Количество аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", из года в год уменьшается (в 2014 году общее количество таких организаций в России составляло 924 единицы, в 2015 году - 743 единицы, в 2016 году - 668 единиц). При этом процентное соотношение запланированных проверок от общего числа аудиторских организаций, осуществляющих деятельность в отношении общественно значимых организаций, ежегодно остается на уровне от 32 процентов до 35 процентов.
Ключевыми рисками, присущими деятельности подконтрольных субъектов, являются следующие:
- проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, которые были впоследствии признаны несостоятельными (банкротами);
- проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, деятельность которых подлежит лицензированию и лицензии которых впоследствии были отозваны;
- проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности системообразующих кредитных и страховых организаций;
- проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также организаций, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р.
Следует отметить, что к значимым рискам при осуществлении государственной функции по ВККР АО также следует отнести уклонение подконтрольных субъектов от прохождения ВККР АО.
В 2017 году произошли позитивные изменения в наметившейся тенденции по сокращению числа аудиторских организаций, уклоняющихся от прохождения планового внешнего контроля качества работы со стороны уполномоченного федерального органа по контролю и надзору: в 2015 году таких организаций было 31 (или 12% от общего числа запланированных проверок), в 2016 году - 37 (или 14%), в 2017 году - 19 (или 7,3%). На изменение данных показателей повлияло, в том числе размещение на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.roskazna.ru информации об аудиторских организациях, включенных в план уполномоченного федерального органа по контролю и надзору за аудиторской деятельностью, но уклонившихся от прохождения внешнего контроля качества работы.
В 2017 году значительно возросло по сравнению с 2016 годом количество выявленных нарушений (14 203 нарушения по сравнению с 9 619 нарушениями). Причиной таких показателей явилось изменение подхода к проведению контрольных мероприятий (переход от формального контроля к проверке по существу), а также применение риск-ориентированного подхода не только при планировании проверочных мероприятий, но и при их проведении.
Количество аудиторских организаций, при проведении ВККР которых не были выявлены нарушения, составило 16 (5,9% от общего числа проведенных проверок), что свидетельствует об эффективности проводимых профилактических мероприятий.
Из года в год возрастает количество внеплановых проверок, основанием проведения которых явились как поданные в уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору обращения физических и юридических лиц, так и проверка исполнения аудиторскими организациями, допустившими нарушения правил аудиторской деятельности, предписаний об устранении выявленных нарушений:
- в 2016 году общее количество внеплановых проверок составило 22, из которых 11 проверок были проведены на основании обращений физических и юридических лиц, 11 проверок - по исполнению предписаний об устранении нарушений, вынесенных аудиторской организации, допустившей нарушения правил аудиторской деятельности;
- в 2017 году количество внеплановых проверок составило 31, из которых 14 проверок были проведены по обращениям физических и юридических лиц и 17 проверок - по исполнению предписания.
В рамках профилактики предупреждения нарушений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Федеральным казначейством проведен ряд мероприятий, а именно:
1. Изданы приказы Федерального казначейства:
- от 30 декабря 2016 г. N 541 "Об утверждении Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", и Порядка ведения Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
- от 30 декабря 2016 г. N 544 "Об утверждении Порядка обобщения и анализа правоприменительной практики Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
- от 30 декабря 2016 г. N 547 "Об утверждении Программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, на 2017 год и Плана-графика профилактических мероприятий Федерального казначейства, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований в сфере внешнего контроля качества работ аудиторских организаций, на 2017 год".
2. Составлен перечень типовых нарушений обязательных требований с их классификацией (дифференциацией) по степени грубости нарушений (Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов одобрен Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации (раздел II протокола заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 22 декабря 2017 г. N 37).
3. На регулярной основе осуществляется информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, проводится обобщение правоприменительной практики и публикация соответствующих материалов на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.roskazna.ru.
4. Создана Контрольная комиссия Федерального казначейства по рассмотрению результатов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (приказ Федерального казначейства от 27 апреля 2017 г. N 98).
5. Обеспечена работа Совета по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (приказ Федерального казначейства от 30 июня 2016 г. N 236).
6. На регулярной основе проводятся семинары, круглые столы, совещания с участием представителей аудиторского сообщества.
7. На официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.roskazna.ru в разделе "Контроль/Внешний контроль качества работы аудиторских организаций" размещена анкета для проведения социологического исследования подконтрольных субъектов.
Приказы Федерального казначейства, документы и материалы также размещаются на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.roskazna.ru в разделе "Контроль/Внешний контроль качества работы аудиторских организаций".
Все мероприятия, предусмотренные Программой профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, на 2017 год и Планом-графиком профилактических мероприятий Федерального казначейства, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований в сфере внешнего контроля качества работ аудиторских организаций, на 2017 год исполнены в полном объеме.
Результативность внешних проверок качества работы аудиторских организаций (отношение количества мер воздействия, вынесенных в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения правил аудиторской деятельности, к общему числу проведенных проверок), с учетом риск-ориентированного подхода к планированию и назначению контрольных мероприятий составила 93 процента.
Качество результатов внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", составило 100 процентов (отсутствие случаев признания решений, примененных Федеральным казначейством в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения правил аудиторской деятельности, недействительными по состоянию на 31 декабря 2017 года).
Проведенное самообследование уровня развития Программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, на 2017 год свидетельствует об ее эффективности и результативности. Показатель качества составил 100 процентов (План-график профилактических мероприятий Федерального казначейства, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований в сфере внешнего контроля качества работ аудиторских организаций, на 2017 год исполнен полностью, без каких-либо отклонений).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей