Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Утвержден

Приказом Министерства юстиции

Российской Федерации

от 18 октября 2000 г. N 296

ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ

ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации проводится в целях обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, не противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральным законам, подготовки предложений по устранению нарушений Конституции Российской Федерации и федеральных законов, содержащихся в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

2. Юридическая экспертиза проводится в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 июня 2000 г. N 176 "О первоочередных мерах по активизации работы Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению единого правового пространства", положениями о соответствующих территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации (далее - территориальные органы), настоящим Временным порядком, а также другими правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России).

3. Юридической экспертизе подлежат конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные решения органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, нормативные указы и иные решения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), нормативные постановления и иные решения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.

4. Юридическая экспертиза нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (за исключением нормативных правовых актов министерств и иных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) проводится территориальным органом в срок до 10 дней со дня его официального опубликования. При необходимости этот срок может быть продлен руководителем территориального органа, но не более чем на 30 дней.

Юридическая экспертиза нормативных правовых актов министерств и иных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится территориальным органом в срок до 30 дней со дня поступления акта в территориальный орган.

Департамент государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Минюста России проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, подлежащих согласованию с Минюстом России в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Управление законодательства субъектов Российской Федерации Минюста России проводит юридическую экспертизу конституций и уставов субъектов Российской Федерации. Юридическая экспертиза других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации проводится Управлением законодательства субъектов Российской Федерации Минюста России по поручениям Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, обращениям федеральных органов государственной власти, должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Руководитель территориального органа вправе привлекать к проведению юридической экспертизы в пределах их компетенции органы уголовно - исполнительной системы Минюста России, судебно - экспертные учреждения, учреждение по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иные органы и учреждения Минюста России, действующие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В целях повышения уровня юридической экспертизы территориальный орган в отдельных, наиболее сложных случаях может привлекать к ее проведению научные и иные организации.

Экспертное заключение на нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, касающийся вопросов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (кроме актов, подлежащих согласованию с Минюстом России), предварительно согласовывается с Департаментом государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Минюста России.

6. По результатам проведения юридической экспертизы нормативного правового акта субъекта Российской Федерации составляется мотивированное экспертное заключение на бланке по форме согласно приложению.

Экспертное заключение должно содержать следующие сведения:

предмет регулирования и его соответствие сфере ведения субъекта Российской Федерации или совместного ведения, установленной Конституцией Российской Федерации (с указанием конкретных статей и пунктов);

состояние нормативного регулирования в данной сфере, необходимость и достаточность правового акта для урегулирования общественных отношений;

оценку компетенции принявшего акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

соответствие содержания правового акта Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

соответствие формы и текста правового акта правилам юридической техники.

Экспертное заключение, подготовленное территориальным органом, подписывается руководителем территориального органа или лицом, исполняющим его обязанности.

7. В случае несоответствия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации или федеральному закону экспертное заключение направляется территориальным органом в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший акт, а копии экспертного заключения - полномочному представителю Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе и в Управление законодательства субъектов Российской Федерации Минюста России.

В целях организации работы по приведению нормативного правового акта субъекта Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами руководитель территориального органа направляет копию экспертного заключения в прокуратуру субъекта Российской Федерации, а при необходимости - в соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти или иные государственные органы.

Экспертное заключение подлежит включению в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

8. Руководитель территориального органа обязан принять все необходимые меры к устранению нарушений Конституции Российской Федерации и федеральных законов, содержащихся в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Если эти меры не повлекли устранение нарушений, территориальный орган незамедлительно направляет ответы на экспертное заключение, другие материалы о проделанной работе или их копии в Управление законодательства субъектов Российской Федерации Минюста России.

На основании проделанной территориальным органом работы Управление законодательства субъектов Российской Федерации Минюста России готовит проекты указов Президента Российской Федерации о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, запросов в Конституционный Суд Российской Федерации, предложения об использовании согласительных процедур, другие предложения об устранении нарушений Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

9. Руководитель территориального органа незамедлительно сообщает в Управление законодательства субъектов Российской Федерации Минюста России о приведении нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

10. Руководитель территориального органа несет персональную ответственность за качество экспертного заключения, сроки его подготовки и принятие мер по устранению нарушений Конституции Российской Федерации и федеральных законов, содержащихся в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

11. Управление законодательства субъектов Российской Федерации Минюста России может организовать проведение дополнительной или повторной юридической экспертизы нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а также пересмотреть экспертное заключение, подготовленное территориальным органом.