IV. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
В рассматриваемых в Обзоре сферах деятельности Роспотребнадзора были проанализированы типовые нарушения обязательных требований законодательства, допущенные хозяйствующими субъектами в 2017 г. По результатам анализа установлено, что типовые нарушения, обозначенные в предыдущих обзорах за 2017 год продолжают оставаться без изменения.
1. При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в сферах производства, розничной продажи пищевой продукции и оказания услуг общественного питания выявлены следующие типовые нарушения:
- нарушения требований статей 9 и 10 Закона N 2300-1 и корреспондирующих им требований пунктов 10 и 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи), пункта 11 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036 (далее - Правила оказания услуг общественного питания), выразившиеся в том, что в организации торговли (предприятии общественного питания) до сведения покупателя не доводится информация о режиме работы организации, о продавце, о фирменном наименование (наименование) организации, месте ее нахождения (адрес), либо информации о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа, а также до сведения потребителей не доведена достоверная информация о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
- в нарушение пункта 8 Правил продажи и пункта 8 Правил оказания услуг общественного питания в предприятии торговли (оказания услуг) отсутствуют книги отзывов и предложений, либо они не предоставляются по первому требованию потребителя. Не соблюдаются требования пункта 9 Правил продажи и пункта 10 Правил оказания услуг общественного питания - указанные правила в наглядной и доступной форме не доводятся продавцом до сведения покупателей.
- в нарушение требований статьи 16.1 Закона N 2300-1 устанавливаются различные цены товара в зависимости от формы оплаты (наличная, безналичная).
- нарушения прав потребителя на информацию о товарах и услугах, установленных пунктами 12, 13 и 14 Правил оказания услуг общественного питания, выразившиеся в не доведении до сведения потребителя сведений о продукции и об услугах посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг, в том числе в отсутствие возможности ознакомления с меню вне зала обслуживания, а также сведений о пищевой ценности продукции общественного питания.
- в нарушение пунктов 15, 32, 34 Правил продажи, пункта 3 статьи 18 и пункта 2 статьи 20 Закона N 29-ФЗ, положений статьи 4 ТР ТС 022/2011 не указывается полная информация о товаре, в том числе о расфасованной продавцом самостоятельно.
- несоблюдение пункта 19 Правил продажи, выражающееся в отсутствии единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары.
- в нарушение пункта 12 Правил продажи, пункта 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ реализация продукции подлежащей обязательному подтверждению соответствия, осуществляется без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
- невыполнение требования пункта 7 Правил продажи в части наличия в торговом зале в доступном месте измерительного оборудования для проверки покупателем правильности веса товара ("контрольных весов"),
- в нарушение требований пункта 2 статьи 10 Закона N 2300-1 и пункта 1 Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. N 481, допускалась реализация биологически активных добавок к пище, обладающих тонизирующим, гормоноподобным и влияющим на рост тканей организма человека действием (концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, получаемые из растительного, животного или минерального сырья) без информации о противопоказаниях для применения данных товара.
- в нарушение пункта 1 статьи 27 Закона N 184-ФЗ и соответствующих положений технических регламентов Таможенного союза на пищевую продукцию допускалась реализация продукции, маркированной единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, в то время, как обязательное подтверждение данной продукции соответствия требованиям, установленным техническим регламентом, не проводилась.
В этой связи необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьями 8, 10 Закона N 2300-1 продавец обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре (услуге), соответствующую требованиям к ее содержанию и способам предоставления, установленным законом и (или) иными правовыми актами (в частности, по отдельным видам товаров (услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 2300-1 информация о товаре (услуге), предоставление которой для продавца является обязательным в силу соответствующих положений пункта 2 статьи 10 этого же законодательного акта, и наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителя при заключении договора купли-продажи или договора об оказании услуг.
В случае несоблюдения продавцом (исполнителем) по отношению к потребителю вышеназванной обязанности для него наступают правовые последствия, установленные статьей 12 Закона N 2300-1. Причем по смыслу пункта 1 данной статьи, в том случае, когда договор уже заключен, право потребителя на отказ от его исполнения, как и на заявление иных требований из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 29 Закона N 2300-1, наступает тогда, когда выявляется причинно-следственная связь между отсутствием той или иной информации о товаре (услуге) из числа обязательной и связанным с этим фактом не обеспечения продавцом (исполнителем) правильного выбора товара (услуги) потребителем (пункт 1 статьи 10 Закона N 2300-1) и (или) несоблюдения им в той же связи соответствующих требований статьи 4 Закона N 2300-1.
При этом, например, установить факт приобретения "не того" товара и/или невозможности использования его в соответствии с заявленными при заключении договора целями (или по назначению) и предъявить в этой связи продавцу требование о возврате уплаченной за такой товар суммы потребитель должен в разумный срок, продолжительность которого в каждом конкретном случае будет различной в зависимости от объективных и субъективных факторов, сопутствующих обстоятельствам заключения договора купли-продажи, и характера не предоставленной информации. Однако в любом случае указанной нормой Закона N 2300-1 предполагается, что отсутствие соответствующей информации является объективным воспрепятствованием к потреблению (использованию) товара. Причем потребление (использование) товара сразу после его передачи потребителю продавцом подразумевается (за исключением сезонных товаров).
Объем обязательной информации о товаре (услуге), которую продавец (исполнитель) обязан своевременно довести до потребителя, определен пунктом 2 статьи 10 Закона N 2300-1, а возможные способы ее доведения - в пункте 3 этой же статьи. В том случае, если конкретный способ доведения указанной информации не определен законом или иным нормативным правовым актом, необходимо исходить из того, что избранный продавцом (изготовителем, исполнителем) способ доведения необходимой информации о товаре (услуге) в полной мере отвечает критериям ее наглядности и доступности и законодательно закрепленному правилу предоставления соответствующих сведений на русском языке (пункт 2 статьи 8 Закона N 2300-1), то есть обеспечивает выполнение продавцом (исполнителем) обязанности по передаче потребителю товара (услуги), пригодного для целей, для которых товар (услуга) такого рода обычно используется (пункт 2 статьи 4 Закона N 2300-1).
К числу обязательной информации о товарах нормой пункта 3 статьи 10 Закона N 2300-1 отнесена информация об обязательном подтверждении соответствия, которая должна представляться в порядке и способами, установленными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Закон N 184-ФЗ, маркируется единым знаком обращения на рынке. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка единым знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке устанавливаются техническими регламентами.
Одновременно продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном законодательством о техническом регулировании, маркироваться этим знаком не может.
Поскольку вопрос об обязанностях заявителя в области обязательного подтверждения соответствия разрешен в статье 28 Закона N 184-ФЗ, согласно которой он должен указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии, реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, определяет состав административного правонарушения по статье 14.45 КоАП РФ.
В целом, права потребителей на информацию о товарах (услугах) и сопутствующие этому обязанности продавцов (изготовителей) корреспондируются с нормами законодательства о техническом регулировании как правовой основой для разработки и принятия технических регламентов, целью которых в числе прочего является "предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей".
Как результат, его всесторонняя защита гарантируется не только нормами гражданского права (статья 12 Закона N 2300-1), но и в административном порядке за счет возможности квалифицировать соответствующие виновные действия хозяйствующих субъектов по целому ряду статей КоАП РФ (часть 1 статьи 14.5, статья 14.7, часть 1 статьи 14.8, статьи 14.43, 14.44, 14.46).
Предприятиями розничной торговли допускались следующие нарушения требований к реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленные статьей 16 Закона N 171-ФЗ:
- несоблюдение временных и пространственных (вблизи образовательных учреждений, на автозаправочных станциях) ограничений реализации алкогольной продукции;
- реализация алкогольной продукции несовершеннолетним; допускается розничная продажа "крепкого алкоголя" индивидуальными предпринимателями;
- розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, в нестационарных торговых объектах;
- продажа алкогольной продукции дистанционным способом (через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет") в нарушение пункта 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 (далее - Правила продажи товаров дистанционным способом),
- в нарушение пунктов 2 и 3.1 статьи 12 Закона N 171-ФЗ реализация алкогольной продукции без обязательной маркировки акцизными или федеральными специальными марками.
При осуществлении розничной торговли на розничных рынках допускались следующие нарушения положений Закона N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации": схема размещения торговых мест не согласовывается с территориальными органами Роспотребнадзора (часть 1 статьи 15); предоставление торговых мест на рынке, не предусмотренных схемой их размещения (часть 9 статьи 15); осуществление деятельности по оказанию услуг на розничном рынке без оформления карточки продавца (пункт 9 части 1 статьи 14, статья 20); неисполнение управляющей рынком компанией обязанности по ведению реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест (часть 1 статьи 18 и часть 1 статьи 19).
При продаже товаров дистанционным способом и по образцам допускались следующие нарушения:
- несоблюдение пунктов 8, 9 и 32 Правил продажи товаров дистанционным способом продавец не предоставляет информацию о полном фирменном наименовании продавца, в момент доставки товара покупателю не предоставляются сведения о товаре, о порядке и сроках возврата товара потребителем;
- в нарушение пункта 6 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 918 (далее - Правила продажи по образцам), продавцы не доводят до сведения покупателя информацию о своей организации и режиме ее работы, вопреки требованию пункта 7 указанных Правил при демонстрации образцов товаров в месте продажи товаров не предоставляют полную и достоверную информацию о товаре и их изготовителе, в нарушение пункта 12 данного нормативного правового акта данные правила в наглядной и доступной форме не доводятся продавцом до сведения покупателей.
Таким образом, основные типичные нарушения при изготовлении и реализации пищевой, оказании услуг общественного питания были квалифицированы по следующим составам административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ:
1) по части 1 статьи 10.8 КоАП нарушения:
- пунктов 9.2, 9.7.2 санитарных правил для предприятий мясной промышленности, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 27 марта 1985 г. N 3238-85, выразившееся в хранении пищевого сырья и вспомогательных материалов непосредственно на полу; несоблюдение правил хранение мяса при размещении в камерах холодильника;
- статей 19 Закона 29-ФЗ и 15 Закона N 52-ФЗ, СП 2.3.6.1066-01, связанные с реализацией мяса без документов, подтверждающих качество и происхождение мяса, без ветеринарного клейма (пункт 8.24 СП 2.3.6.1066-01); не соблюдение правил хранения продуктов животноводства, отсутствие этикеток (ярлыков) на таре поставщика (пункты 7.4, 7.5 СП 2.3.6.1066-01); совместное хранение пищевой недоброкачественной замороженной продукции с истекшим сроком реализации, снятой с реализации для последующей утилизации совместно с доброкачественной мясной продукцией (пункт 7.7 СП 2.3.6.1066-01);
- статьи 17 Закона N 52-ФЗ, СП 2.3.6.1079-01, выразившиеся в приеме мясосодержащих продуктов без документов, подтверждающих их качество и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении (пункт 7.8 СП 2.3.6.1079-01);
- пункта 7.11 СП 2.3.6.1079-01 - мясные продукты в предприятии хранятся не в соответствии с принятой классификации;
- пункта 7.14 СП 2.3.6.1079-01 - при хранении охлажденных мясных туш, полутуш, четвертины не соблюдаются правила такого хранения, допускается соприкасание между собой, со стенами и полом помещения;
- пунктов 7.15, 7.16, 7.17 СП 2.3.6.1079-01 - осуществляется хранение субпродуктов, птицы мороженой, охлажденную, а также рыбы мороженой (филе рыбного) не в таре поставщика.
2) по статье 14.2 КоАП РФ, за действия, выразившиеся в незаконной продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, типовыми нарушениями являются:
- нарушение пункта 5 Правил продажи товаров дистанционным способом при продаже алкогольной продукции дистанционным способом;
- нарушение статьи 10.2, части 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" продажа алкогольной продукции во вскрытой бутылке, в которой данной продукции меньше половины.
3) по части 1 статьи 14.5 КоАП РФ за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, типичными нарушениями являются действия, связанные с несоблюдением требований статей 8, 9 Закона N 2300-1, в части отсутствия установленной информации о продавце (исполнителе), в том числе отсутствия на вывеске информации о фирменном наименовании организации, месте ее нахождения (адрес).
При этом часть 1 статьи 14.5 КоАП имеет схожесть в правоприменении с диспозицией части 1 статьи 14.8 КоАП.
Суды при применении указанных норм исходят из того, что указанные составы направлены на защиту прав потребителей, имеют один и тот же объект посягательства - регулируемые законом и иными нормативными правовыми актами правоотношения, возникающие между потребителями, с одной стороны, и изготовителем, продавцом продукции - с другой. Различия в объективной стороне правонарушений между этими составами сводятся к наличию (часть 1 статьи 14.5) или отсутствию (часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ) факта продажи товара при отсутствии информации о продавце в объеме, установленном Законом N 2300-1. Несмотря на то, что данные нормы в целом направлены на охрану прав потребителей, по своему содержанию части 1 статьи 14.5 КоАП РФ содержит квалифицирующий признак, присущий только данной конкретной норме (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2016 г. N 04АП-93/2016 по делу N А19-17417/2015).
Следует также обратить внимание, что часть 1 статьи 14.5 КоАП РФ связывает факт продажи в отсутствие предусмотренный законодательством о защите прав потребителей информации, в то время как часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ определяет схожие действия как нарушение права потребителя на получение информации необходимой (в объеме сведений, предусмотренных законодательством) и достоверной (пункт 1 статьи 10 Закона N 2300-1).
4) по части 1 статьи 14.7 КоАП РФ за обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо ином обмане потребителей основными типичными нарушениями являются следующие:
- нарушения статьи 10 Закона N 2300-1, реализация в магазине товара по цене, завышенной относительно цены, указанной на ценнике или маркировке товара;
- реализация в магазине товара с предоставлением информации о стране происхождения, не соответствующей действительности;
- нарушения статьи 10 Закона N 2300-1, пункт 11 Правил продажи отдельных видов товаров, п. 8 Правил продажи товаров дистанционным способом, в части размещения на сайте в сети "Интернет" продукции по цене иной, чем предложено при покупке.
- приготовление и реализация в предприятии общественного питания блюд с недовесом;
- взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой, указанной в меню.
5) по части 2 статьи 14.7 КоАП за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги) основными типичными нарушениями является производство и реализация продукта с указанием в маркировке или меню (информации для потребителя) недостоверных сведений о пищевой продукции, в нарушение требований статей 4, 10 Закона N 2300-1, пункта 11 Правил продажи отдельных видов товаров или ТР ТС 022/2011, в части введения потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств находящихся в продаже пищевых продуктов, а также пунктов 12 и 13 Правил оказания услуг общественного питания.
6) по части 1 статьи 14.8 КоАП, предусматривающей ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы основными типичными нарушениями, квалифицируемыми по части 1 статьи 14.8 КоАП при осуществлении надзора за соблюдением обязательных требований при осуществлении деятельности в сфере обращения пищевой продукции являются следующие:
- статья 10 Закона N 2300-1, пункт 11 Правил продажи отдельных видов товаров, выражающиеся в предоставлении потребителям недостоверной информации о цене реализуемых товаров;
- статьи 8, 10 Закона N 2300-1 - нахождение в реализации товаров с недостоверной информацией о весе, изготовителе;
- пунктов 11 и 12 Правил оказания услуг общественного питания - до сведения потребителей не доводится необходимая и достоверная информация о товарах и услугах, обеспечивающая возможность их правильного выбора, в том числе в связи с отсутствием в меню сведений о пищевой ценности продукции общественного питания и составе, отсутствия меню, прейскуранта цен на продукцию общественного питания.
7) по части 2 статьи 14.8 КоАП в связи с включением в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, основными типичными нарушениями является несоблюдение статьи 16 Закона N 2300-1, в части:
- обуславливания приобретения одних товаров в розничной сети обязательным приобретением иных товаров;
- отказа в продаже по установленной цене находящегося в реализации товара на основании условия продавца о минимальной общей сумме покупки;
- навязывание дополнительных услуг при оказании услуг общественного питания (музыкальное сопровождение, обслуживание);
- взимание с клиентов наценки за обслуживание в размере 10% от суммы счета при оказании услуг общественного питания в нарушение статьи 32 Закона N 2300-1.
8) по части 4 статьи 14.8 КоАП, предусматривающей ответственность за действия, выразившиеся в неисполнении обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), типичным нарушением является несоблюдение статьи 16.1 Закона N 2300-1 в связи с отсутствием в торговом зале терминала для оплаты товара по безналичному расчету.
9) по части 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, в связи с чем не соблюдается требование части 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
10) по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ при нарушении особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции типичными нарушениями, являются следующие:
- пункты 5, 6, 7 Правил продажи отдельных видов товаров, в части отсутствия в помещениях предприятий торговли и общественного питания, где осуществляется хранение и реализация алкогольной продукции термометра для измерения температуры воздуха и психрометра для измерения влажности воздуха;
- пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров, в части реализации алкогольной продукции без ценников или с неверно оформленными ценниками;
- пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, в части продажи алкогольной продукции с ненадлежащее оформленными сопроводительными документами;
- нарушение условий хранения алкогольной продукции; статьи 1 Закона N 171-ФЗ, в части розничной продажи алкогольной продукции на территории, прилегающей к образовательным учреждениям;
- пункта 5 Правил продажи товаров дистанционным способом в связи с продажей алкогольной продукции дистанционным способом.
Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (пункт 16) указывается, что административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривается за нарушение правил, ответственность за нарушение которых не предусмотрена частями 1 - 2.1 данной статьи.
В связи с этим необходимо иметь в виду, что правила розничной продажи алкогольной продукции определены, в частности, Законом N 171-ФЗ, Правилами продажи отдельных видов, Правилами продажи товаров дистанционным способом, пунктом 5 которых продажа названным способом алкогольной продукции запрещена.
При применении Правил продажи отдельных видов товаров следует также учитывать, что исключение с 01.01.2013 из них раздела XIX "Особенности продажи алкогольной продукции" не отменяет действие в отношении правил продажи такой продукции соответствующих норм раздела I "Общие положения" и раздела II "Особенности продажи продовольственных товаров" (пункты 1 - 38 данных Правил).
Также в пункте 17 постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. N 47 указано, что при рассмотрении дел, связанных с применением административной ответственности, надлежит исходить из того, что по смыслу Закона N 171-ФЗ производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям, является нарушением лицензионных требований. Вместе с тем ответственность за такие нарушения наступает не на основании частей 1 или 2 статьи 14.17 КоАП, а согласно статье 14.43 КоАП, поскольку статья 14.43 является специальной по отношению к частям 1 и 2 статьи 14.17 и устанавливает административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, в том числе производства, хранения, перевозки и реализации.
11) по статье 14.34 КоАП типичными нарушениями, являются следующее несоблюдение требований Закона 271-ФЗ:
- не согласование схем размещения торговых мест на розничном рынке; организация и предоставление торгового места на розничном рынке без заключения договора о предоставлении торгового места или предоставление торгового места с нарушением утвержденной схемы;
- необоснованный отказ управляющей рынком компанией в предоставлении торгового места на розничном рынке;
- в предоставлении товаропроизводителям на сельскохозяйственном рынке или членам сельскохозяйственного потребительского кооператива на сельскохозяйственном кооперативном рынке торговых мест в количестве менее установленного федеральным законом либо предоставлении торгового места на сельскохозяйственном рынке или на сельскохозяйственном кооперативном рынке на основании коллективного обращения без соблюдения условий, установленных федеральным законом;
- в организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке при отсутствии паспорта безопасности, а равно нарушении установленных требований к оформлению или утверждению паспорта безопасности розничного рынка;
- в уклонении от ведения реестра продавцов или реестра договоров о предоставлении торговых мест;
- отсутствие договора о предоставлении торгового места, уклонения от ведения реестра договоров о предоставлении торговых мест; отсутствия в реестре продавцов сведений о назначении торговых мест, сроков их предоставления и реквизитов договоров о предоставлении мест;
- несвоевременное или неточное внесение записей в реестр продавцов или реестр договоров о предоставлении торговых мест;
- предоставление торгового места для ведения торговли без выдачи карточки продавца.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
1.2. При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей за хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа, наиболее типичные и массовые нарушения были связаны с:
- непредставлением потребителям необходимой и достоверной информации о перевозчике, размещаемой на (в) транспортном средстве, в том числе, указателе маршрута, (статья 9 Закона N 2300-1, пункты 30, 32, 33, 36 и 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозок);
- отсутствие в билетах стоимости перевозки, других необходимых реквизитов (пункт 43 Правил перевозок), а также нарушения пункта 3 Правил перевозок, выразившиеся в движении маршрутных транспортных средств не по расписанию;
- нарушение пункта 5 указанных Правил - отсутствие в расписании регулярных перевозок пассажиров и багажа интервалов отправления транспортных средств;
- нарушение пункта 14 - отсутствие указателей, определяющих место для остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров, на остановочных пунктах и пункта 15 данных правил, выразившиеся в отсутствии наименования остановочного пункта; номеров маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт; наименования конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; расписания для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт.
При осуществлении надзора за объектами транспортной инфраструктуры наиболее типичными нарушениями явились нарушение требований пункта 21 Правил перевозок (перевозчик не предоставляет пассажиру право на бесплатное пользование туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, при наличии билета, подтверждающего право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции) и пункта 24 указанных Правил (отсутствие в здании автовокзала, автостанции необходимой информации о расписании перевозок, об оказываемых услугах).
Таким образом, основные типичные нарушения были квалифицированы по следующим составам КоАП:
1) по части 1 статьи 14.4 КоАП, предусматривающей ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг в связи с несоблюдением:
- пунктов 36, 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в части отсутствия информации о перевозчике и маршруте;
- пунктов 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в связи с невыдачей билета для проезда в пригородном и международном сообщении с фиксированной датой и временем отправления, содержащего необходимые реквизиты.
2) по части 1 статьи 14.5 КоАП - в части необеспечения наличия в транспортных средствах (пассажирских автобусах) полной и необходимой информации для потребителей об исполнителе услуги, отсутствие информации о наименовании зарегистрировавшего индивидуального предпринимателя органа.
3) по части 1 статьи 14.7 КоАП - взимание с пассажира дополнительной платы за уже приобретенный ранее билет на междугородний пассажирский автобус.
4) по части 1 статьи 14.8 КоАП типичными нарушениями являются:
- статья 10 Закона N 2300-1, подпункт "ж" пункта 15 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в части отсутствия на остановочных пунктах информации о наименовании, адресе, контактных телефонах органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;
- статьи 10 Закона N 2300-1, Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в части отсутствия информации внутри транспортных средств о стоимости проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа, отсутствие внутри транспортного средства правил пользования транспортным средством или выписка из них;
- статьи 10 Закона N 2300-1, Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в части отсутствия информации для потребителей в виде расписания движения автобусов во всех остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, в которых предусмотрена остановка транспортных средств;
- статьи 10 Закона N 2300-1, пункты 42, 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом - при перевозке пассажиров общественным транспортом потребителям предоставлена недостоверная информация о стоимости проезда на контрольном билете в автобусе;
5) по части 2 статьи 14.8 КоАП типичным нарушением является включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, выразившиеся в том, что договором об оказании услуг по перевозке пассажиров наземным транспортом предусмотрено расторжение договора только в случае оказания услуг ненадлежащего качества.
В 2017 г. в территориальные органы Роспотребнадзора поступило 322 862 обращения по вопросам защиты прав потребителей, что на 2,8% меньше, чем в 2016 г. (332 179 обращений), на 15,1% больше, чем в 2012 году (280 587 обращений) и в 2,1 раза больше, чем в 2007 г. (153 568 обращений).
В общем объеме всех полученных в 2017 г. обращений по вопросам, связанным с защитой прав потребителей (322 862), доля обращений, поступивших непосредственно от граждан (271 744), составила 84,2%, что соответствует уровню предыдущих лет, из которых 55 513 устных и 216 231 письменное обращение.
Продолжилась тенденция к увеличению поступления обращений от органов государственной власти и местного самоуправления. Число таких обращений составило в 2017 г. 49 389 единиц, что на 19,4% больше по сравнению с 2016 г. (41 351), на 45,5% по сравнению с 2014 г. (33 955), на 76,0% по сравнению с 2012 г. (28 068).
В 2017 году рассмотрено 316 626 обращений по вопросам защиты прав потребителей. По результатам рассмотрения, по фактам выявленных нарушений составлено 16 332 протокола об административных правонарушениях (в 2016 г. рассмотрены 325 958 обращений, составлено 47 935 протоколов); подано 2 538 исков (заявлений) в судебные органы в порядке, определенном подпунктом 7 пункта 4 статьи 40 и статьей 46 Закона "О защите прав потребителей" (в 2016 г. - 3 340 исков); 61 материал, связанный с нарушениями обязательных требований, направлен для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, на основании подпункта 6 пункта 4 статьи 40 Закона "О защите прав потребителей" (в 2016 г. - 76 материалов).
Среди наиболее частых оснований для применения в 2017 г. территориальными органами Роспотребнадзора мер административного наказания выделяются:
- включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей - доля постановлений о назначении наказания в виде штрафа по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ составила 5,1% (в 2016 г. - 5,9%; в 2015 г. - 5,0%; в 2014 г. - 5,5%; в 2013 г. - 5,1%; в 2012 г. - 4,6%);
- незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена - доля постановлений о назначении наказания в виде штрафа по ст. 14.2 КоАП РФ составила 5% (в 2016 г. - 3,9%; в 2015 г. - 3,8%; в 2014 г. - 3,4%; в 2013 г. - 7,6%; в 2012 г. - 8,1%);
- обман потребителей - доля постановлений о назначении наказания в виде штрафа по ст. 14.7 КоАП РФ составила 2,5% (в 2016 г. - 3,7%; в 2015 г. - 3,7%; в 2014 г. - 3,1%; в 2013 г. - 3,9%; в 2012 г. - 4,1%);
- нарушения в сфере обращения табачной продукции - доля постановлений о назначении наказания в виде штрафа по ч. 1 ст. 14.3.1 и ст. 14.53 КоАП РФ составила 3,4% (в 2016 г. - 3,3%; в 2015 г. - 3,2%; в 2014 г. - 3,1%);
- нарушения в сфере обращения алкогольной продукции - доля постановлений о назначении наказания в виде штрафа по ч. ч. 2.1 и 3 ст. 14.16 КоАП РФ составила 3,2% (в 2016 г. - 2,8%; в 2015 г. - 2,4%; в 2014 г. - 3,6%; в 2013 г. - 4,1%; в 2012 г. - 2,9%);
2. В 2017 году территориальными органами Роспотребнадзора было проведено 205 332 проверок в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
При проведении 143 968 проверок были выявлены нарушения обязательных требований.
Основное количество нарушений, как и в 2016 году, было выявлено при проверках в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- осуществляющих деятельность по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами;
- осуществляющих деятельность транспортных средств.
2.1. При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора выявлены следующие типовые нарушения основополагающих положений Закона N 52-ФЗ, в том числе:
- статьи 11, устанавливающей общие требования по соблюдению санитарного законодательства Российской Федерации;
- пунктов 1, 2 и 6 статьи 15 - реализация пищевых продуктов, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека вследствие несоответствия их санитарно-эпидемиологическим требованиям, непринятие мер хозяйствующими субъектами по снятию их с реализации (это также явилось нарушением статьи 3, пункта 1 статьи 15, пункта 1 статьи 24 Закона N 29-ФЗ);
- пункта 5 статьи 15 и соответствующих санитарно-эпидемиологических требований - неисполнение субъектами, осуществляющими производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий санитарно-эпидемиологических требований;
- пункта 1 статьи 17 в связи с неисполнением санитарно-эпидемиологических требований при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
- статьи 19, предусматривающей, что питьевая вода, используемая в предприятиях, не соответствует гигиеническим нормативам;
- статьи 22, устанавливающей ответственность за нарушение требований к обращению с отходами производства и потребления;
- пункта 1 статьи 23 и статей 24 и 27 в связи с эксплуатацией предприятий торговли (оказания услуг) с нарушением требований к уровням шума, вибрации, соблюдение которых требуется в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания к жилым помещения, расположенным в жилых домах, в которые были встроены (к которым были пристроены) данные предприятия;
- пункта 1 статьи 28 при организации питания в местах отдыха и оздоровления детей;
- статьи 32, выразившиеся в не проведении производственного контроля (что также явилось нарушением статьи 22 Закона N 29-ФЗ);
- статьи 34 в связи с не проведением предварительных и периодических медицинских осмотров, допуске к работе работников, отказывающихся от прохождения медицинских осмотров, без данных о прохождении медицинских осмотров в личных медицинских книжках (что также нарушает пункт 1 статьи 23 Закона N 29-ФЗ);
- статьи 35, предусматривающей обязательность проведения профилактических прививок для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
- статьи 36 без проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций (что также явилось нарушением статьи 23 Закона N 29-ФЗ).
Требования к обеспечению качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека, обороту пищевых продуктов, установленные Законом N 29-ФЗ, нарушались хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство и обращение пищевой продукции в рассматриваемом периоде в следующих случаях:
- пункт 2 статьи 3 - в обороте предприятий общественного питания находилась продукция без маркировочного ярлыка, с истекшим сроком годности, без сопроводительных документов; в детские и социальные учреждения допускается поставка фальсифицированной (не соответствующей показателям идентификации по жирно-кислотному составу) молочной продукции;
- статья 17 - нарушение требований нормативных и технических документов при изготовлении пищевых продуктов;
- пункты 1 и 3 статьи 19 - нарушение условий хранения пищевой продукции, не в специально оборудованных помещениях, которые не соответствуют требованиям нормативных документов;
- пункты 5 и 6 статьи 25 - непредставление сведений в орган Роспотребнадзора об утилизации продукции по предписанию данного органа, утилизация продукции без участия органа надзора.
В сфере технического регулирования наиболее часто выявлялись следующие нарушения положений Закона N 184-ФЗ:
- статья 23, пункт 2 статьи 28 - допускался выпуск в обращение продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без осуществления такого подтверждения соответствия;
- пункты 2 и 5 статьи 24 - отсутствие доказательств подтверждения продукции требованиям технических регламентов при декларировании пищевой продукции;
- пункт 2 статьи 36 - невыполнение, выполнение не в полном объеме, выполнение с нарушением установленного срока предписания должностного лица, осуществляющего надзор в сфере технического регулирования;
- статья 38 - непринятие мер по разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда по требованию органа государственного надзора в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов.
В ходе мероприятий, осуществляемых в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, продолжают выявляться многочисленные нарушения технических регламентов Таможенного союза.
При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора выявлялись нарушения санитарных правил, допускаемые организациями общественного питания (СП 2.3.6.1079-01):
- пункт 2.2 - в организации общественного питания загрузка пищевых продуктов осуществляется со стороны двора жилого дома, с торца здания под окнами жилых квартир;
- пункт 2.6 - предприятие общественного питания использует контейнерную площадку многоквартирного жилого дома для сбора мусора и общие с ним контейнеры;
- пункт 3.1 - организации общественного питания не оборудованы внутренней системой водоснабжения и канализации;
- пункт 3.8 - производственные и моечные ванны в производственном помещении присоединены к канализационной сети без воздушного разрыва;
- пункт 3.10 - канализационные стояки прокладывают в обеденных залах, производственных и складских помещениях;
- пункт 3.11 - канализация организации общественного питания, расположенной в жилом доме, объединена с внутридомовой хозяйственно-фекальной канализацией;
- пункт 3.14 - в организации отсутствует туалет и раковины для мытья рук посетителей;
- пункт 4.6 - несоблюдение требования об оборудовании системы вытяжной вентиляции организаций, расположенных в зданиях иного назначения, отдельно от системы вентиляции этих зданий; нарушение установленного 1-метрового норматива выступа шахты вытяжной вентиляции над коньком крыши или поверхностью плоской кровли;
- пункты 5.1, 8.1 - объемно-планировочными решениями помещений нарушена последовательность (поточность) технологических процессов, не исключены встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды;
- пункт 5.5 - отделка стен материалами, не предусматривающими возможность влажной уборки и дезинфекции, нарушение целостности отделки;
- пункт 5.9 - в цехах для приготовления холодных блюд и на участке порционирования готовых блюд не установлены бактерицидные лампы;
- пункт 5.12 - не проводится дезинсекция и дератизация помещений при наличии синантропных членистоногих и грызунов;
- пункт 5.13 - для уборки туалетов используется непромаркированный уборочный инвентарь, хранящийся совместно с другим уборочным инвентарем;
- пункт 5.16 - в организациях общественного питания не проводится косметический ремонт и его покраска по мере необходимости;
- пункты 6.1, 6.11 - организация не обеспечена достаточным количеством необходимого оборудования и предметами материально-технического оснащения;
- пункт 6.5 - разделочный инвентарь организации (разделочные ножи и доски) не имеет специальную маркировку;
- пункт 6.10 - для раздачи готовой кулинарной продукции используется столовая посуда со сколами;
- пункт 6.15 - в конце рабочего дня не проводится дезинфекция всей столовой посуды и приборов;
- пункт 6.19 - для мытья кухонной и столовой посуды используется губчатый материал, качественная обработка которого невозможна;
- пункт 6.21 - отсутствие в моечном отделении инструкции о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов, применяемых моющих и дезинфицирующих средств;
- пункты 7.7, 7.8 - отсутствие документов, подтверждающих безопасность, на поступившее в организацию продовольственное сырье и пищевые продукты;
- пункты 7.11, 7.23, 7.26 и 7.28 - нарушены условия хранения продуктов по видам продукции;
- пункт 7.29 - отсутствие маркировочного ярлыка каждого тарного места с указанием срока годности данного вида продукции на используемый продукт; пункт 8.4 - сырые и готовые продукты обрабатывается совместно; пункт 8.9 - отсутствие отдельных столов и разделочного инвентаря для обработки сырой птицы;
- пункт 8.19 - нарушение последовательности обработки яйца; пункт 9.1 - в установленном порядке не проводится бракераж (оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий);
- пункт 9.7 - не используются одноразовые перчатки при сервировке блюд; пункт 9.13 - отсутствие маркировки на таре для пищевых отходов; пункты 13.1, 13.3 - допущены к работе лица не прошедшие предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, отсутствие личных медицинских книжек;
- пункт 13.4 - хранение личных вещей, верхней одежды персонала в рабочей зоне;
- пункт 13.5 - не проводится ежедневный осмотр перед началом смены в холодном, горячем и кондитерском цехах, а также у работников, занятых приготовлением, порционированием и сервировкой блюд, их раздачей, открытых поверхностей тела работников на наличие гнойничковых заболеваний;
- пункт 14.1 - не проводится производственный контроль. Необходимо обратить внимание, что в соответствии со статьей 10 ТР ТС 021/2011, при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП.
Предприятия продовольственной торговли по-прежнему допускают несоблюдение СП 2.3.6.1066-01, связанные со следующими типовыми нарушениями:
- пункт 2.3 - размещение специализированного рыбного магазина в помещениях, встроенных или встроенно-пристроенных к жилым зданиям;
- пункт 2.4 - допущена загрузка пищевых продуктов с торца жилого дома, где расположены окна квартир;
- пункт 2.7 - для сбора мусора и пищевых отходов используются общие контейнеры;
- пункт 3.1 - в стационарной организации торговли отсутствует водоснабжение и канализации;
- пункт 3.7 - объединение производственной канализации с канализацией жилого дома;
- пункты 3.9, 9.4 - отсутствие туалетов с раковинами для мытья рук персонала;
- пункт 4.2 - торговые, складские, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения не оборудованы приточно-вытяжной механической вентиляцией; пункт 4.3 - отсутствие локальных вытяжных вентиляций моечных ванн; пункт 4.8 - отсутствие защитных плафонов на светильниках в помещениях для хранения и реализации пищевых продуктов;
- пункт 4.9 - уровень шума и вибрации от вентиляции и оборудования предприятия торговли, встроенного или пристроенного к жилому дому, в жилых помещениях этого дома превышает гигиенические нормативы;
- пункт 5.2 - нарушение принципа поточности, допущены перекресты сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей;
- пункт 5.9 - отделка помещений организаций торговли материалами, не устойчивыми к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств;
- пункт 6.2 - холодильные установки в организациях торговли не оснащаются термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов;
- пункт 6.4 - отсутствие термометров и психрометров в складских помещениях для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продуктов;
- пункт 7.6 - при хранении пищевых продуктов не соблюдаются правила товарного соседства;
- пункт 7.7 - допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, а также хранение в складских помещениях для пищевых продуктов тары, тележек, хозяйственных материалов и непищевых товаров;
- пункт 7.8 - пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях хранятся не на стеллажах, поддонах или подтоварниках, допускается складирование незатаренной продукции непосредственно на полу, навалом;
- пункт 8.4 - подготовка, взвешивание и упаковка сырых и готовых к употреблению пищевых продуктов производится совместно, продажа сырых продуктов и полуфабрикатов из них производится не в специальных отделах, совместно с реализацией готовых к употреблению продуктов;
- пункт 8.16 - в местах продажи яиц отсутствует овоскоп, что исключает проверку качества яиц по просьбе покупателей;
- пункт 9.3 - в организациях мелкорозничной торговли допускается хранение тары на прилегающей территории;
- пункт 9.7 - в организациях мелкорозничной торговли допускается реализация бахчевых, разрезанных на части;
- пункт 10.1 - помещения организации торговли, оборудование, инвентарь, посуда не содержатся в чистоте, по окончании работы не проводится влажная уборка и мытье с применением моющих средств;
- пункт 10.3 - осветительные приборы, арматура, остекленные поверхности окон и проемов не содержатся в чистоте и не очищаются по мере загрязнения;
- пункт 10.4 - для сбора отходов и мусора в помещениях устанавливаются металлические или пластмассовые педальные бачки без крышек, они не очищаются по мере наполнения (допускается наполнение более чем на 2/3 объема);
- пункт 10.6 - для уборки туалетов используется непромаркированный уборочный инвентарь, хранящийся совместно с другим уборочным инвентарем;
- пункт 12.1 - в организациях торговли допускается наличие насекомых и грызунов;
- пункты 13.1, 13.2 - лица, поступающие на работу в организации торговли, не проходят медицинские осмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке, отсутствие личных медицинских книжек;
- пункт 13.3 - в организациях торговли отсутствуют необходимые условия для соблюдения правил личной гигиены персонала (отсутствует мыло, туалетная бумага).
При реализации продукции аквакультуры выявлялись нарушения пунктов 2.18 и 3.42 СанПиН 2.3.2.1078-01, выразившиеся в отсутствии в маркировке на мороженую рыбную продукцию массы нетто без массы глазури и в несоответствии массовой доли глазури установленному нормативу.
При осуществлении надзора за реализацией биологически активных добавок к пище, выявлялись следующие нарушения СанПиН 2.3.2.1290-03:
- пункт 7.2.1 - организации, занимающиеся хранением БАД, не оснащены стеллажами, поддонами, подтоварниками;
- пункт 7.2.2 - каждое наименование и каждая партия (серия) БАД хранятся не на отдельных поддонах, на стеллажах, шкафах, полках не прикреплены стеллажные карты с указанием наименования БАД, партии (серии), срока годности, количества единиц хранения;
- пункт 7.2.3 - допускается нарушение условий хранения БАД по температурному режиму, влажности и освещенности;
- пункт 7.4.6 - реализация БАД с истекшим сроком годности.
Указанные выше нарушения обязательных требований в сфере производства и обращения пищевой продукции, оказания услуг общественного питания были квалифицированы в соответствии со следующими нормами КоАП:
1) по статье 6.3 КоАП за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, основные типичные нарушения составили:
статьи 15, 32, 34 Закона N 52-ФЗ, СанПиН 2.3.2.1078-01 - пункты 3.42, 2.2, 2.23;
статья 15 Закона N 52-ФЗ, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - пункты 2.1, 6.13.1, 6.14.4, 6.14.5, 6.14.6, 8.1 - 8.5;
статьей 15, 32, 34 Закона N 52-ФЗ, СП 2.3.6.1066-01 - пункты 10.1, 10.3, 10.5, 10.7, 12.1, 12.2, 13.1, 13.2, 13.4, 13.5, 13.6, 14.1;
статьи 17, 32, 34 Закона N 52-ФЗ, СП 2.3.6.1079-01 - пункты 12.1, 12.2, 13.1, 13.3, 13.4, 13.5, 13.6, 14.1 - 14.4.
2) по статье 6.4 КоАП, предусматривающей ответственность за действия, выразившиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта основными типичными нарушениями являются следующие:
- нарушение статьи 24 Закона N 52-ФЗ, СП 2.3.6.1066-01 - пункты 2.4, 2.5, 3.1, 3.3, 3.7, 4.2, 4.8, 4.4, 5.9, 5.10, 9.4, 10.1, 10.8;
- статья 24 Закона N 52-ФЗ, СП 2.3.6.1079-01 - пункты 3.1, 5.5, 4.4, 3.8, 4.15.
3) по статье 6.6 КоАП, устанавливающей ответственность за действия, выразившиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, основными типичными нарушениями являются:
- статьи 17, 32, 34 Закона N 52-ФЗ, СП 2.3.6.1079-01 - пункты 3.8, 4.2, 4.4, 5.1, 5.2, 5.5, 5.13, 5.16, 6.1 - 6.5, 6.10, 6.11, 6.14; 6.19, 6.21, 7.7, 7.8, 7.11, 7.12, 7.14, 7.23, 8.4, 8.5, 8.9, 8.19, 9.1, 9.5, 9.8.
4) по части 1 статьи 6.33 КоАП за совершение действий, выразившихся в производстве, продаже или ввозе на территорию Российской Федерации фальсифицированных, контрафактных медицинских изделий либо оборот фальсифицированных биологически активных добавок, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния основными типичными нарушениями являются следующие:
- статьи 15, 16 Закона N 52-ФЗ, статья 15 Закона N 29-ФЗ, СанПиН 2.3.2.1293-03: оборот фальсифицированных биологически активных добавок несоответствующих обязательным требованиям, в частности несоответствии компонентов БАД значениям, заявленным в технической характеристике, свидетельстве о государственной регистрации; ввоз на территорию Российской Федерации препаратов, содержащих информацию на иностранном языке и без сопроводительных документов с переводом на русский языке, а также не включенных в соответствующий реестр.
5) по части 2 статьи 6.33 КоАП устанавливает ответственность за действия, выразившиеся в продаже или ввозе на территорию Российской Федерации недоброкачественных Федерации недоброкачественных медицинских изделий, либо незаконные производство, продажа или ввоз на территорию Российской Федерации незарегистрированных лекарственных средств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, где основными типичными нарушениями является нарушение статьи 30 Закона N 52-ФЗ, выразившееся в ввозе на территорию Российской Федерации недоброкачественных лекарственных средств и медицинских изделий.
6) по статье 8.2 КоАП (несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами) основными типичными нарушениями являются следующие:
- статья 22 Закона N 52-ФЗ, пунктов 2.7, 2.8 СП 2.3.6.1066; пунктов 2.6, 2.8, 9.13 СП 2.3.6.1079-01.
2.2. Основными типичными нарушениями, выявленными при осуществлении надзора за соблюдением обязательных требований при перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом и квалифицируемыми в соответствии с нормами КоАП, являются следующие:
1) по статье 6.3 КоАП:
- статья 20 Закона N 52-ФЗ, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, выразившиеся в отсутствии санитарно-эпидемиологических заключений на проекты Г1ДВ и СЗЗ;
- статьи 24 Закона N 52-ФЗ, выразившиеся в превышении предельно-допустимых уровней шума от работы производственного оборудования на рабочих местах;
- статьи 25 Закона N 52-ФЗ, выразившиеся загрязнении атмосферного воздуха от работы автотранспортного предприятия;
- статьи 32 Закона N 52-ФЗ, выразившиеся непрохождении работниками автотранспортных предприятий медицинских осмотров;
- статьи 34 Закона N 52-ФЗ, выразившиеся в неосуществлении производственного контроля за соблюдением требований санитарных правил.
2.3. Основными типичными нарушениями, выявленными при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и квалифицируемыми в соответствии с нормами КоАП, являются следующие:
1) по статье 14.43 КоАП, предусматривающей ответственность за несоблюдение требований технических регламентов или подлежащих применению обязательных требований к процессам изготовления и хранения пищевой продукции, основными типичными нарушениями статей 10 - 15 ТР ТС 021/2011 являются:
- не обеспечивается безопасность пищевой продукции в процессе ее производства, в частности при осуществлении процессов производства пищевой продукции, производителями не разрабатываются, не внедряются и не поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП;
- не обеспечивается прослеживаемость пищевой продукции (пункт 12 часть 3 статьи 10);
- в процессе производства продукции не осуществляется контроль за безопасностью изготавливаемой продукции;
- для обеспечения безопасности в процессе производства пищевой продукции изготовителями не определяются: перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям; перечень критических контрольных точек процесса производства; не ведется и не хранится документация о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности пищевой продукции;
- допускается прием пищи непосредственно в производственных помещениях;
- к процессам изготовления продукции допускаются работники без прохождения обязательных предварительных при поступлении на работу и периодические медицинских осмотров;
- вода, используемая в процессе производства пищевой продукции, не соответствует обязательным требованиям;
- не соблюдаются условия хранение продовольственного (пищевого) сырья и компонентов, используемых при производстве пищевой продукции;
- не обеспечивается поточность технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря;
- не проводятся мероприятия по защите от проникновения в производственные помещения грызунов и насекомых;
- не принимаются меры по уборке, мойке, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений;
- в производственных помещениях допускается хранение моющих и дезинфицирующих средств;
- поверхности полов производственных помещений не доступны для проведения мытья и, при необходимости, дезинфекции;
- поверхности стен выполнены из материалов, которые не могут быть подвержены мойке и при необходимости, дезинфекции;
- допускается проведение ремонтных работ в производственных помещений одновременно с производством пищевой продукции;
- изготовление продукции, не отвечающей требованиям по показателям идентификации, физико-химическим показателям;
- статья 39 ТР ТС 021/2011, статья 4 ТР ТС 022/2011, статья 10 Закона N 2300-1, в части производства пищевой продукции без маркировки и нанесения информации о сроке годности, дате изготовления, неполном указании изготовителя, отсутствие знака ЕАС, полностью обезличенной продукции.
2) по статье 14.43 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение требований технических регламентов или подлежащих применению обязательных требований к процессам перевозки, хранения и реализации пищевой продукции, основными типичными нарушениями являются:
- статьи 5, 6, 10, 17 ТР ТС 021/2011:
допускается реализация продукции, не соответствующей требованиям, установленным к ней техническими регламентами и иными обязательными требованиями, в частности:
допускается оборот продукции не отвечающей требованиям по показателям идентификации, физико-химическим показателям;
допускается хранение пищевой продукции совместно с пищевой продукцией иного вида и непищевой продукцией;
у работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией не пройдены обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры;
допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, хранение испорченных пищевых продуктов вместе с доброкачественными;
осуществляется хранение пищевых продуктов в складских помещениях, подсобных помещениях и т.п. без стеллажей, поддонов или подтоварников;
подготовка, взвешивание и упаковка сырых и готовых к употреблению пищевых продуктов производится на одном оборудовании;
допускается продажа продукции в отсутствие документов, подтверждающих их качество;
продавцами продукции не осуществляется производственный контроль за качеством реализуемой продукции;
а также статья 39 ТР ТС 021/2011, статья 4 ТР ТС 022/2011, статья 10 Закона N 2300-1, в части реализации продукции без маркировки и нанесения информации о сроке годности, дате изготовления, неполном указании изготовителя, отсутствие знака ЕАС, полностью обезличенной продукции.
3) по статье 14.43 КоАП, предусматривающей ответственность за несоблюдение требований технических регламентов или подлежащих применению обязательных требований при оказании услуг общественного питания, основными типичными нарушениями являются статьи 10 - 15 ТР ТС 021/2011:
не обеспечивается безопасность пищевой продукции в процессе ее изготовления, в частности при осуществлении процессов производства пищевой продукции, производителями не разрабатываются, не внедряются и не поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП;
в процессе изготовления продукции не осуществляется контроль за безопасностью изготавливаемой продукции;
для обеспечения безопасности в процессе изготовления пищевой продукции не определяются: перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям; перечень критических контрольных точек процесса производства; не ведется и не хранится документация о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности пищевой продукции;
допускается прием пищи непосредственно в производственных помещениях;
к процессам изготовления продукции допускаются работники без прохождения обязательных предварительных при поступлении на работу и периодические медицинских осмотров;
не соблюдается условия хранение продовольственного (пищевого) сырья и компонентов, используемых при изготовлении пищевой продукции;
не обеспечивается поточность технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря;
не проводятся мероприятия по защите от проникновения в производственные помещения грызунов и насекомых;
ежедневно не проводится оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий;
не проводится производственный контроль за качеством изготавливаемой продукции.
4) по части 2 статьи 14.43 КоАП, предусматривающей ответственность за несоблюдение требований технических регламентов или подлежащих применению обязательных требований к процессам изготовления, хранения и реализации продукции, создавшие угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, основными типичными нарушениями являются несоблюдение требований статей 5, 7, 10, 17 ТР ТС 021/2011:
не обеспечивается безопасность пищевой продукции в процессе ее производства, в том числе по показателям безопасности пищевой продукции (микробиологические, санитарно-химические показатели);
в процессе производства продукции не соблюдаются условия хранения и сроки годности продукции и сырья;
процесс производства продукции не отвечает требованиям, обеспечивающим выпуск продукции соответствующего качества;
допускается реализации продукции, не соответствующей требованиям, установленным к ней техническими регламентами и иными обязательными требованиями, в частности допускается оборот продукции, не отвечающей требованиям по микробиологическим и физико-химическим показателям;
не соблюдаются условия хранения и срок годности продукции, установленные изготовителем;
на продукции, отсутствует информация об условиях хранения, сроке годности;
допускается реализация продукции с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток; загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов; не имеющей установленных сроков годности, а также с истекшими сроками годности;
отсутствуют необходимые условия для соблюдения температурных и влажностных условий хранения продукции;
осуществляется продажа продукции в отсутствие этикеток (ярлыков) на таре изготовителя;
осуществляется отпуск покупателям нефасованных пищевых продуктов с помощью одного и того же инвентаря;
не обеспечивается безопасность пищевой продукции в процессе ее изготовления, в том числе по показателям безопасности пищевой продукции (микробиологические);
в процессе изготовления продукции не соблюдаются условия хранения, сроки годности продукции и сырья;
процесс производства продукции не отвечает требованиям, обеспечивающим выпуск продукции соответствующего качества;
допускается хранение салатов и нарезанных компонентов в незаправленном виде более 6 ч., также допускается хранение салатов в заправленном виде.
5) по части 1 статьи 14.44 КоАП РФ основными типичными нарушениями, выразившимся в недостоверном декларировании соответствия продукции, являются нарушения требований статьи 12 Закона N 184-ФЗ, статьи 23 ТР ТС 021/2011.
При этом следует отметить, что согласно статье 51 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор) техническое регулирование в рамках Союза осуществляется в соответствии с принципами, основанными на:
установлении обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
применении и исполнении технических регламентов Союза в государствах-членах без изъятий;
единстве правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
единстве правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия;
единстве применения требований технических регламентов Союза независимо от видов и (или) особенностей сделок;
обеспечении гармонизации законодательства государств-членов в части установления ответственности за нарушение обязательных требований к продукции, правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия.
В соответствии со статьей 52 Договора технические регламенты Союза применяются в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Соответствующие принципы и правила урегулированы Законом N 184-ФЗ (статья 6).
Подтверждение соответствия, являясь одной из форм оценки соответствия наряду с государственным контролем (надзором), испытанием, регистрацией и иными формами (статья 7 Закона N 184-ФЗ), в свою очередь, проводится в целях удостоверения соответствия продукции и или иных объектов техническим регламентам, содействия приобретателям (в том числе потребителям) в компетентном выборе продукции, повышения конкурентоспособности продукции на российском и международном рынках.
Таким образом, в случае, если процедура подтверждения соответствия продукции проведена с нарушением правил и методов исследований (испытаний) и измерений, а также правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия (статья 51 Договора, статья 15 Закона N 184-ФЗ), то такое подтверждение соответствия, по нашему мнению, должно признаваться недостоверным.
Вместе с этим, судебные органы пришли к выводу, что недостоверное декларирование - это действия по представлению в процессе декларирования недостоверных сведений, на основании которых осуществляется выдача декларации о соответствии. Такие действия заключаются в том, что виновным лицом при декларировании соответствия продукции в установленном законом порядке указывается информация о технических характеристиках и качествах продукции, не соответствующей фактической действительности и реальным качествам продукции.
Такие факты выявляются и устанавливаются органом государственного контроля (надзора) при проведении соответствующей проверки, в рамках которой реализуются полномочия, предусмотренные статями 34 и 39 Закона о техническом регулировании, включая право:
требовать от изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента;
запрашивать у изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц дополнительную информацию о продукции или связанных с требованиями к ней процессах проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия.
6) по статье 14.45 КоАП основными типичными нарушениями, выразившимся в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии являются нарушение статьи 10 Закона N 23001-1, пунктов 11, 12 Правил продажи отдельных видов товаров, статьи 23 ТР ТС 021/2011, статьи 18 Закона N 184-ФЗ - реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в отсутствие в товарно-сопроводительной документации сведений об обязательном подтверждении соответствия (сертификате соответствия: его номере, сроке действия, органе, выдавшем сертификат, или сведений о декларации соответствия, в том числе ее регистрационном номере, сроке ее действия, наименовании лица, принявшего декларацию, и органе, ее зарегистрировавшем).
7) по части 1 статьи 14.46 КоАП основными типичными нарушениями, выразившимся в маркировке продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, является несоблюдение статьи 27 Закона N 184-ФЗ - реализация пищевой продукции, маркированной знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании.
8) по части 3 статьи 15.12 КоАП основными типичными нарушениями, выразившимся в производстве алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, является несоблюдение требований Закона 171-ФЗ, в части производства алкогольной и табачной продукции без нанесения специальных (акцизных) марок.
9) по часть 4 статьи 15.12 КоАП основными типичными нарушениями, выразившимся в обороте алкогольной продукции без маркировки и нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, является несоблюдение требований статьи 12 Закона N 171-ФЗ, в части продаже алкогольной продукции в отсутствия информации о наименовании производителя алкогольной продукции на акцизных марках; обороте алкогольной продукции при отсутствии на ней федеральной специальной марки.
2.4. Основными типичными нарушениями, квалифицируемыми в соответствии с нормами Особенной части КоАП, выявленными при осуществлении надзора за соблюдением обязательных требований при перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом, производстве и обращении пищевой продукции, оказании услуг общественного питания также являются следующие:
1) часть 1 статьи 19.5 КоАП, в части невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства, что является нарушением статей 11, части 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ или ст. 40 Закона N 2300-1, выразившееся в неисполнение в установленный срок предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
2) часть 15 статьи 19.5 КоАП, предусматривающая ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (как в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, так и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей), на основании части 2 статьи 36 Закона N 184-ФЗ.
3) статья 19.33 КоАП - за действия, связанные с непредставлением либо уклонением изготовителя, продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, в связи с несоблюдением законного требования органа государственного контроля (надзора), основанного на положениях статьи 34 Закона N 184-ФЗ.
3. В 2017 году территориальными органами Роспотребнадзора, уполномоченными обеспечивать государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, проводились надзорные мероприятия в рамках федерального государственного надзора за соблюдением требований 20-ти технических регламентов Таможенного союза.
За 2017 году проведено 95 801 проверка за соблюдением обязательных требований, установленных техническими регламентами Таможенного союза и Российской Федерации, что на 13,3% выше аналогичного показателя 2016 г. (83 053 проверки). Из общего количества проверок в 2017 году проведено 33 816 плановых проверок (35,3% от общего числа проверок) и 61 985 внеплановых проверок (64,7% от общего числа проверок).
По результатам проверок, при которых были выявлены нарушения обязательных требований технических регламентов, было выдано 45 049 предписаний, (в 2016 г. - 40 766; в 2015 г. - 33 064.), из которых в 64,8% случаях (29 187) - предписания об устранении нарушений требований технических регламентов, в 23,5% случаях (10 595) - о приостановлении реализации продукции, в 11,4% случаях (5 145) - предписания о разработке программ мероприятий по предотвращению причинения вреда, 363 предписания о приостановлении действия декларации и т.д.
Доля проверок с выявленными нарушениями требований технических регламентов Таможенного союза в 2017 году составила 39,6% (37 941 проверка с нарушениями), против 42,8% в 2016 г.; 37,9% в 2015 г. и 23,9% в 2014 г.
По результатам проверок в 2017 г. возбуждено 51 428 дел об административных правонарушениях (в 2016 г. - 47 684), в том числе 39 201 дело (76,2%) по статье 14.43 КоАП РФ, 2 275 дел (4,4%) по статье 14.45 КоАП РФ, 277 дел (0,5%) по статье 14.44 КоАП РФ.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей