Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 30 марта 2018 г. N 370

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА" НА 2013 - 2020 ГОДЫ

Изложить государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы в следующей редакции:

"Утверждена

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 15 апреля 2014 г. N 318

(в редакции

постановления Правительства

Российской Федерации

от 30 марта 2018 г. N 370)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА" НА 2013 - 2020 ГОДЫ

ПАСПОРТ

государственной программы Российской Федерации "Развитие

лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Соисполнитель Программы

-

Федеральное агентство лесного хозяйства

Участники Программы

-

отсутствуют

Подпрограммы Программы

-

подпрограмма "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов";

подпрограмма "Стратегическое управление лесным хозяйством"

Цели Программы

-

повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов

Задачи Программы

-

обеспечение эффективной охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;

обеспечение эффективного управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики

Целевые показатели (индикаторы) Программы

-

лесистость территории Российской Федерации;

доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;

отношение площади земель лесного фонда, занятой лесными насаждениями, к площади земель лесного фонда, выбывших из состава занятых лесными насаждениями земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов;

объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда;

отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины

Этапы и сроки реализации Программы

-

2013 - 2020 годы, в том числе:

I этап - 2013 - 2014 годы;

II этап - 2015 - 2017 годы;

III этап - 2018 - 2020 годы

Объем бюджетных ассигнований Программы

-

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2013 - 2020 годах составляет 253238155,3 тыс. рублей, в том числе:

в 2013 году - 29610895,2 тыс. рублей;

в 2014 году - 31912016,9 тыс. рублей;

в 2015 году - 33535578,5 тыс. рублей;

в 2016 году - 29042669,6 тыс. рублей;

в 2017 году - 27493700,8 тыс. рублей;

в 2018 году - 33291891,4 тыс. рублей;

в 2019 году - 33752624 тыс. рублей;

в 2020 году - 34598778,9 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

в результате реализации I этапа Программы предполагается:

сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,6 процента;

сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 70,54 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;

повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, до уровня 20,3 рубля в расчете на 1 га земель лесного фонда;

достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 33 процентов.

В результате реализации II этапа Программы предполагается:

поддержание лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,4 процента;

сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 70,4 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;

повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 26,9 процента;

сохранение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 31,1 процента.

В результате реализации III этапа Программы предполагается:

сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,5 процента;

сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 70,4 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;

повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 48,7 процента;

достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 34,1 процента

ПАСПОРТ

подпрограммы "Обеспечение использования, охраны, защиты

и воспроизводства лесов" государственной программы

Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства"

на 2013 - 2020 годы

Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель Программы)

-

Федеральное агентство лесного хозяйства

Участники подпрограммы

-

отсутствуют

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

отсутствуют

Цель подпрограммы

-

создание условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия

Задачи подпрограммы

-

повышение эффективности предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров;

повышение эффективности защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятного воздействия внешней среды;

актуализация информации и развитие системы данных государственного лесного реестра;

создание условий для рационального, многоцелевого, неистощительного и эффективного использования лесов;

обеспечение соблюдения требований законодательства в сфере лесных отношений, в том числе предотвращение нелегальных рубок;

повышение эффективности восстановления погибших и вырубленных лесов, качества селекционных и генетических свойств посадочного материала

Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы

-

доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров;

доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров;

площадь лесов, расположенных на землях лесного фонда, охваченных государственным лесопатологическим мониторингом наземными способами;

доля площади лесов, в которых осуществляются лесопатологические обследования, в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями;

отношение площади ликвидированных очагов вредных организмов к площади очагов вредных организмов в лесах, требующих мер борьбы с ними;

отношение площади лесов, на которых были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов;

сокращение объема незаконных рубок по отношению к объему таких рубок в предыдущем году;

доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда;

протяженность лесных дорог, построенных за год;

доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства;

доля семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме заготовленных семян;

доля посадочного материала с закрытой корневой системой в общем количестве посадочного материала;

формирование и хранение федерального фонда семян лесных растений;

увеличение площади лесных насаждений искусственного происхождения;

создание искусственных лесных насаждений на площадях, ранее не занятых лесом;

площадь рубок ухода в молодняках;

площадь лесных плантаций;

средняя численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на 50 тыс. га земель лесного фонда;

доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги;

отношение площади земель, отнесенных к землям, занятым лесными насаждениями (за текущий год), к площади фактической сплошной рубки за год (без учета рубки лесных насаждений, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов)

Этапы и сроки реализации подпрограммы

-

2013 - 2020 годы, в том числе:

I этап - 2013 - 2014 годы;

II этап - 2015 - 2017 годы;

III этап - 2018 - 2020 годы

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы

-

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2013 - 2020 годах составляет 211258128,2 тыс. рублей, в том числе:

в 2013 году - 23389059,1 тыс. рублей;

в 2014 году - 26888174,2 тыс. рублей;

в 2015 году - 27255376,4 тыс. рублей;

в 2016 году - 24586564,6 тыс. рублей;

в 2017 году - 23886436,2 тыс. рублей;

в 2018 году - 27965711,7 тыс. рублей;

в 2019 году - 28758312,5 тыс. рублей;

в 2020 году - 28528493,5 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

в результате реализации I этапа подпрограммы предполагается:

создание и обеспечение функционирования специализированной диспетчерской службы, а также региональных и местных диспетчерских пунктов по охране лесов от пожаров (1550 единиц);

организация системы межведомственного взаимодействия при тушении лесных пожаров, маневрирования лесопожарными формированиями, а также пожарной техникой, оборудованием, инвентарем и снаряжением;

обеспечение ежегодных плановых мероприятий по противопожарному обустройству лесов в запланированных объемах;

осуществление наземного (около 85 млн. га ежегодно), авиационного (455 млн. га ежегодно) и космического (1,1 млрд. га ежегодно) мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

ежегодное осуществление плановых лесозащитных мероприятий;

создание эффективной системы управления защитой лесов;

проведение государственного лесопатологического мониторинга наземными способами на площади порядка 97322,9 тыс. га;

увеличение доли площади земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного фонда до 20,4 процента;

увеличение доли семян с улучшенными свойствами в общем объеме заготовленных семян до 1,9 процента;

увеличение площади рубок ухода в молодняках до 360 тыс. га.

В результате реализации II этапа подпрограммы предполагается:

разработка новых средств обнаружения лесных пожаров (средства визуального и инфракрасного мониторинга, беспилотные летательные аппараты) и тушения лесных пожаров (высоконапорные помпы, эффективные реагенты для тушения торфяных пожаров), а также технологий тушения лесных пожаров (применение взрывчатых веществ, использование подземных источников водоснабжения, предварительная обработка лесных участков противопожарными реагентами, использование каркасных (мягких) емкостей для перекачивания воды и др.);

разработка и внедрение новых средств локализации и ликвидации очагов вредных организмов на основе инновационных научных достижений;

проведение государственного лесопатологического мониторинга наземными способами ежегодно на площади 97322,9 тыс. га;

сохранение на уровне 21,7 процента площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда;

доведение доли семян с улучшенными свойствами в общем объеме заготовленных семян до 1,9 процента;

доведение площади рубок ухода в молодняках до 303,6 тыс. га;

сохранение лесных плантаций на площади 16 тыс. га;

доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги не менее 90 процентов.

В результате реализации III этапа подпрограммы предполагается:

внедрение новых средств обнаружения и тушения лесных пожаров, а также технологий тушения лесных пожаров;

проведение к 2020 году государственного лесопатологического мониторинга наземными способами на площади 97322,9 тыс. га ежегодно;

сохранение на уровне 21,2 процента площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда;

увеличение доли семян с улучшенными свойствами в общем объеме заготовленных семян до 2,5 процента;

сохранение площади рубок ухода в молодняках на уровне 302,3 тыс. га;

сохранение лесных плантаций на площади 16 тыс. га;

доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги не менее 90 процентов

ПАСПОРТ

подпрограммы "Стратегическое управление лесным хозяйством"

Ответственный исполнитель подпрограммы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Соисполнитель подпрограммы

-

Федеральное агентство лесного хозяйства

Участники подпрограммы

-

отсутствуют

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

отсутствуют

Цели подпрограммы

-

повышение эффективности управления лесами как основы устойчивого развития лесного сектора экономики

Задачи подпрограммы

-

совершенствование государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере лесного хозяйства;

повышение эффективности исполнения государственных функций и государственных услуг в сфере лесных отношений;

повышение качества научно-аналитического обеспечения;

повышение эффективности бюджетных расходов в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы;

развитие международного сотрудничества по вопросам лесного хозяйства, повышение качества кадрового обеспечения

Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы

-

доля площади земель лесного фонда с установленными границами лесничеств (лесопарков);

доля площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов;

доля площади земель лесного фонда, на которых осуществляется дистанционный мониторинг использования лесов, в площади земель лесного фонда, переданных в аренду;

доля объема финансирования лесных научных исследований в общем объеме финансирования лесного хозяйства;

доля инновационных разработок в общем объеме финансирования лесных научных исследований;

оценка качества финансового менеджмента в Федеральном агентстве лесного хозяйства;

динамика производительности труда относительно уровня предыдущего года;

доля высокопроизводительных рабочих мест в общей численности персонала;

внутренние затраты на исследования и разработки;

доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, в общей численности работников лесного хозяйства

Этапы и сроки реализации подпрограммы

-

2013 - 2020 годы, в том числе:

I этап - 2013 - 2014 годы;

II этап - 2015 - 2017 годы;

III этап - 2018 - 2020 годы

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы

-

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2013 - 2020 годах составляет 41980027,1 тыс. рублей, в том числе:

в 2013 году - 6221836,1 тыс. рублей;

в 2014 году - 5023842,7 тыс. рублей;

в 2015 году - 6280202,1 тыс. рублей;

в 2016 году - 4456105 тыс. рублей;

в 2017 году - 3607264,6 тыс. рублей;

в 2018 году - 5326179,7 тыс. рублей;

в 2019 году - 4994311,5 тыс. рублей;

в 2020 году - 6070285,4 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

в результате реализации I этапа подпрограммы предполагается:

увеличение доли площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов до 23 процентов;

осуществление дистанционного мониторинга использования лесов на 43 процентах площади земель лесного фонда, переданных в аренду;

создание 2 инновационно-внедренческих центров на базе организаций, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства;

доведение оценки качества финансового менеджмента в Федеральном агентстве лесного хозяйства до 54 баллов.

В результате реализации II этапа подпрограммы предполагается:

увеличение доли площади земель лесного фонда с установленными границами лесничеств (лесопарков) до 10,8 процента;

увеличение доли площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов до 34 процентов;

осуществление дистанционного мониторинга использования лесов на 60 процентах площади земель лесного фонда, переданных в аренду;

создание филиала федерального бюджетного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства" в Сибирском федеральном округе;

создание инновационно-внедренческого центра на базе федерального бюджетного учреждения "Дальневосточный научно-исследовательский институт лесного хозяйства";

доведение оценки качества финансового менеджмента в Федеральном агентстве лесного хозяйства до 60 баллов;

доведение динамики производительности труда относительно уровня предыдущего года до 100 процентов;

доведение количества высокопроизводительных рабочих мест до 17,7 тыс. человек;

доведение внутренних затрат на исследования и разработки до 343,71 млн. рублей.

В результате реализации III этапа подпрограммы предполагается:

увеличение доли площади земель лесного фонда с установленными границами лесничеств (лесопарков) до 56,6 процента;

увеличение доли площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов до 58 процентов;

осуществление дистанционного мониторинга использования лесов на 75 процентах площади земель лесного фонда, переданных в аренду;

создание инновационно-внедренческого центра на базе федерального бюджетного учреждения "Северный научно-исследовательский институт лесного хозяйства";

доведение оценки качества финансового менеджмента в Федеральном агентстве лесного хозяйства до 66 баллов;

доведение динамики производительности труда относительно уровня предыдущего года до 104,2 процента;

доведение количества высокопроизводительных рабочих мест до 25,6 тыс. человек;

доведение внутренних затрат на исследования и разработки до 369,08 млн. рублей

I. Приоритеты и цели государственной политики,

включая направления развития приоритетных территорий,

а также общие требования к государственной политике

субъектов Российской Федерации в сфере

реализации Программы

На протяжении последнего десятилетия в основополагающих документах развития лесного сектора Российской Федерации определялись целевые установки государственной политики и намечались пути решения задач с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.

Приоритеты и цели государственной политики устанавливаются в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее - Концепция). Концепцией определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства:

создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов (в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциалы);

улучшение породного состава лесных насаждений, а также сокращение нелегальных рубок и теневого оборота древесины.

Концепцией установлено, что развитие транспортной инфраструктуры на землях лесного фонда, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия, а также развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей позволят существенно увеличить объемы использования лесов. Предполагается, что к 2020 году прогнозируемый рост производства и потребления продукции глубокой переработки древесины достигнет уровня государств - лидеров в этой сфере деятельности (Соединенные Штаты Америки, Канада и др.).

Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной совместным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 октября 2008 г. N 482 (далее - Стратегия), определены следующие основные факторы возникновения системных проблем в сфере лесного хозяйства:

истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесопромышленных предприятий и путей транспорта;

недостаточная точность учета лесных ресурсов;

низкая эффективность федерального государственного лесного надзора на региональном уровне;

значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней, ущерб от которых намного выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов;

невысокое качество лесовосстановления и низкий технический уровень лесохозяйственных работ;

плохо развитая инфраструктура, в том числе дорожная, в лесах;

высокий уровень теневого оборота древесины;

нарушение биологического разнообразия лесов.

С учетом указанных проблем определены следующие стратегические цели развития лесного комплекса Российской Федерации:

обеспечение устойчивого управления лесами;

сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов;

повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, а также в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

Для достижения поставленных целей предусматривается совершенствование организационной и функциональной структуры государственного управления лесами, лесного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также определяются направления дальнейшего развития системы лесного планирования на федеральном, региональном и местном уровнях.

В Стратегии содержатся:

перечень основных мероприятий по интенсификации и эффективному использованию лесов (в том числе путем развития лесной инфраструктуры в регионах), а также по реализации приоритетных инвестиционных проектов и освоению новых лесных массивов, предполагающих дальнейшее развитие рыночных механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и материально-технической базы лесного хозяйства;

перечень необходимых мероприятий по совершенствованию и развитию федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), причем в качестве отдельной задачи выделяется необходимость укрепления научно-инновационного развития и кадрового обеспечения лесного хозяйства.

Кроме того, Стратегией определяется комплекс мер по обеспечению современного уровня охраны и защиты лесов, а также гарантированного воспроизводства лесных ресурсов на основе организационно-технических, технологических и инновационных решений.

В соответствии с Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р, государственная политика в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы (далее - Программа) основывается на следующих принципах:

признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах;

соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов;

многоцелевое, комплексное и неистощительное использование лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

сохранение лесов, находящихся в федеральной собственности, и развитие института частной собственности в отрасли;

ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за осуществление полномочий в области лесных отношений на соответствующих территориях;

согласованное управление лесами и смежными территориями;

учет социально-экономических, природно-климатических и экологических особенностей субъектов Российской Федерации;

общественное участие при планировании и проведении мероприятий в лесах;

обоснованность и последовательность в принятии решений в сфере управления лесами;

усиление роли и обеспечение конкурентоспособности Российской Федерации в мировом лесном секторе.

Для реализации Программы необходимо обеспечить:

в экономической сфере - эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса;

в экологической сфере - благоприятную окружающую среду для граждан и сохранение биосферной роли лесов России;

в социальной сфере - рост уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие лесных территорий.

Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:

повышение эффективности управления лесным сектором;

интенсификация использования и воспроизводства лесов;

повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредителей, болезней и других неблагоприятных факторов, а также от нелегальных рубок;

повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;

сохранение экологического потенциала лесов;

повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного сектора экономики;

развитие международного сотрудничества и переговорного процесса по вопросам лесного хозяйства;

формирование условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений.

Сведения о целевых показателях (индикаторах) Программы и их значениях приведены в приложении N 1.

В целях эффективной реализации программно-целевого метода на всех уровнях лесоуправления в каждом субъекте Российской Федерации, осуществляющем переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, требуются принятие и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации, охватывающих и учитывающих в полной мере все ключевые направления деятельности в области лесных отношений с учетом региональной специфики.

Государственные программы субъектов Российской Федерации в области лесных отношений должны корреспондироваться с Программой и увязываться с общегосударственной системой целей, задач, целевых показателей (индикаторов), рисков, а также с уровнем финансирования Программы в установленной сфере.

Сведения о целевых показателях (индикаторах) Программы по субъектам Российской Федерации приведены в приложении N 2. Эти показатели (индикаторы) должны полностью войти в состав государственных программ субъектов Российской Федерации в области лесных отношений с сохранением наименований и значений показателей (индикаторов), установленных в Программе, и значений показателей (индикаторов), установленных в Программе по субъектам Российской Федерации.

В перспективе указанный подход должен найти свое отражение на региональном уровне в отношении установления взаимосвязи между государственными программами субъектов Российской Федерации и муниципальными программами в части вопросов взаимодействия между государственными и муниципальными органами власти в указанной сфере. Особенно важным станет направление охраны лесов в первую очередь в части планирования и проведения совместных и (или) взаимоувязанных (согласованных) мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение возникновения негативных ситуаций в лесной сфере, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, экологии региона, а также объектам экономики.

Также важным является обязательное отражение в государственных программах субъектов Российской Федерации всех источников финансирования по аналогии с Программой.

Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 3.

Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении N 4.

Заключение долгосрочных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд в целях реализации основных мероприятий Программы не планируется.

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета приведено в приложении N 5.

План реализации Программы на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов приведен в приложении N 6.

Программой предусматриваются меры по развитию всех приоритетных территорий Российской Федерации - Дальнего Востока, Байкальской природной территории, Северного Кавказа, Калининградской области, Арктической зоны Российской Федерации, Республики Крым и г. Севастополя.

Направления развития приоритетных территорий в Программе формируются исходя из необходимости опережающего развития и особенностей лесов на приоритетных территориях. Леса Дальнего Востока рассматриваются как природный комплекс, характеризующийся значительными запасами древесины, технического, лекарственного сырья, недревесных продуктов леса. Леса Байкальской природной территории обеспечивают сохранение природных комплексов региона, выполняя водоохранную, почвозащитную и водорегулирующую функции, играют важную роль в бассейне озера Байкал как фактор, обеспечивающий биологическую очистку стекающих вод, а также являются мощным биологическим поглотителем загрязнений. В Северо-Кавказском федеральном округе находятся леса преимущественно высокогорного типа с высокой долей ценных пород. Здесь сосредоточены почти все буковые леса России, а также значительная часть таких ценных пород деревьев, как дуб, граб, ясень. Леса Калининградской области при относительно низкой лесистости характеризуются большой хозяйственной и средообразующей ценностью. В теплой (южной) части Арктической зоны Российской Федерации представлены значительные лесные ресурсы (лесотундра и хвойные леса). На территории полуострова Крым леса расположены неравномерно: в горной зоне на юге лесистость достигает 60 процентов территории, а в среднем по Республике Крым - лишь 10 процентов. Город Севастополь характеризуется наличием только городских лесов, при этом земли лесного фонда на территории данного субъекта Российской Федерации полностью отсутствуют.

В качестве основных целей реализации Программы на приоритетных территориях определены:

повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов.

Условием эффективного достижения указанных целей является решение следующих задач:

создание условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;

повышение эффективности управления лесами как основы устойчивого развития лесного сектора экономики.

Непосредственно действия по направлениям развития приоритетных территорий предусматриваются в подпрограммах Программы. Подпрограмма "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов", одной из целей которой является создание условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, направлена на решение всех указанных задач. В последние десятилетия наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов, в том числе и на приоритетных территориях. В связи с этим для сохранения и преумножения уникальных лесных ресурсов на соответствующих приоритетных территориях в рамках подпрограммы "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" выделены отдельные мероприятия, направленные на охрану, защиту и воспроизводство лесов.

Кроме того, в целях повышения эффективности управления лесами как основы устойчивого развития лесного сектора экономики на некоторых приоритетных территориях в рамках подпрограммы "Стратегическое управление лесным хозяйством" осуществляется решение задачи по повышению качества научно-аналитического обеспечения.

Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) Программы на приоритетных территориях приведены в приложениях N 7 - 12.

На территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, осуществляется реализация основных мероприятий Программы, направленных на сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок, создание условий для рационального и интенсивного использования лесов, обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, а также на повышение продуктивности и качества лесов.

Существующая система мероприятий направлена на решение задач, востребованных на текущем этапе реализации Программы, и включает в себя:

охрану лесов от пожаров;

защиту лесов;

воспроизводство лесов и лесоразведение;

лесоустройство, отвод и таксацию лесосек;

обеспечение выполнения функций государственного управления в области лесных отношений;

проведение научных исследований в области лесного хозяйства.

Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы на приоритетных территориях приведены в приложениях N 13 - 18.

Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы по субъектам Российской Федерации на приоритетных территориях приведены в приложениях N 19 - 24.

Размер субвенций из федерального бюджета для каждого субъекта Российской Федерации определяется ежегодно в рамках формирования проекта федерального бюджета на очередной год и плановый период по методике распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 838 "Об утверждении методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации".

Для г. Севастополя соответствующие вопросы регламентируются также распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 1325-р, утвердившим Соглашение между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий в области лесных отношений. Размер субвенции из федерального бюджета для г. Севастополя определяется ежегодно в рамках формирования проекта федерального бюджета на очередной год и плановый период по методике распределения субвенций из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на осуществление переданных субъектам Российской Федерации части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 г. N 31 "Об утверждении методики распределения субвенций из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на осуществление переданных субъектам Российской Федерации части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений".

II. Общая характеристика участия субъектов Российской

Федерации (в том числе обоснование состава и значений

целевых показателей (индикаторов), характеризующих

достижение ожидаемых результатов) в сфере совместного

ведения Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации при реализации Программы

Успешная реализация Программы возможна только при активном участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которым в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, включающие организацию и обеспечение использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют все мероприятия Программы, за исключением мероприятий, осуществляемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральным агентством лесного хозяйства.

Координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере реализации Программы Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет самостоятельно или через Федеральное агентство лесного хозяйства посредством проведения регулярных совещаний, в том числе выездных и селекторных.

Координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере реализации Программы Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет посредством ежегодного рассмотрения и утверждения бюджетных проектировок субъектов Российской Федерации, проведения выездных и селекторных совещаний, текущего контроля и координации деятельности субъектов Российской Федерации департаментами лесного хозяйства - территориальными органами Федерального агентства лесного хозяйства.

Система целевых показателей (индикаторов) Программы сформирована с учетом обеспечения возможности проверки и подтверждения достижения целей и решения задач Программы и включает взаимодополняющие друг друга целевые показатели (индикаторы) Программы и ее подпрограмм.

При формировании указанной системы учтены требования к характеристике каждого показателя (адекватность, точность, объективность, достоверность, однозначность, экономичность, сопоставимость, своевременность и регулярность).

Целевые показатели (индикаторы) Программы имеют запланированные по годам количественные значения, рассчитываемые по утвержденным методикам на основе данных государственного статистического наблюдения и отраслевой отчетности.

Значения целевых показателей (индикаторов) Программы по годам ее реализации соответствуют средним многолетним природно-экономическим условиям развития лесного хозяйства. Целевые показатели (индикаторы) рассчитаны на основе прогноза их динамики с учетом тенденций их изменения за счет совершенствования системы управления в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при сохранении уровня финансирования лесного хозяйства.

Целевые показатели (индикаторы) Программы будут достигнуты при сохранении уровня финансирования лесного хозяйства. Ухудшение целевых показателей (индикаторов) Программы может быть вызвано возникновением экстремальных природных явлений в регионах (высокая горимость лесов, вспышки массового размножения вредных организмов, повреждение лесов в результате развития опасных метеорологических процессов, метеорологические условия, определяющие возможность проведения таких мероприятий по использованию лесов, как заготовка древесины, осуществление рекреационной деятельности, заготовка недревесной продукции лесов и др.), неблагоприятной экономической ситуацией на рынке лесной продукции, а также недостаточностью местных квалифицированных трудовых ресурсов.

Приложение N 1

к государственной программе

Российской Федерации "Развитие

лесного хозяйства"

на 2013 - 2020 годы

СВЕДЕНИЯ

О ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА"

НА 2013 - 2020 ГОДЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЯХ

Наименование показателя (индикатора)

Единица измерения

Ответственный исполнитель

Значение показателя (индикатора)

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

(план.)

2018 год

(план.)

2019 год

(план.)

2020 год

(план.)

план.

факт.

план.

факт.

план.

факт.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы

1.

Лесистость территории Российской Федерации <1>

процентов

46,6

46,5

46,6

46,5

46,4

46,4

46,4

46,4

46,4

46,5

2.

Доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда <1>

процентов

70,54

70,57

70,54

70,54

70,4

70,4

70,4

70,4

70,4

70,4

3.

Отношение площади земель лесного фонда, занятой лесными насаждениями, к площади земель лесного фонда, выбывших из состава занятых лесными насаждениями земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов

процентов

-

-

-

-

63,1

63,1

61,7

62,8

63,7

65,6

4.

Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда

рублей

20,3

22

20,9

23,1

21,5

25,7

26,9

38,3

43,1

48,7

5.

Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины

процентов

33

29,2

36

29,3

29,8

30,4

31,1

32,1

33,1

34,1

Подпрограмма "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов"

6.

Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров

процентов

Рослесхоз

77,7

73,6

78,5

70,8

70,7

73,4

71,11

71,8

73,45

75,55

7.

Доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров

процентов

Рослесхоз

4,3

11,1

4

15,3

4,99

10,1

4,99

4,87

4,8

4,66

8.

Площадь лесов, расположенных на землях лесного фонда, охваченных государственным лесопатологическим мониторингом наземными способами

тыс. га

Рослесхоз

97322,9

109100,4

97322,9

95500,5

102315,9

102316,1

97322,9

97322,9

97322,9

97322,9

9.

Доля площади лесов, в которых осуществляются лесопатологические обследования, в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями

процентов

Рослесхоз

0,46

0,34

0,47

0,3

0,34

0,27

0,25

0,26

0,27

0,5

10.

Отношение площади ликвидированных очагов вредных организмов к площади очагов вредных организмов в лесах, требующих мер борьбы с ними

процентов

Рослесхоз

13

24,1

15

11

15,4

20

62

17

17,5

25

11.

Отношение площади лесов, на которых были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов

процентов

Рослесхоз

25

16,5

26

12

13,6

5

13,8

14,2

14,5

23

12.

Сокращение объема незаконных рубок по отношению к объему таких рубок в предыдущем году

процентов

Рослесхоз

2

-21 <2>

2

7,7

2

-36,4 <2>

2

2

2

2

13.

Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда <3>

процентов

Рослесхоз

20,4

20,6

21,3

20,7

21,8

21,1

21,7

21,2

21,2

21,2

14.

Протяженность лесных дорог, построенных за год

км

Рослесхоз

5600

5728,3

5700

6020

4025

10512,9

4034

4113

4025

3128

15.

Доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства

процентов

Рослесхоз

31,5

31,5

31,5

31,5

28,4

32,6

26,8

26,8

26,8

28,4

16.

Доля семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме заготовленных семян

процентов

Рослесхоз

1,9

14,5

2

2

1,8

2,3

1,9

2

2,1

2,5

17.

Доля посадочного материала с закрытой корневой системой в общем количестве посадочного материала

процентов

Рослесхоз

5

5,6

5

8,6

4,5

7,5

4,5

4,5

4,5

5

18.

Формирование и хранение федерального фонда семян лесных растений

кг

Рослесхоз

11700

12060

11700

15141

12289

12289

15342

15342

15342

15342

19.

Увеличение площади лесных насаждений искусственного происхождения

тыс. га

Рослесхоз

-

-

-

-

19000

19000

19100

19200

19400

19490

20.

Создание искусственных лесных насаждений на площадях, ранее не занятых лесом

тыс. га

Рослесхоз

-

-

-

-

0,4

0,4

0,4

0,5

0,6

0,8

21.

Площадь рубок ухода в молодняках

тыс. га

Рослесхоз

360

293,1

375

272

314,1

260

303,6

297,3

297,3

302,3

22.

Площадь лесных плантаций

тыс. га

Рослесхоз

-

-

20

16

16

16

16

16

16

16

23.

Средняя численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на 50 тыс. га земель лесного фонда

человек

Рослесхоз

1,6

0,8

1,7

0,88

0,88

0,9

0,88

1,0

1,1

1,7

24.

Доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги <4>

процентов

Рослесхоз

-

-

-

-

90

90

90

90

90

90

25.

Отношение площади земель, отнесенных к землям, занятым лесными насаждениями (за текущий год), к площади фактической сплошной рубки за год (без учета рубки лесных насаждений, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов)

процентов

Рослесхоз

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Подпрограмма "Стратегическое управление лесным хозяйством"

26.

Доля площади земель лесного фонда с установленными границами лесничеств (лесопарков)

процентов

Рослесхоз

-

-

-

-

6,9

6,9

10,8

24,4

38,3

57,3

27.

Доля площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов

процентов

Рослесхоз

23

23

26

26

29

32

34

40

48

58

28.

Доля площади земель лесного фонда, на которых осуществляется дистанционный мониторинг использования лесов, в площади земель лесного фонда, переданных в аренду

процентов

Рослесхоз

43

43

43

43

43

43

60

65

70

75

29.

Доля объема финансирования лесных научных исследований в общем объеме финансирования лесного хозяйства

процентов

Рослесхоз

0,8

1,13

0,8

1,06

0,8

1,13

0,8

0,8

0,8

0,8

30.

Доля инновационных разработок в общем объеме финансирования лесных научных исследований

процентов

Рослесхоз

19

19,4

20

21

20

22

21

22

23

23

31.

Оценка качества финансового менеджмента в Рослесхозе

баллов

Рослесхоз

54

54

56

68,6

58

59,7

60

62

64

66

32.

Динамика производительности труда относительно уровня предыдущего года

процентов

Рослесхоз

-

-

-

-

100

100

100

100,5

100,5

104,2

33.

Доля высокопроизводительных рабочих мест в общей численности персонала

процентов

Рослесхоз

-

-

-

-

15,5

15,5

17,7

20,4

23

25,6

34.

Внутренние затраты на исследования и разработки

млн. рублей

Рослесхоз

-

-

-

-

358,7

358,7

343,71

349,62

348,41

369,08

35.

Доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, в общей численности работников лесного хозяйства

процентов

Рослесхоз

3,9

6,8

3,9

4,3

3,5

4,7

3

3

3

3,5

--------------------------------

<1> Приведены минимально допустимые значения показателя (индикатора).

<2> Отрицательное значение показателя (индикатора) отражает увеличение объема незаконных рубок по отношению к предыдущем году.

<3> В 2014 - 2015 годах указана доля площади земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного фонда.

<4> Приведены максимально допустимые значения показателя (индикатора).

Приложение N 2

к государственной программе

Российской Федерации "Развитие

лесного хозяйства"

на 2013 - 2020 годы

СВЕДЕНИЯ

О ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА"

НА 2013 - 2020 ГОДЫ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Округа Российской Федерации, субъекты Российской Федерации

Значение показателя (индикатора)

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

(план.)

2018 год

(план.)

2019 год

(план.)

2020 год

(план.)

план.

факт.

план.

факт.

план.

факт.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы

Показатель 1. Лесистость территорий Российской Федерации, процентов

1.

Центральный федеральный округ (в среднем)

34,3

34,9

34,3

34,8

34,8

35

34,8

35

35

35

Белгородская область

8,5

8,6

8,5

8,6

8,6

8,7

8,6

8,7

8,7

8,7

Брянская область

33

32,9

33

32,9

32,8

32,8

32,8

32,8

32,8

32,8

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.