2. Состояние и перспективы внешнего и внутреннего рынков минеральных удобрений
Рынок минеральных удобрений включает в себя 4 основных сегмента (азотные, фосфорные, калийные и сложные минеральные удобрения).
Основная часть производимых в Российской Федерации минеральных удобрений поставляется на экспорт ввиду ограниченных объемов потребления на внутреннем рынке (71 процент - экспортные поставки, 29 процентов - внутренний рынок, в том числе как сырье для производства сложных удобрений).
Наибольшие объемы производства минеральных удобрений приходятся на такие виды удобрений, как карбамид и аммиачная селитра (азотные удобрения), хлорид калия (калийные удобрения), аммофос, диаммофос и сложные удобрения (NPK).
Объемы внесения минеральных удобрений в Российской Федерации (по данным Федеральной службы государственной статистики) за 2008 - 2016 годы выросли на 17 процентов и составили в 2016 году 2,3 млн. тонн (в пересчете на 100 процентов действующего вещества).
Отгрузка минеральных удобрений отечественным сельскохозяйственным производителям (по данным некоммерческой организации "Российская ассоциация производителей удобрений") в 2016 году составила 2,95 млн. тонн (в пересчете на 100 процентов действующего вещества).
Несмотря на то, что в основных сельскохозяйственных регионах Российской Федерации объемы внесения минеральных удобрений сопоставимы с мировой практикой, средний уровень внесения минеральных удобрений в целом по стране остается на низком уровне (мировая практика - в США - 140 кг на 1 гектар, в Европейском союзе - 130 кг на 1 гектар, в Латинской Америке - 90 кг на 1 гектар).
Объем внесения минеральных удобрений в среднем по Российской Федерации (по данным Федеральной службы государственной статистики) в 2016 году составил 48,8 кг на 1 гектар, а в регионах с развитым сельским хозяйством - значительно больше. Так, в Центральном федеральном округе - 88,3 кг на 1 гектар, в Северо-Кавказском федеральном округе - 83,4 кг на 1 гектар, в Южном федеральном округе - 76,7 кг на 1 гектар. Дальнейший рост потребления минеральных удобрений потребует интенсификации сельского хозяйства в Северо-Западном федеральном округе, Дальневосточном федеральном округе, Приволжском федеральном округе, Уральском федеральном округе и Сибирском федеральном округе.
Развитие российского рынка минеральных удобрений до 2025 года будет сдерживаться низким уровнем платежеспособного спроса сельскохозяйственных производителей и отсутствием культуры использования минеральных удобрений. В целях поддержания отечественных сельскохозяйственных производителей и выполнения государственной задачи по импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности производители минеральных удобрений осуществляют отгрузки продукции на российский рынок со скидкой от 2 процентов до 12 процентов по отношению к экспортным ценам (оценка по итогам 2016 года).
Даже в условиях 2-кратного роста к 2025 году (на 7 процентов в год) объемов внесения в почву минеральных удобрений российскими сельскохозяйственными производителями потребность российского рынка не превысит 4 - 5 млн. тонн (в пересчете на 100 процентов действующего вещества) и обеспечит не более 40 процентов загрузки существующих мощностей. Подобная оценка объемов потребления минеральных удобрений дается в рамках оптимистичного сценария развития подотрасли минеральных удобрений.
Фактическая динамика российского рынка минеральных удобрений за 2008 - 2016 годы характеризуется ростом только на 17 процентов (1,6 процента в год).
Мировое потребление минеральных удобрений (по данным Международной ассоциации минеральных удобрений (International Fertilizer Association) в 2015 году составило 241 млн. тонн (в пересчете на 100 процентов действующего вещества). Крупнейшими потребителями минеральных удобрений являются Китай, Индия, Соединенные Штаты Америки, Бразилия и страны Европейского союза.
Увеличение мирового потребления минеральных удобрений к 2025 году прогнозируется на 15 - 20 процентов (на 1 процент - 3 процента в год), главным образом за счет стран Юго-Восточной Азии, Южной Америки и Африки.
На развитие внешнего рынка будут влиять:
усиление конкуренции во всех сегментах рынка из-за опережающего ввода новых мощностей в основных странах - производителях минеральных удобрений;
вытеснение из международной торговли участников с высокой себестоимостью производства минеральных удобрений;
формирование (за счет наращивания объемов производства в странах с доступом к дешевому сырью, инфраструктуре, финансированию) новых центров производства следующих видов минеральных удобрений:
азотные - Российская Федерация, Ближний Восток, Соединенные Штаты Америки, Тринидад и Тобаго и Европейский союз;
фосфорные и сложные - Российская Федерация, Марокко, Китай и Соединенные Штаты Америки;
калийные - Российская Федерация, Канада, Белоруссия и Туркменистан.
Ключевыми конкурентными факторами для развития российских компаний - производителей минеральных удобрений и усиления их позиции на внешнем рынке в долгосрочной перспективе становятся доступ к дешевому сырью и низкая себестоимость производства минеральных удобрений.
Перспективы развития российской подотрасли минеральных удобрений напрямую связаны с использованием возможностей по наращиванию экспортного потенциала.
Это обусловлено наличием конкурентных преимуществ для поставок на внешний рынок (российские производители обладают доступом ко всем ключевым видам сырья, а также хорошими показателями по операционной себестоимости) и ограниченностью спроса российского рынка минеральных удобрений (в долгосрочной перспективе российский рынок минеральных удобрений не может выступать драйвером роста подотрасли минеральных удобрений и ввода новых мощностей в силу ограниченности его масштабов и ценового дисконта по отношению к экспортному паритету).
Ключевыми вопросами являются сохраняющиеся риски возможного изменения налогового и таможенного законодательства Российской Федерации в части возможного введения экспортных пошлин на широкую номенклатуру минеральных удобрений, высокая стоимость финансирования реализации новых и модернизации существующих проектов, экологическое и технологическое регулирование, более жесткое по сравнению с другими странами - производителями минеральных удобрений, что значительно увеличивает стоимость новых российских инвестиционных проектов и ухудшает их конкурентоспособность по сравнению с мировыми аналогами.
В текущей рыночной конъюнктуре высокая стоимость капитала и увеличенные капитальные затраты на создание производств (по сравнению с конкурентами) приводят к тому, что основная часть новых инвестиционных проектов в Российской Федерации оказывается в зоне риска.
Так, при операционной себестоимости существующих мощностей по карбамиду на уровне 110 - 115 долларов США за тонну по базису франко-завод для новых производств себестоимость продукции с учетом стоимости капитала поднимается до уровня 235 - 240 долларов США за тонну.
В ситуации прогнозируемого снижения мировых цен на минеральные удобрения и значительного ухудшения экономических показателей инвестиционных проектов некоторые из них могут быть приостановлены или вообще прекращены.
Тем не менее снижение регуляторной и тарифной нагрузки, реализация мер по развитию инвестиционно-финансового обеспечения, а также иные меры поддержки могут значительно улучшить экономические показатели инвестиционных проектов и гарантировать их внедрение на территории Российской Федерации. В то же время рост тарифов естественных монополий или стоимости основных видов сырья может привести к увеличению срока реализации инвестиционных проектов или отказу российских компаний - производителей минеральных удобрений от инвестиционной деятельности, а также к приостановке ряда действующих в настоящее время производств.
Применение экспортных пошлин в мировой практике чаще всего вызвано необходимостью обеспечения минеральными удобрениями внутреннего рынка в условиях нехватки поставок локальным сельскохозяйственным производителям.
Подобный опыт использования экспортных пошлин для насыщения внутреннего рынка минеральными удобрениями является неприменимым для Российской Федерации. Это обусловлено преференциальным характером поставок минеральных удобрений российским сельскохозяйственным производителям (после 2009 года внутренний спрос удовлетворяется полностью (100 процентов).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей