Приложение N 5

к федеральным нормам и правилам

в области использования атомной энергии

"Правила устройства и безопасной

эксплуатации грузоподъемных машин

и механизмов, применяемых на объектах

использования атомной энергии",

утвержденным приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 02 марта 2018 г. N 92

НОРМЫ БРАКОВКИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ КРАНОВ

1. Для оценки безопасности использования канатов должны применяться следующие критерии:

а) характер и число обрывов проволок (рисунки 1 - 3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

б) разрыв пряди;

в) поверхностный и внутренний износ;

г) поверхностная и внутренняя коррозия;

д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов;

и) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

00000009.png

Рисунок 1. Обрывы и смещения проволок каната

крестовой свивки

00000010.png

Рисунок 2. Сочетание обрывов проволок с их износом:

а - в канате крестовой свивки; б - в канате

односторонней свивки

00000011.png

Рисунок 3. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока:

а - в нескольких прядях каната; б - в двух прядях

в сочетании с местным износом

2. Браковка канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, должна проводиться по числу обрывов проволок в соответствии с таблицей N 1 и рисунком 4.

Канаты кранов группы А, а также канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рисунок 5) или коррозии (рисунок 6) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятая, разрыва (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рисунок 7).