3. СОДЕРЖАНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА

Цели проекта

Снижение нагрузки на окружающую среду объектами, подлежащими федеральному государственному экологическому надзору, на 3% к концу 2017 года, 10% к концу 2018 года и на 30% к концу 2025 года, за счет внедрения принципов НДТ в производственные технологические процессы, приоритизации территорий повышенного экологического внимания, а также увеличения плановых проверок, проведенных на основании риск-ориентированного подхода и внедрения стандарта проведения комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Показатели проекта и их значения по годам

Показатель

Тип показателя (основной, аналитический, показатель второго уровня)

Базовое значение

Период, год

2017

2018

2019

2020

2025

Снижение уровня материального ущерба компонентам окружающей среды по контролируемым видам рисков, % к уровню 2015 года

Основной

100

97

90

85

80

70

Доля водопользователей, снизивших массу вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, в общем количестве проверенных водопользователей, %

Аналитический

30

40

50

60

70

80

Доля хозяйствующих субъектов, снизивших массу вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, в общем количестве проверенных хозяйствующих субъектов, %

Аналитический

25

35

45

55

65

80

Объем образованных отходов I - IV класса опасности, которые не были обезврежены и утилизированы, %

Аналитический

14

13

12

10

8

5

Доля подконтрольных субъектов, по которым увеличилась периодичность проведения плановых проверок или которые были освобождены от проведения плановых проверок, %

Аналитический

н/д

10

20

35

40

50

Доля охвата дифференцированных подконтрольных субъектов (объектов) профилактическими мероприятиями в общем объеме подконтрольных субъектов (объектов), %

Аналитический

н/д

Доля реализованных мероприятий от количества мероприятий, включенных в планы оптимизации обязательных требований и дорожные карты и предусматривающих реализацию в текущем году, %

Аналитический

н/д

н/д

100

100

100

100

Доля инспекторского состава, подключенного к "Личному кабинету" должностного лица ВИС КНО, %

Аналитический

0

-

30

50

80

100

Доля государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, прошедших ежегодную оценку профессиональной служебной деятельности и личностных качеств, % [1]

Аналитический

н/д

25

50

70

100

100

Индекс качества администрирования контрольно-надзорных функций, % [2]

Аналитический

-

Уровень административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, %

Аналитический

41,7

37,5

33,4

29,2

25

20,9

Доля плановых проверок, проведенных на объектах контроля (надзора), отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска и значительного риска, %

Аналитический

0

85

90

95

99

99

Доля ущерба, причиненного на объектах или субъектами контроля (надзора), отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска и значительного риска (по контролируемым видам риска), %

Аналитический

н/д

70

80

85

87

90

Результаты проекта

Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности

Этап I - Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта

По отдельным видам контроля (надзора) сформирована система сбора объективных данных, позволяющая учитывать при определении категории риска (класса опасности) причиненный вред и характеристики поведения подконтрольных субъектов, определены индикаторы риска и показатели для внедрения "динамической модели".

Обеспечено внедрение риск-ориентированного подхода в отношении плановых проверок, установлены категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним подконтрольных объектов, подконтрольные объекты в полном объеме распределены по категориям риска (классам опасности), предусмотрена возможность использования индикаторов риска нарушения обязательных требований.

Внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации N 806 в части расширения использования риск-ориентированного контроля на все виды федерального государственного экологического надзора.

План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год сформирован на основании риск-ориентированного подхода

Этап II - Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта

Росприроднадзором по федеральному государственному экологическому надзору установленные категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним подконтрольных объектов подтверждены данными, свидетельствующими о фактически причиненном ущербе охраняемым законом ценностям

Внедрен риск-ориентированный подход для внеплановых проверок Росприроднадзором по всем видам контроля (надзора), включенным в федеральный государственный экологический надзор, лицензионному контролю за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Утверждены индикаторы рисков (для внеплановых проверок), утвержденные индикаторы разработаны на основе проведенного анализа сведений о фактах причинения вреда и причинах возникновения вреда, обеспечена возможность поддержания индикаторов риска в актуальном состоянии

Категории риска Росприроднадзора, всем видам контроля (надзора), включенным в федеральный государственный экологический надзор, определяются с учетом индивидуального поведения подконтрольных субъектов ("динамическая модель"):

- повышение категории риска - при нарушении обязательных требований, учитывая грубость нарушения;

- понижение категории риска - при индивидуальном поведении, не связанном с нарушениями обязательных требований

Росприроднадзором, в части федерального государственного экологического надзора, проведен анализ принятия решений о включении в реестр подконтрольных объектов, исключении из реестра, присвоении и изменении категории риска (класса опасности), и о фактической реализации планов проверок на 2018 г., в том числе в части уровня принятия решений (в части планового контроля)

Результаты проекта

Внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности

Этап I - Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта

Росприроднадзором дополнен приказ от 31.10.2017 N 521 "Об утверждении перечня показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов:

