1. О применении п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)

Вопрос:

В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) информации о правах на земельные участки налогоплательщики по налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРН, либо на основании актов о предоставлении земельных участков, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания.

В ряде ситуаций сведения о таких ранее возникших правах на земельные участки не содержатся у органов Росреестра и могут представляться в налоговые органы в виде заверенных копий документов о ранее возникшем праве.

В каком порядке в таком случае осуществляется определение налогоплательщика по налогу, допустимо ли налоговым органам использовать такие документы для целей налогового администрирования, в т.ч. полученные из органов местного самоуправления?

Разъяснения (рекомендации):

Исходя из ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) права на земельные участки, возникшие до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не зарегистрированные в ЕГРН (далее - ранее учтенные участки), признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

НК РФ не предусматривает использование для администрирования налога в отношении ранее учтенных участков сведений, полученных из органов местного самоуправления (положения п. 9.2 ст. 85 НК РФ об обмене налоговых органов с органами местного самоуправления сведениями о ранее учтенных участках признаны утратившими силу Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ).

Для исчисления налога регламентирован информационный обмен налоговых органов с органами Росреестра, обеспечивающими ведение ЕГРН (ст. 85 (пп. 4, 11), ст. 391 НК РФ).

Для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном участке может использоваться порядок государственной регистрации ранее возникших прав, согласно ч. 1 ст. 69 Закона N 218-ФЗ.

Для регистрации ранее возникших прав без личного обращения в регистрирующий орган физического лица - правообладателя ранее учтенного участка ст. 12 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления могут подавать от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и иные документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства).

В дальнейшем сведения о зарегистрированных в ЕГРН правах на ранее учтенные участки передаются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.