5.1 Показатели результативности и эффективности деятельности в области охраны труда (ПРЭД) должны:
- быть заданы в соответствии с поставленными организацией целями по охране труда так, чтобы давать представление о степени достижения целей;
- иметь ясный смысл, быть легко доступными для восприятия, понимания и интерпретации;
- быть логически обоснованными и адекватными своему назначению, а также требованиям национального законодательства и сложившейся практики, в том числе представлениям заинтересованных сторон;
- быть полными в своей совокупности для описания результативности и эффективности деятельности всей системы управления охраной труда;
- быть достоверными и проверяемыми;
- быть совместимыми и сравнимыми, а также позволять осуществлять их межсистемное использование;
- быть гибкими и адаптируемыми к различного рода изменениям.
5.2 При выборе ПРЭД организации следует учитывать:
- соответствие показателей политике в области охраны труда;
- соответствие показателей состоянию и условиям охраны труда, а также действиям руководства организации, направленным на улучшение состояния и условий охраны труда;
- полезность показателей для оценки соответствия национальному законодательству в области охраны труда;
- полезность показателей для оценки соответствия критериям результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда (КРЭД), их измеримость в единицах, соответствующих КРЭД;
- совместимость и понятность для всех заинтересованных сторон;
- достижимость их с точки зрения финансовых и временных ограничений;
- адекватность предполагаемому использованию в зависимости от типа, качества и количества исходных данных;
- представительность для проведения ОРД;
- восприимчивость и чувствительность к изменениям результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда;
- способность представлять информацию по текущим или прогнозируемым тенденциям изменения результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда.
5.3 Число ПРЭД выбирается минимальным, но достаточным для ОРД в целом или для оценки результативности и эффективности каких-либо отдельных элементов (аспектов) или направлений деятельности в области охраны труда.
При этом ПРЭД должны быть выбраны так, чтобы оценка совокупности таких показателей позволяла сделать наиболее полный вывод о функционировании системы управления охраной труда в организации, а также давала возможность выработать комплекс решений, направленных на улучшение всей системы, а не только ее отдельного элемента (аспекта).
Кроме того, при выборе ПРЭД руководство организации должно учесть и обеспечить сбор соответствующей информации для оценки влияния принимаемых мер в обеспечении соответствия одного из ПРЭД заданным критериям на другие показатели результативности и эффективности деятельности.
5.4 ПРЭД могут быть связаны с достижением заданных результатов в пределах определенного времени (показатели результативности и эффективности планируемой деятельности) и отражать качество функционирования процедур обеспечения безопасности труда, степень удовлетворенности персонала состоянием условий и охраны труда на рабочем месте и т.п., а также могут отражать недостаточную результативность и эффективность деятельности.
5.5 ПРЭД должны быть по возможности количественными и подразделяться по своей сути на единичные, обобщенные или взвешенные показатели, а по форме выражения - на абсолютные и относительные показатели.
1 Абсолютные показатели позволяют зафиксировать конкретное состояние условий и охраны труда, но не позволяют в целях анализа и управления объективно оценить, а главное сравнить динамику процессов охраны труда и структуру сложных явлений типа производственного травматизма.
2 Для анализа и планирования управленческих решений в сфере охраны труда следует применять исключительно относительные показатели, которые рассчитывают по исходным первичным абсолютным показателям и/или статистическим данным.
5.6 В зависимости от временного фактора различают моментные и интервальные ПРЭД. Большинство исходных ПРЭД носит моментный характер (на ту или иную дату), но при анализе следует использовать интервальные показатели, характеризующие рассматриваемые явления и процессы за определенный период - месяц, квартал, год, трудовую жизнь работника.
1 Основным временным периодом анализа считается календарный год.
2 Стандартной длительностью рабочего времени выполнения операций простого процесса труда считается 8-часовая ежедневная смена при 40-часовой рабочей неделе.
5.7 ПРЭД, применяемые для ОРД, подразделяют на два типа: показатели результативности и эффективности управления (ПРЭУ) и показатели результативности и эффективности функционирования (ПРЭФ).
Примечание - Отдельные ПРЭФ и ПРЭУ связаны между собой, поскольку определенные действия, предпринимаемые руководством организации, оказывают существенное влияние на состояние условий и охраны труда в целом.
5.8 ПРЭУ предусматривают информацию о способности организации и предпринимаемых ею мерах в таких аспектах управленческой деятельности, как:
- внедрение политики в области охраны труда;
- соблюдение требований национального законодательства;
- осуществление плановых мероприятий по управления состоянием и охраной труда;
- обучение в области охраны труда и системного управления охраной труда;
- образование и профессиональная компетенция специалистов по охране труда;
- обеспечение ресурсами и их эффективное использование;
- регулирование затрат на обеспечение требований и управление охраной труда;
- разработка новой и актуализация действующей документации по охране труда;
- своевременность и полнота корректирующих действий;
- характер взаимоотношений в рамках социального партнерства по вопросам охраны труда с профессиональными союзами и (или) представителями работников.
5.9 ПРЭУ используются для анализа:
- результативности и эффективности плановых мероприятий по управлению охраной труда;
- действий руководства организации, влияющих на результативность и эффективность деятельности в области охраны труда, и, возможно, состояния условий и охраны труда;
- соответствия состояния условий и охраны труда требованиям национального законодательства;
- финансовых затрат и потенциальной величины выгод от предотвращенного ущерба, связанного с недостатками в обеспечении требований охраны труда.
- определить изменения результативности и эффективности деятельности в области охраны труда;
- идентифицировать причины, по которым фактическая результативность и эффективность не достигает соответствующих КРЭД;
- идентифицировать возможности предупреждающих действий.
5.11 ПРЭФ охватывают показатели безопасности материальных объектов и оборудования, применяемых в организации, а также показатели безопасности услуг (подрядных, сервисных работ), поддерживающих производственную и хозяйственную деятельность организации.
5.12 Рекомендуемые перечни ПРЭД приведены в приложениях А и Б.
5.13 Выбор и/или разработка собственных ПРЭД (ПРЭУ и ПРЭФ) осуществляется таким образом, чтобы имелась возможность сопоставления результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда с соответствующими КРЭД.
В качестве КРЭД могут выступать локальные, местные, региональные, корпоративные, национальные (в том числе законодательно закрепленные) данные (показатели, индексы, индикаторы и т.п.) в области охраны труда.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей