8. ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Объектами статистического наблюдения на внутреннем водном транспорте являются перевозки грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочные работы, суда, причалы, внутренние водные пути, аварии на внутренних судоходных путях.

Единицами наблюдения на внутреннем водном транспорте являются юридические лица (без микропредприятий) (пароходства, судоходные компании, порты и другие организации), осуществляющие перевозочную и погрузочно-разгрузочную деятельность на внутреннем водном транспорте на коммерческой основе.

Субъектами официального статистического учета являются Росстат, Росморречфлот и Ространснадзор.

Методом статистического наблюдения на внутреннем водном транспорте является сбор статистической отчетности, основанный на сплошном наблюдении по формам:

ежемесячной отчетности - о перевозках грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочной деятельности, об авариях на внутренних судоходных путях;

ежеквартальной отчетности - о перевозках грузов и пассажиров по видам сообщения и маршрутов, видам перевозок, видам грузов;

годовой отчетности - о количестве и характеристиках судов, протяженности, характеристиках и использовании причалов, протяженности внутренних водных путей, размерах действующей обстановки на внутренних водных путях, погрузочно-разгрузочных работах (прием и передача грузов в речных портах).

Формирование сводных итогов (агрегирование информации) производится по следующим уровням и классификационным признакам:

- перевозки грузов и грузооборот - по Российской Федерации, видам грузов и видам сообщения;

- перевозки грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) - по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, видам грузов;

- перевозки пассажиров и пассажирооборот - по Российской Федерации, видам сообщения и маршрутов;

- погрузочно-разгрузочные работы - по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, видам грузов, видам сообщения, объемам приема и передачи грузов в речных портах;

- протяженность внутренних водных путей, размеры действующей обстановки на внутренних водных путях - по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам Российской Федерации и видам судоходной обстановки;

- количество и характеристики судов - по Российской Федерации и типам судов;

- количество, характеристики и использование причалов - по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, портам.

Объекты статистического наблюдения на внутреннем водном транспорте характеризуются следующими основными показателями (понятиями), классификациями.

Перевозки грузов на внутреннем водном транспорте включают объемы, выполненные по договору перевозки груза собственными и (или) арендованными (зафрахтованными) судами внутреннего и смешанного (река-море) плавания (в том числе сданными в аренду иностранным компаниям (фрахтователям) на условиях тайм-чартера), плавающими под государственным флагом Российской Федерации, оформленные соответствующими перевозочными документами.

Перевозчик <1> - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения.

--------------------------------

<1> В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.03.2001 N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта" (ред. от 01.07.2017) (далее - Кодекс внутреннего водного транспорта).

Аренда судов <2> осуществляется на основании договора между арендодателем - лицом, сдающим судно в аренду, и арендатором - лицом, принимающим судно в аренду.

--------------------------------

<2> В соответствии со ст. 60 Кодекса внутреннего водного транспорта.

При аренде судна с экипажем арендодатель обязан обеспечить пригодность судна для целей, предусмотренных договором аренды, укомплектование экипажем и надлежащее снаряжение судна, а также безопасную техническую эксплуатацию судна, содержание его экипажа и наличие предусмотренных законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовых документов в соответствии с целями аренды <3>.

Члены экипажа судна являются работниками арендодателя и подчиняются его распоряжениям, касающимся управления и технической эксплуатации судна <3>.

--------------------------------

<3> В соответствии со ст. 61 Кодекса внутреннего водного транспорта.

Арендатор обязан осуществлять все расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии со ст. 62 Кодекса внутреннего водного транспорта.

При аренде судна без экипажа арендатор самостоятельно и за свой счет осуществляет снаряжение судна, несет расходы, связанные с эксплуатацией судна, в том числе с осуществлением его текущего и капитального ремонта, со страхованием, включая страхование своей ответственности. Также арендатор самостоятельно и за свой счет осуществляет укомплектование судна экипажем <2>.

--------------------------------

<2> В соответствии со ст. 64 Кодекса внутреннего водного транспорта.

В объем отправленных грузов внутренним водным транспортом включаются:

- перевозки грузов, принятых от отправителей или других видов транспорта, выполняемые на основании договора перевозки грузов;

- буксировка лесных грузов в плотах, а также кранов, понтонов, доков, судов и других плавучих объектов за механической тягой, осуществляемая в соответствии с договором буксировки;

- минерально-строительные материалы (песок, гравий, песчано-гравийные смеси), добытые со дна рек (озер, водохранилищ, морских заливов) и погруженные в суда, как оформленные договором поставки, так и доставленные на причалы порта и предназначенные для последующей продажи.

Перевозки грузов учитываются по отправлению в тоннах в точном соответствии с перевозочными документами, включая вес тары, а также вес приспособлений и оборудования, применяемых при перевозках (вес брутто). Датой отправления груза признается дата оформления транспортных документов.

Статистический учет перевозок грузов осуществляется по принципу принадлежности судна независимо от портов, между которыми производились перевозки.

Перевозки грузов учитываются по видам грузов и видам сообщения (внутреннее (в границах России) и заграничное (международное)).

К перевозкам во внутреннем сообщении (в границах России) относятся перевозки между портами и портопунктами Российской Федерации, оформленные транспортными документами внутреннего сообщения.

К перевозкам в заграничном (международном) сообщении относятся перевозки между российскими и иностранными портами и между иностранными портами, а также между портами России после перевалки с других видов транспорта или до перевалки на другие виды транспорта, оформленные перевозочными документами заграничного сообщения.

Перевозки грузов, имеющие направление из речных портов или портопунктов России в порты иностранных государств, относятся к экспортным, перевозки грузов из иностранных портов в речные порты и портопункты России - к импортным, перевозки грузов между любыми иностранными портами через систему внутренних водных путей России - к транзитным.

Из общего объема перевозок грузов на внутреннем водном транспорте выделяются перевозки грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) <1>.

--------------------------------

<1> Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 N 402 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)".

В объем указанных перевозок включаются как грузы, отправленные в эти районы, так и грузы, перевезенные в них.

Грузооборот по отправлению в тонно-километрах определяется путем умножения по каждой отправке веса (брутто), указанного в перевозочных документах, на расстояние перевозки между портами отправления и назначения (с учетом захода в промежуточные порты) с последующим суммированием полученных произведений по всем отправкам.

Перевозки пассажиров водным транспортом учитываются по числу пассажиров, фактически отправленных в отчетном периоде по договору перевозки пассажира собственными и (или) арендованными (зафрахтованными) судами (в том числе сданными в аренду иностранным компаниям (фрахтователям) на условиях тайм-чартера).

Объектом учета числа пассажиров является каждая поездка одного пассажира между начальным и конечным пунктами маршрута, зафиксированными в проездном билете (путевке).

Учет пассажиров осуществляется по количеству проданных билетов (путевок) в том отчетном периоде, в котором фактически началась каждая поездка. Перевозки пассажиров, оформленные групповым билетом, учитываются по количеству пассажиров в списке, прилагаемом к билету.

Учет пассажиров льготных категорий граждан ведется по внутренним реестрам предприятий, которые составляются при продаже билетов пассажирам, имеющим право на меры социальной поддержки (льготы), предоставляемые им в соответствии с действующим законодательством.

Перевозки пассажиров на внутреннем водном транспорте учитываются по маршрутам и видам сообщения.

Маршруты перевозок пассажиров в зависимости от условий перевозок, их продолжительности, протяженности и качества услуг, предоставляемых пассажирам, подразделяются на следующие виды <2>:

--------------------------------

<2> В соответствии со ст. 96 Кодекса внутреннего водного транспорта.

транспортные - транзитные, местные, пригородные, внутригородские маршруты перевозок пассажиров и переправы;

туристские - маршруты перевозок пассажиров продолжительностью более чем 24 часа;

экскурсионно-прогулочные - маршруты перевозок пассажиров продолжительностью не более чем 24 часа.

При определении видов маршрутов учитываются следующие условия <1>:

--------------------------------

<1> В соответствии с Правилами перевозки пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте, утвержденными приказом Минтранса России от 05.05.2012 N 140 (зарегистрирован Минюстом России 27.09.2012 N 25557).

транзитным маршрутом осуществляется перевозка пассажиров в границах нескольких субъектов Российской Федерации;

местным маршрутом осуществляется перевозка пассажиров в границах одного субъекта Российской Федерации;

пригородным маршрутом осуществляется перевозка пассажиров между городом и тяготеющими к нему населенными пунктами, дачными поселками и местами массового отдыха протяженностью до 100 километров, а при обслуживании этих маршрутов скоростными судами - до 150 километров;

внутригородским маршрутом перевозка пассажиров осуществляется между речными портами и отдельно стоящими причалами, расположенными в границах городской черты;

переправы предназначены для транспортных связей двух противоположных берегов внутренних водных путей в местах их пересечения с автомобильными и железными дорогами, а также в населенных пунктах, расположенных на противоположных берегах внутренних водных путей;

туристским маршрутом осуществляется перевозка пассажиров с целью организованного отдыха и (или) ознакомления с объектами культурно-исторического наследия и памятниками архитектуры продолжительностью свыше 24 часов;

экскурсионно-прогулочным маршрутом осуществляется перевозка пассажиров с целью организованного отдыха и (или) ознакомления с объектами культурно-исторического наследия и памятниками архитектуры продолжительностью менее 24 часов.

К заграничному (международному) сообщению относятся транспортные и туристские маршруты, имеющие пункты назначения или отправления в иностранных государствах.

К перевозкам пассажиров в границах Российской Федерации относятся перевозки между портами и портопунктами Российской Федерации.

Пассажирооборот по отправлению в пассажиро-километрах определяется по каждой поездке путем умножения количества перевезенных пассажиров на каждом участке маршрута (части маршрута, один или оба пункта которой являются промежуточными и находятся в стороне от прямого пути между начальным и конечным пунктами маршрута) на расстояние перевозки по данному участку с последующим суммированием указанных произведений.

Судно на внутреннем водном транспорте - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода <1>.

Судно смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии со ст. 3 Кодекса внутреннего водном транспорта.

Статистическому учету подлежат все суда, состоящие на классификационном учете Российского Речного Регистра, независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы и формы собственности их владельцев, подлежащие классификации и освидетельствованию в соответствии со статьей 35 Кодекса внутреннего водного транспорта.

Учет наличия судов ведется по их количеству, мощности, грузоподъемности и пассажировместимости с распределением по способу передвижения и возрастным группам:

- самоходные суда (транспортные: пассажирские и грузопассажирские, сухогрузные, наливные, буксирные; нетранспортные);

- несамоходные суда (транспортные: сухогрузные, наливные; нетранспортные).

К самоходным относятся суда, которые имеют силовую установку (двигатель) и движитель (гребное колесо, гребной винт, водомет). Они подразделяются на грузовые, буксирные, грузопассажирские и пассажирские суда.

К несамоходным грузовым судам относятся несамоходные баржи, предназначенные для буксировки или толкания и не имеющие самостоятельной двигательной установки; используются для перевозки сухогрузов и наливных грузов.

К транспортным относятся суда, предназначенные для перевозок грузов и пассажиров, и буксирные - для вождения несамоходных или не имеющих самостоятельного хода самоходных судов, плотов и других плавучих объектов.

К грузовым относятся суда, предназначенные для перевозок различных грузов.

Сухогрузные суда используются для перевозки генеральных грузов отдельными счетными единицами - мешками, бочками, контейнерами, пакетами и т.п., насыпных и навалочных грузов, леса и лесоматериалов.

Наливные суда предназначены для перевозки жидких грузов наливом в емкостях, оборудованных в корпусе судна. К ним относятся танкеры, газовозы, химовозы, виновозы, водолеи и др.

К пассажирским и грузопассажирским относятся суда, перевозки пассажиров на которых разрешены органами надзора за судоходством.

Пассажирские суда предназначены для перевозок пассажиров и их багажа, а также для отдыха и туристических путешествий.

К грузопассажирским относятся суда, имеющие помещения для пассажиров и трюмы для перевозки грузов.

К нетранспортным относятся промысловые, научно-исследовательские, учебные, служебно-вспомогательные суда, суда технического флота.

Грузоподъемность судна определяется как чистая грузоподъемность - то наибольшее количество груза, которое судно может принять к перевозке при наличии запасов топлива, воды и другого снаряжения.

Дедвейт или полная грузоподъемность судна слагается из веса перевозимого груза (чистая грузоподъемность), топлива, запасов пресной воды и нормируемого снабжения судна (провизия, шкиперское имущество и т.п.).

Мощность судна учитывается в лошадиных силах.

Пассажировместимость - то количество пассажиров, которое обеспечено местами, приспособленными для лежания и сидения, необходимым количеством спасательных средств.

Внутренние водные судоходные пути - естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом, и используемые в целях судоходства.

Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей - протяженность участков внутренних водных путей, включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации <1> и содержащихся администрациями бассейнов внутренних водных путей и ФГБУ "Канал имени Москвы" в отчетном году.

--------------------------------

<1> Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. N 1800-р.

Протяженность внутренних водных путей измеряется по осевой линии судовых ходов (фарватеров).

Выделяются пути с гарантированными габаритами судовых ходов и пути со знаками судоходной обстановки.

Внутренние водные пути с гарантированными габаритами судовых ходов - участки водных путей, на которых устанавливаются наименьшие габариты судового хода: глубина, ширина и радиус скругления при проектном уровне воды (расчетном низком уровне воды с заданной обеспеченностью).

Внутренние водные пути со знаками судоходной обстановки - участки водных путей, на которых устанавливается навигационное оборудование (плавучие, береговые, а также стационарные русловые знаки) для обозначения положения судового хода и обеспечения безопасности судоходства. Из них выделяются пути с освещаемой, отражательной и неосвещаемой категориями средств оборудования.

Причал <1> - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

--------------------------------

<1> В соответствии со ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта.

Причалы группируются по специализации (грузовые и пассажирские) и другим признакам.

Грузовые причалы учитываются по количеству, протяженности и мощности.

Установленная (проектная) мощность грузового причала - пропускная способность причала по перегрузке в течение отчетного года.

Фактическая мощность грузового причала - количество груза, перегруженное через причал за отчетный период.

Пассажирские причалы учитываются по количеству, протяженности и пассажирообороту.

Проектный пассажирооборот пассажирского причала - пропускная способность причала в течение отчетного года.

Фактический пассажирооборот равен числу пассажиров, посаженных и высаженных на причале.

Погрузочно-разгрузочные работы на внутреннем водном транспорте включают объемы выполненных портовых и кооперированных перегрузочных работ.

К портовым работам относятся:

- перегрузочные работы, выполненные портом при перевозке грузов внутренним водным транспортом, оплаченные грузовладельцем по перевозочному документу по ставкам сборов за погрузку грузов в суда, выгрузку из судов и за перегрузку грузов, перевозимых во внутреннем водном, в прямом водном, в смешанном железнодорожно-водном сообщениях.

- перегрузочные работы, выполненные на рейдовых перегрузочных комплексах.

- работы по погрузке в суда и выгрузке из судов минерально-строительных материалов (песок, гравий, песчано-гравийные смеси), добытых портом со дна рек (озер, водохранилищ, морских заливов), доставленных и выгруженных на причалы порта, как оформленные договором поставки, так и предназначенные для последующей продажи.

К кооперированным работам относятся работы, связанные с перегрузкой грузов, перевозимых другими видами транспорта Российской Федерации и всеми видами транспорта других стран.

Объем погрузочно-разгрузочных работ учитывается в физических тоннах.

При производстве портовых работ физической тонной считается каждая тонна груза, погруженная в судно или выгруженная из судна. При производстве кооперированных работ физической тонной считается каждая тонна груза, погруженная на любое транспортное средство другого вида транспорта Российской Федерации и других стран (вагон, автомашина) или выгруженная из него.

Вес грузов в любых контейнерах, а также грузов в пакетах, поддонах, пучках, связках и т.д. учитывается с весом контейнера брутто или с учетом веса средств пакетирования.

В сведения по аварийности на внутреннем водном транспорте включены принятые к статистическому учету данные по авариям с судами, используемыми в целях судоходства, на внутренних водных путях, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации.

Учет ведется по авариям, расследованным территориальными органами Ространснадзора, в зоне ответственности которых они произошли.

К аварии <1> относятся:

--------------------------------

<1> Согласно ст. 6 Положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 29.12.2003 N 221 (зарегистрирован Минюстом России 29.01.2004 N 5493).

- транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди;

- разрушение судна, которое невозможно и нецелесообразно устранять путем замены или ремонта (конструктивно погибшее судно);

- затопление самоходных судов мощностью более 225 киловатт и несамоходных судов порожним водоизмещением более 300 тонн;

- посадку на мель или повреждение судном гидротехнического сооружения, затопление судна или груза, повлекшее за собой прекращение движения на данном участке пути или шлюзе на 72 часа и более;

- разлив нефти, нефтепродуктов в количестве более 10 тонн.

Не учитываются сведения по авариям, которые произошли с военными, пограничными кораблями, военно-вспомогательными судами и другими судами, находящимися в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемыми исключительно в некоммерческих целях.