Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Правила плавания судов и управления движением судов в акваториях морских портов и на подходах к ним, в том числе в зонах действия систем управления движением судов

II. Правила плавания судов и управления движением

судов в акваториях морских портов и на подходах к ним,

в том числе в зонах действия систем управления

движением судов

6. При плавании в акватории морского порта и на подходах к нему суда должны следовать по установленным схемам разделения движения судов, естественным или искусственным каналам, руслам рек, иным путям движения судов, оснащенным средствами навигационного оборудования (далее - фарватер), а также другим судоходным путям.

Маломерные, прогулочные и спортивные парусные суда не должны затруднять движение иных типов судов, по возможности следуя вне установленных в акватории морского порта и на подходах к нему фарватеров.

7. Суда при плавании на подходах к морскому порту, где установлены схемы разделения движения судов, должны следовать требованиям правила 10 Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года (далее - МППСС-72) <7>, если указанные требования не противоречат иным правилам плавания в морских портах и на подходах к ним, установленным обязательными постановлениями.

--------------------------------

<7> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII.-М., 1979. С. 435 - 461. Конвенция вступила в силу для СССР 15 июля 1977 г., документ о присоединении СССР к Конвенции с оговорками сдан на хранение Генеральному секретарю Межправительственной морской консультативной организации 9 ноября 1973 г., (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2016, N 0001201611240015 с поправками, вступившими в силу, http://www.pravo.gov.ru, 2016, N 0001201611240023, N 0001201611240022, N 0001201611240021, N 0001201611240020, N 0001201611240018).

8. При расхождении с другими судами:

судно, входящее в морской порт, уступает дорогу судну, выходящему из морского порта;

судно, входящее на фарватер, уступает дорогу судну, следующему по фарватеру;

судно, следующее по речному фарватеру против течения, уступает дорогу судну, следующему по этому фарватеру по течению;

судно, входящее из бокового фарватера на главный фарватер, уступает дорогу судну, следующему по главному фарватеру;

судно, пересекающее фарватер, уступает дорогу судну, следующему по фарватеру.

9. В зависимости от особенностей морского порта в обязательных постановлениях могут быть указаны иные правила расхождения судов, чем установленные пунктом 8 настоящих Общих правил <8>.

--------------------------------

<8> Подпункт 3 пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

10. Если одно из расходящихся судов ограничено в возможности маневрировать, лишено возможности управляться и несет огни (знаки) в соответствии с правилом 27 МППСС-72 или стеснено своей осадкой и несет огни (знаки) в соответствии с правилом 28 МППСС-72, то вместо правил, установленных пунктом 8 настоящих Общих правил, или правил, устанавливаемых в соответствии с пунктом 9 настоящих Общих правил, применяется правило 18 МППСС-72.

11. При приближении с противоположных направлений двух судов к узкому месту, повороту или месту перехода со створа на створ, если одновременное прохождение судами таких мест невозможно или опасно, судно, обязанное уступить дорогу другому судну, должно дать возможность судну, имеющему приоритет согласно пункту 8 настоящих Общих правил и/или правилу 18 МППСС-72, завершить маневр, держась на безопасном расстоянии.

12. Ограничения по скорости движения судов в акватории морского порта и на подходах к нему устанавливаются с учетом особенностей акватории морского порта, портовых гидротехнических сооружений, расположения на причалах кранов и иных средств для обеспечения погрузки/выгрузки грузов, оснащенности средствами навигационного оборудования, интенсивности движения, а также типов и размерений судов и указываются в обязательных постановлениях <9>.

--------------------------------

<9> Подпункт 3 пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

13. Независимо от ограничений по скорости движения судов во избежание развития опасного волнения и снижения риска гидродинамического "присасывания" судов, судно должно заблаговременно уменьшить свою скорость до минимально возможной, позволяющей безопасно управлять судном, в случаях:

расхождения с буксирными караванами;

прохода вблизи работающих кранов, экскаваторов, дебаркадеров, пристаней, доков, ошвартованных у причала судов;

прохода мест проведения подводных, гидротехнических и других специальных работ или обхода дноуглубительных судов;

прохода мимо плотов и шлюпок с людьми, работающими у причала либо у борта судна;

прохода мимо судов, занятых бункеровочными операциями или перегрузкой с судна на судно.

14. Судам с динамическим принципом поддержания, в том числе судам на воздушной подушке и экранопланам, движение по фарватерам при видимости пять кабельтовых и менее разрешается только в водоизмещающем положении.

15. Постановка судна на якорь на фарватере не допускается, за исключением:

угрозы явной опасности при дальнейшем движении судна;

вынужденной остановки судна вследствие технических повреждений;

закрытия прохода другими судами.

Капитан судна, вынужденного встать на якорь на фарватере, должен немедленно сообщить об этом капитану морского порта. В сообщении должно быть указано наименование судна, время, место и причины постановки судна на якорь, а также сведения о помехах для движения судов в районе постановки на якорь.

16. В случае, если судно в акватории морского порта село на мель либо потеряло якорь, либо обнаружило объекты, представляющие опасность для судна и (или) судоходства в акватории морского порта, капитан судна должен немедленно сообщить об этом капитану морского порта с указанием координат местонахождения судна, севшего на мель, места потери якоря либо объекта, представляющего опасность для судна и (или) судоходства.

17. В целях выполнения маневров судами или иными плавучими объектами в акватории морского порта и на подходах к нему, в том числе для производства швартовных операций, входа судов или иных плавучих объектов в морской порт либо выхода их из морского порта, применяется операция по оказанию помощи одним судном (судами) другому судну (другим судам) при его (их) передвижении, маневрировании или осуществлении швартовных операций с использованием буксирных тросов, других буксирных устройств, лагом или способом толкания (далее - буксировка).

18. Буксировка в акватории морского порта и на подходах к нему, за исключением швартовых операций, производится с разрешения капитана морского порта на основании проверки документов, подтверждающих безопасность буксировки в соответствии с приложением N 3 к настоящим Общим правилам.

19. В акватории морского порта и на подходах к нему не допускается буксировка:

лагом судов, груженных нефтью и нефтепродуктами наливом;

одним буксиром одновременно нескольких судов, груженных нефтью или нефтепродуктами наливом, за исключением случаев, когда они являются частью одного толкаемого жестко сочлененного состава, состоящего из двух несамоходных судов и одного буксира-толкача;

самоходного судна с ошвартованными у его борта плавучими объектами.

20. При движении в акватории морского порта и на подходах к нему суда должны быть готовы к немедленному выполнению маневров либо немедленной отдаче якоря.

21. В акватории морского порта и на подходах к нему плавание судов при видимости менее пяти кабельтовых допускается при обязательном использовании радиолокационных станций.

22. Водолазные работы в акватории морского порта и на подходах к нему производятся с разрешения капитана морского порта. Судно, занятое водолазными работами, должно нести огни и знаки в соответствии с правилом 27 (е) МППСС-72.

23. Любое судно при подходе к месту проведения водолазных работ обязано следовать с особой осторожностью и заблаговременно уменьшить скорость до минимально возможной, позволяющей безопасно управлять судном. Отдавать якоря разрешается на безопасном расстоянии от места проведения водолазных работ.

24. Суда, стоящие вблизи аварийного судна или проходящие мимо него, обязаны оказать помощь по спасению людей.

25. Управление движением судов в акватории морского порта и на подходах к нему осуществляется с использованием системы управления движением судов (далее - СУДС) или службы контроля судоходства и управления судоходством (далее - СКУС) <10>, действующей в морском порту, где отсутствует СУДС, или на участке акватории морского порта вне зоны действия СУДС.

--------------------------------

<10> Пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Приказ Минтранса России от 23 июля 2015 г. N 226 "Об утверждении Требований к радиолокационным системам управления движением судов, объектам инфраструктуры морского порта, необходимым для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, объектам и средствам автоматической информационной системы, службе контроля судоходства и управления судоходством" (зарегистрирован Минюстом России 28 октября 2015 г., регистрационный N 39517).

СУДС могут объединяться в региональные СУДС (далее - РСУДС) в целях обеспечения мониторинга движения судов между морскими портами.

26. СУДС выполняет в своей зоне действия следующие функции:

контроль движения судов и положения судов на якорных стоянках и выносных причальных устройствах;

передача судам информации;

организация и регулирование движения судов;

оказание помощи в судовождении;

обнаружение и опознавание судов при входе в зону действия СУДС, установление связи с ними, получение данных о судах.

СКУС выполняет в акватории морского порта следующие функции:

установление связи с судами на подходах к акватории морского порта, получение данных о судах;

мониторинг движения судов и расстановки судов на якорных стоянках и у причальных сооружений;

обеспечение разрешительного режима движения;

передача судам информации.

Функции СУДС и СКУС выполняются в отношении всех судов, за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов, по запросу которых СУДС оказывает помощь в судовождении в пределах возможностей технических средств. СУДС, участвующие в РСУДС, должны обеспечивать информационное взаимодействие в части мониторинга судов, осуществляющих движение между морскими портами.

27. СУДС осуществляет контроль движения судов и положения судов на якорных стоянках и выносных причальных устройствах в целях своевременного выявления и предотвращения опасных навигационных ситуаций и нарушений правил плавания.

СУДС передает на контролируемые суда информацию об изменениях судоходной обстановки, предупреждения о развитии опасных навигационных ситуаций и нарушении правил плавания и рекомендации в отношении дальнейших действий.

СУДС информирует капитана морского порта о выявленных опасных навигационных ситуациях или нарушениях правил плавания.

28. СКУС осуществляет мониторинг движения судов и расстановки судов на якорных стоянках и у причальных сооружений, используя средства радиосвязи с судами и возможности других технических средств, имеющихся в распоряжении СКУС.

29. СУДС передает судам информацию при входе судна в зону действия СУДС, при начале движения судна в зоне действия СУДС, при изменении обстановки по маршруту движения судна по запросу судна по объявленному расписанию или по мере необходимости.

СКУС передает судам информацию при входе судна в акваторию морского порта, при начале движения судна в акватории морского порта по запросу судна или по мере необходимости.

Передаваемая судам информация должна включать полностью или частично в соответствии с ее назначением сведения о:

судоходной обстановке и ее изменениях;

факторах, затрудняющих движение судов (при наличии);

гидрометеорологической обстановке;

состоянии средств навигационного оборудования;

изменениях в режиме движения судов;

установленном в морском порту или на морских терминалах уровне охраны.

В зависимости от особенностей морского порта передаваемая судам информация может включать дополнительные сведения для обеспечения безопасного плавания и стоянки судов в морском порту и на подходах к нему.

30. Организация движения судов в зоне действия СУДС осуществляется с учетом особенностей морского порта на основании суточного графика расстановки и движения судов в морском порту и включает:

выдачу разрешений на движение судов и расстановку судов в зоне действия СУДС;

планирование движения судов;

использование обязательных докладов судов о начале, окончании движения и прохождении регламентированных маршрутных точек;

использование маршрутов и приоритетных направлений движения судов;

использование одностороннего движения судов по фарватерам;

установление скорости и интервалов движения судов.

31. Суточный график расстановки и движения судов в морском порту ежедневно составляется на основании информации о заходе судна в морской порт и выходе судов из морского порта, передаваемой в соответствии с главой III настоящих Общих правил, с учетом сообщений операторов морских терминалов (причалов) о неготовности морских терминалов (причалов) к швартовке судов по причинам, указанным в пункте 94 настоящих Общих правил, утверждается капитаном морского порта, и доводится до сведения мореплавателей и служб морского порта, в том числе путем размещения на официальном сайте администрации морских портов.