- утверждены перечни и значения показателей результативности и эффективности, соответствующие Базовой модели определения показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;

- определены механизмы контроля за достижением показателей результативности и эффективности;

- утверждены показатели результативности и эффективности для центрального аппарата и территориальных подразделений контрольно-надзорного органа;

- обеспечена публичность и доступность показателей результативности и эффективности и их значений

Этап II - Федеральные органы исполнительной власти - участники проекта

На основе Стандарта зрелости управления результативностью и эффективностью Росприроднадзором разработаны и утверждены паспорта показателей по всем видам контроля (надзора), включенным в федеральный государственный экологический надзор, лицензионному контролю за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в том числе методики расчета причиненного ущерба, включающие:

- методологию расчета показателей, в том числе формулы расчета;

- целевые и прогнозные значения;

- описание основных обстоятельств, характеризующих текущее значение показателя;

- описание способов и методов достижения поставленных целевых значений;

- описание рисков не достижения целевых значений показателя;

- методы сбора и управления статистическими и иными данными необходимыми для расчета показателя включая

Проведен анализ текущих значений показателей результативности и эффективности Росприроднадзором (в том числе методик расчета причиненного ущерба) по всем видам контроля (надзора), включенным в федеральный государственный экологический надзор, лицензионному контролю за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в целях выявления возможности достижения целевых и прогнозных значений показателей результативности и эффективности (общественно значимых и промежуточных показателей) для определения конкретных задач для их достижения

Проведен анализ использования в Росприроднадзоре по всем видам контроля (надзора), включенным в федеральный государственный экологический надзор, лицензионному контролю за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, информации о достижении и (или) недостижении показателей результативности и эффективности в качестве основы для принятия управленческих решений, в том числе оптимизации и совершенствования системы управления, в системах мотивации сотрудников, распределения ресурсов, планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий

Результаты проекта

Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований

Этап I - Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта:

Приняты меры по оптимизации обязательных требований (включая отмену неэффективных и избыточных обязательных требований), а также по актуализации соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации

Обеспечено внесение изменений в положения о видах контроля (надзора), предусматривающих обязательность применения Росприроднадзором проверочных листов при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий по отдельным видам контроля (надзора) в рамках федерального государственного экологического надзора

Внедрено использование проверочных листов, содержащих исчерпывающий перечень обязательных требований, по отдельным видам контроля (надзора), осуществляемых Росприроднадзором в рамках федерального государственного экологического надзора

Этап I - Минюстом России

Совместно с отраслевыми ассоциациями предпринимателей выявлены для целей актуализации обязательные требования по 5 наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и по 5 видам контроля (надзора)

Этап II - Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации

Проведена проверка перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, размещенных на официальных сайтах, на предмет исчерпываемости, отсутствия актов, не содержащих требования, актуальности и соответствия имеющимся полномочиям Росприроднадзора, а также на предмет выполнения требований распоряжения Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1868-р.

Этап II - Министерствами, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в сфере осуществления контрольно-надзорных функций участниками реализации приоритетной программы, и (или) федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта:

Подготовлены и реализуются по отдельным видам контроля (надзора), осуществляемым Росприроднадзором, планы оптимизации обязательных требований, предусматривающие отмену неэффективных и избыточных обязательных требований и приведение действующего регулирования в соответствие с лучшими международными практиками, на основании одобренного на проектном комитете стандарта качества нормативно-правового регулирования и внедренного ранее механизма систематической оценки эффективности обязательных требований Росприроднадзором по отдельным видам контроля (надзора), утвержденным проектным комитетом, обеспечено использование в информационных системах электронных машиночитаемых проверочных листов с возможностью систематизации (выборки) обязательных требований по объектам контроля (надзора) и иным параметрам

Минприроды (Росприроднадзором) обеспечено принятие нормативных правовых актов, актуализирующих обязательные требования в соответствии с утвержденными на проектном комитете "дорожными картами"

Результаты проекта

Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований

Этап I - Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта

Проведены ежеквартальные публичные мероприятия для подконтрольных субъектов в центральном аппарате и территориальных органах с анализом правоприменительной практики, в том числе результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий, подготовленных руководств по соблюдению обязательных требований, с размещением результатов публичных мероприятий в сети Интернет и механизмом "обратной связи".

Этап II - Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации

Обеспечено размещение "виджета" интернет-ресурса www.контроль-надзор.рф на главных страницах официальных сайтов федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет"

Этап II федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта

В должностные регламенты (инструкции) инспекторов Росприроднадзора включены показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, касающиеся проведения профилактических мероприятий

Проведен анализ выбора вида и форм профилактических мероприятий в зависимости от установленной категорий риска подконтрольных субъектов (объектов).

Проведены ежеквартальные публичные мероприятия для подконтрольных субъектов в центральном аппарате и территориальных органах Росприроднадзора с анализом правоприменительной практики, подготовленных руководств по соблюдению обязательных требований, с размещением их результатов в сети Интернет.

Росприроднадзором утверждена и в полном объеме реализована ведомственная программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям

Результаты проекта

Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов

Федеральными органами исполнительной власти - участниками программы (Этап I 2017 год)

Проведена ежегодная оценка результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих, их квалификации, а также профессиональных качеств, необходимых для исполнения должностных обязанностей

Установлены ключевые показатели результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих при осуществлении контрольно-надзорных полномочий в федеральных органах исполнительной власти - участниках пилотных проектов, взаимосвязанные с показателями деятельности данных органов.

Результаты проекта

Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности

Минтрудом России совместно с Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации (Этап I 2017 год)

Организовано проведение социологического исследования уровня коррупции в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия (в дальнейшем ежегодно)

Результаты проекта

Автоматизация контрольно-надзорной деятельности

Этап I - Федеральными органами исполнительной власти - участниками программы

Разработаны методики расчета аналитических показателей проектов КНО

На основе утвержденного Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований для ФОИВ (разрабатывается Минэкономразвития России), в КНО - участниках программы внедрена возможность досудебного обжалования в электронном виде, в том числе, с использованием "Личного кабинета" [Проф]

Федеральными органами исполнительной власти - участниками программы обеспечена готовность к предоставлению в электронном виде с использованием СМЭВ в ЕРП учетных данных о проверках, и в ГАСУ сведений о контрольно-надзорных мероприятиях и отчетности по показателям результативности и эффективности деятельности КНО, с учетом требований к целостности и достоверности передаваемых данных в ВИС КНО.

Этап II - Федеральными органами исполнительной власти - участниками программы

Обеспечена возможность на сайте контрольно-надзорного органа:

- определения подконтрольным субъектом присвоенной ему категории риска с помощью электронного сервиса ("он-лайн калькулятор категории риска")

- информирования о присвоенной категории риска и порядка ее изменения с использованием "личного кабинета" подконтрольного субъекта.

На сайтах территориальных подразделений КНО размещена ссылка на "он-лайн калькулятор категории риска".

В ФРГУ актуализированы перечни ОТ в соответствии с реализацией "дорожных карт", а также обеспечена их систематизация применительно к видам деятельности, видам нарушений и ответственности за нарушения

Обеспечено ведение в ЕРП электронных паспортов проверок, включающих в себя данные по результатам проверок и наступившим последствиям в машиночитаемом виде. Обеспечена техническая готовность к исключению возможности проведения проверки без получения учетного идентификатора (номера) в электронном паспорте проверки ЕРП

Минкомсвязи России совместно с Федеральными органами исполнительной власти - участниками программы реализован пилотный проект по использованию "интернета вещей" в целях совершенствования сбора показателей и индикаторов для управления категориями риска в рамках "динамической модели".

Федеральными органами исполнительной власти - участниками программы реализован и используется механизм планирования и учета проведения контрольно-надзорными органами профилактических мероприятий, направленных на соблюдение проверяемыми лицам и обязательных требований в ВИС КНО.

В ВИС КНО внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска по отдельным видам контроля (надзора). [РОП]

В ВИС КНО внедрены алгоритмы расчета показателей результативности и эффективности КНМ на основании Базовой модели Минэкономразвития России, и автоматическая отправка данных расчета и первичных данных о проведенных КНМ в ГАС "Управление" с использованием СМЭВ. [КПЭ]

В ВИС КНО обеспечена автоматизация для расчета показателей результативности и эффективности данных, позволяющая анализировать указанные данные в автоматическом режиме для осуществления переноса между категориями, включающие:

- учет (ввод, сохранение, использование) сведений о значениях показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, индикативных показателей;

- обработку сведений о значениях показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, индикативных показателей;

- передача сведений о значениях показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, индикативных показателей, в государственную автоматизированную информационную систему Управление (ГАС Управление).

Реализовано использование электронных паспортов проверки, проверочных листов на базе систематизированных обязательных требований к подконтрольным субъектам в ВИС КНО.

Обеспечена возможность использования результатов заполнения проверочных листов инспектором, либо самим подконтрольным субъектом в его "Личном кабинете" для ввода и актуализации информации об объектах проверок и присвоенных им категориях риска и классах опасности.

Обеспечена автоматизация сбора объективных данных, позволяющая собирать данные об индикаторах риска, в том числе отслеживать их изменение, учитывать при определении категории риска (класса опасности) причиненный вред и характеристики поведения подконтрольных субъектов.

Федеральными органами исполнительной власти - участниками программы модернизированы ВИС КНО до соответствия среднему уровню стандарта информатизации КНД.

Реализованы пилотные проекты по мобильному рабочему месту инспектора отдельными КНО участниками программы.