитательной деятельности образовательных организаций все большую значимость приобретает работа с детско-родительскими сообществами, формирующимися вокруг школьных классов. Способом оперативного контакта в данных социальных группах выступают популярные мессенджеры Viber или WhatsApp. Благодаря возможности быстрых коммуникаций любая конфликтная ситуация в классе (с кем бы из участников образовательного процесса она ни возникла) уже вечером того же дня становится достоянием широкой общественности и темой для обсуждения родителей всех обучающихся, и, нередко, становится причиной последующего уже группового конфликта.

Зачастую установки родителей, высказываемые ими резкие суждения по отношению к тем или иным жизненным ситуациям, социальным группам и меньшинствам, предопределяют последующие поступки детей. Подобная ситуация актуальна для инклюзивных классов, где проблематика принятия детей с особыми образовательными потребностями часто касается не только учащихся, но и их родителей. Кроме того, в детских и подростковых коллективах образовательных организаций нередки случаи ксенофобии, что является вопиющим фактом для такого многонационального многоконфессионального государства, как Россия. В подобные конфликты, начавшиеся в классе, часто включаются и родственники конфликтующих сторон - представители той или иной диаспоры, чьи национальные или религиозные чувства были задеты. В сложившейся ситуации взаимодействие с такими сообществами, как пример конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, основанного на их публичном обсуждении, становится важным компонентом воспитательной деятельности образовательных организаций и требует особых навыков.

В связи с вышесказанным одной из приоритетных стратегических задач образовательных организаций становится применение подходов к воспитанию, базирующихся на гуманистических и традиционных способах управления конфликтами, направленных на преодоление криминализации подрастающего поколения, профилактику правонарушений несовершеннолетних, включение семейного и более широкого социального окружения ребенка к решению его возможных проблем, формирование в подростковых сообществах лидеров, несущих позитивные ценности; а также активном применении форм групповой работы с родительскими и детскими сообществами; профилактику и разрешение этноконфессиональных и межкультурных конфликтов в детской и подростковой среде.

Одним из ключевых инструментов реализации данной воспитательной стратегии является внедрение восстановительных технологий и принципов медиации в образовательное пространство, предусмотренное Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, которое может быть выражено в широком информировании педагогического состава образовательных организаций Российской Федерации о возможностях восстановительных технологий и медиации в воспитательном процессе; внедрении восстановительных технологий и медиации в воспитательную деятельность образовательных организаций путем формирования соответствующих компетенций у педагогического состава; использовании ресурса школьных служб примирения/служб школьной медиации для реализации восстановительных технологий (в том числе медиации).