32. На основании суточного графика расстановки и движения судов с учетом возможных изменений во времени подхода судов или начала их движения, а также гидрометеорологической обстановки СУДС или СКУС обеспечивает движение в первоочередном порядке судов, терпящих аварию или бедствие, имеющих на борту больных или следующих для оказания помощи, кораблей и судов Военно-Морского Флота и пограничных органов, судов, прибывающих по приглашению Правительства Российской Федерации, пассажирских судов, судов с опасными грузами, судов, осуществляющих доставку скоропортящихся грузов и живых животных, судов, работающих на регулярных линиях, зарегистрированных в установленном порядке <11>.

--------------------------------

<11> Приказ Минтранса России от 13 марта 2017 г. N 93 "Об утверждении Положения о морских линиях" (зарегистрирован Минюстом России 24 апреля 2017 г., регистрационный N 46464).

33. Регулирование движения судов осуществляется СУДС посредством передачи судам обязательных для исполнения указаний в отношении:

очередности и времени начала движения;

маршрута, интервала и скорости движения;

порядка прохождения судами фарватеров и их пересечений;

запрета на дальнейшее движение;

мест якорной стоянки или укрытий.

СКУС обеспечивает разрешительный режим движения в акватории морского порта, выдавая судам разрешения на вход в акваторию морского порта и выход из нее, на постановку судов на якорь или к причалу, а также на любое движение или перемещение судов в акватории морского порта.

34. Помощь в судовождении оказывается СУДС по запросу судна или по решению СУДС в сложных гидрометеорологических условиях при отсутствии на судне или неисправности технических средств, обеспечивающих безопасное движение судна.

35. При оказании помощи в судовождении СУДС регулярно передает на судно информацию:

о положении судна по отношению к навигационному ориентиру, фарватеру и путевым точкам;

о навигационных опасностях вблизи судна и на пути его следования;

о положении и движении других судов, а также рекомендации по дальнейшему движению судна.

36. Порядок оказания помощи в судовождении, включая интервал передачи информации, согласовывается между СУДС и судном. Судно уведомляется СУДС о начале и окончании помощи в судовождении, подтверждает получение информации и рекомендаций СУДС, а также сообщает СУДС о предпринимаемых действиях.

37. При ограниченной видимости, указываемой в обязательных постановлениях, СУДС осуществляет в акватории морского порта обязательное оказание помощи в судовождении для судов с опасными грузами, пассажирских судов и судов, имеющих неисправности технических средств и другие ограничения, влияющие на безопасность плавания.

38. Сообщения, направляемые СУДС на суда, должны предваряться словом, указывающим на характер сообщения (информация, предупреждение, рекомендация, указание). Рекомендации и указания СУДС должны быть ориентированы на конечный результат (местоположение или скорость и направление движения судна).

39. Выбор способа управления судном при выполнении рекомендаций и указаний СУДС остается за капитаном судна. В случае если капитан судна считает невозможным выполнение указаний СУДС, он обязан сообщить об этом СУДС и информировать о своих дальнейших действиях и намерениях.

40. Судно передает СУДС (при входе в зону ее действия) или СКУС (при приближении судна к границам акватории морского порта или к подходам к морскому порту) следующие сведения:

название и тип судна;

государственная принадлежность (флаг) судна;

порт назначения;

максимальная действующая осадка и надводный габарит судна;

вид груза, наличие опасного груза;

наличие неисправностей судовых технических средств и других ограничений, влияющих на безопасность плавания.

СУДС или СКУС вправе запрашивать у судна дополнительные сведения о судне и иную информацию, предусмотренную пунктом 49 настоящих Общих правил.

41. Судно, находящееся в зоне действия СУДС, обязано докладывать СУДС при прохождении установленных рубежей или точек выхода на связь, информировать СУДС об обнаружении загрязнения морской среды, несоответствий в работе или в местоположении средств навигационного оборудования, других объектов и явлений, представляющих опасность или затруднения для судоходства.

Судно по запросу СУДС должно сообщить о своем местоположении или передать иную информацию относительно окружающей навигационной и судоходной обстановки.

42. При входе в зону действия СУДС опознанного судна СУДС указывает ему маршрут движения, порядок прохождения фарватеров и их пересечений, якорное место, информирует о месте приема лоцмана и обстановке на маршруте движения, а также передает иные, предусмотренные настоящими Общими правилами и обязательными постановлениями сведения.

43. Судно входит в акваторию морского порта, входящую в зону действия СУДС, с разрешения СУДС, выдаваемого на основании суточного графика расстановки и движения судов в морском порту.

Судно начинает в зоне действия СУДС любое движение или перемещение (постановка на якорь, снятие с якоря, подход к причалу или отход от причала) только с разрешения СУДС.

Судно входит в акваторию морского порта, где отсутствует СУДС, или начинает в акватории такого порта любое движение или перемещение только с разрешения СКУС.

Указанные в настоящем пункте разрешения аннулируются и запрашиваются судном заново, если судно в течение установленного времени не начинает разрешенные действия.

44. Судно, вставшее на якорь, начавшее или завершившее швартовку к причалу, начавшее движение после снятия с якоря или отхода от причала, должно информировать об этом СУДС или СКУС.

После получения информации от судна о начале швартовки СУДС прекращает контроль движения судна.

45. В акватории морского порта и на подходах к нему связь между судами и службами морского порта осуществляется с использованием радиотелефонных каналов диапазона очень высоких частот морской подвижной службы (далее - каналы связи ОВЧ) в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации <12>.

--------------------------------

<12> Приказ Минтранса России N 137, Минсвязи России N 190, Госкомрыболовства России N 291 от 4 ноября 2000 г. "Об утверждении Правил радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2000 г., регистрационный N 2503).

Для работы СУДС и СКУС выделяются основной (основные) и резервный (резервные) каналы связи ОВЧ, не используемые другими береговыми службами.

46. Суда, находящиеся в зоне действия СУДС, обязаны нести постоянную радиовахту на 16 канале связи ОВЧ и на рабочем канале (каналах) связи ОВЧ, установленных СУДС.

Суда, находящиеся в акватории морского порта, где отсутствует СУДС, должны нести постоянную радиовахту на 16 канале связи ОВЧ и на рабочем канале связи ОВЧ, установленном СКУС.

Судно может завершить радиовахту на рабочем канале связи ОВЧ для СУДС или СКУС только после получения соответствующего разрешения СУДС или СКУС.

47. Не допускается ведение переговоров, не связанных с управлением движением судов и безопасностью мореплавания, на рабочих каналах СУДС и СКУС, каналах капитана морского порта и 16 канале связи ОВЧ.

Сведения о каналах связи ОВЧ и способах связи судов со службами морского порта приводятся в обязательных постановлениях в морском порту и доводятся капитаном морского порта до сведения мореплавателей при изменении таких сведений.

48. Судно, выходящее из зоны действия СУДС, должно информировать об этом СУДС и запросить разрешение на завершение радиовахты на рабочем канале связи ОВЧ для СУДС.

Судно, переходящее из зоны действия одной СУДС в смежную зону действия другой СУДС, должно установить связь с СУДС, в зону действия которой оно входит, и запросить разрешение на вход в эту зону.

После получения такого разрешения судно должно завершить связь с СУДС, из зоны действия которой оно выходит, и следовать процедурам взаимодействия с СУДС, в зону действия которой оно входит. При осуществлении плавания между морскими портами судно устанавливает радиосвязь с РСУДС по ее запросу и поддерживает такую радиосвязь при необходимости.