3. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Объектом статистического наблюдения на автомобильном транспорте являются перевозки грузов и пассажиров; подвижной состав; дорожно-транспортные происшествия.

Единицей статистического наблюдения являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (включая субъекты малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности, осуществляющие перевозки грузов на коммерческой основе и для собственных целей (исключая технологические перевозки) и перевозки пассажиров на коммерческой основе.

Субъектами официального статистического учета являются Росстат и МВД России.

Методом статистического наблюдения является сбор текущей и годовой отчетности, основанный на сплошном и выборочном наблюдении.

Сплошное наблюдение:

ежемесячная отчетность - о перевозках грузов и грузообороте (юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера), перевозках пассажиров и пассажирообороте по регулярным маршрутам (юридические лица и индивидуальные предприниматели (включая субъекты малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности), дорожно-транспортных происшествиях;

ежеквартальная отчетность - о перевозках грузов и грузообороте (юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера);

годовая отчетность:

- юридические лица (кроме микропредприятий) - о перевозках грузов, грузообороте, перевозках пассажиров, пассажирообороте, количестве, характеристиках и использовании подвижного состава;

- юридические лица и индивидуальные предприниматели (включая субъекты малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности - о количестве и характеристиках подвижного состава (автобусов).

Выборочное наблюдение:

выборочное обследование индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов на коммерческой основе;

выборочное обследование деятельности малого предприятия в сфере автомобильного транспорта;

выборочное обследование деятельности микропредприятий.

Формирование сводных итогов (агрегирование информации) производится по следующим уровням и классификационным признакам:

перевозки грузов и грузооборот

по всем типам хозяйствующих субъектов - по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам;

кроме того по юридическим лицам (кроме микропредприятий) - по районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, Арктической зоне Российской Федерации;

перевозки пассажиров и пассажирооборот

по всем типам хозяйствующих субъектов - по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам;

кроме того по юридическим лицам (кроме микропредприятий) - по видам сообщения, районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, Арктической зоне Российской Федерации;

наличие, характеристика и использование подвижного состава

по всем типам хозяйствующих субъектов - по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам;

кроме того по юридическим лицам (кроме микропредприятий) - по районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, Арктической зоне Российской Федерации;

дорожно-транспортные происшествия - по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, местам совершения, причинам.

Объекты статистического наблюдения на автомобильном транспорте характеризуются следующими основными показателями (понятиями), классификациями.

Перевозки грузов - количество грузов в тоннах, перевезенных автомобильным транспортом.

Включают суммарные объемы, выполненные по дорогам общего пользования грузоперевозящими автомобилями (грузовыми, пикапами и фургонами на шасси легковых автомобилей) и автоприцепами: собственными, арендованными и используемыми (приобретенными) на условиях лизинга. Учет перевезенных грузов осуществляется по моменту прибытия.

Грузооборот характеризует перевозку груза с учетом расстояния перевозки в километрах, выражается в тонно-километрах и определяется умножением веса перевезенного груза (включая груз, перевезенный на автоприцепах) за каждую ездку на расстояние ездки с последующим суммированием произведений по всем ездкам.

Перевозки грузов и грузооборот автомобильного транспорта включают объемы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (включая субъекты малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности, охваченных статистическим наблюдением, а также оценку объемов, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, полученную по результатам дорасчета.

Обследование деятельности индивидуальных предпринимателей и малых предприятий осуществляется по соответствующим специализированным формам федерального статистического наблюдения.

Выборочная совокупность индивидуальных предпринимателей формируется из числа предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление перевозок грузов автомобильным транспортом. Обследование проводится в течение года в скользящем режиме. Доля отбора за каждый квартал составляет 25%. Каждый предприниматель в течение года обследуется один раз и предоставляет сведения за отчетную неделю. В целях обеспечения более полного охвата выборочной совокупности обследование проводится с привлечением внештатных интервьюеров.

Выборочная совокупность малых предприятий формируется из числа организаций всех видов экономической деятельности (кроме микропредприятий), выполняющих грузовые перевозки автомобильным транспортом на коммерческой основе. Рекомендуемая доля отбора составляет 25%. Предприятия обследуются ежеквартально в течение отчетного года. Сведения предоставляются за отчетный квартал.

Результаты вышеназванных обследований разрабатываются ежеквартально. Формирование сводных данных осуществляется методом прямого пересчета путем распространения полученных по результатам обследования данных на базовую совокупность объектов наблюдения. Данные, полученные от нетипичных индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, учитываются без распространения на базовую совокупность объектов наблюдения. К нетипичным относятся хозяйствующие субъекты, у которых показатели находятся за пределами, определенными экспертным путем максимального и минимального пороговых значений.

Базовые совокупности индивидуальных предпринимателей и малых предприятий уточняются, в частности, по результатам сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Коммерческие перевозки микропредприятий наблюдаются в рамках ежегодного обследования основных показателей экономической деятельности микропредприятий по соответствующей унифицированной форме федерального статистического наблюдения. Осуществление грузовых перевозок автомобильным транспортом не является критерием отбора при формировании базовой и выборочной совокупностей микропредприятий. Сводные итоги перевозочной деятельности по выборочной совокупности не являются репрезентативными, в связи с чем распространение данных на базовую совокупность не производится. Средние показатели, определенные для выборочной совокупности, используются при выполнении дорасчета показателей, характеризующих перевозочную деятельность грузовых автомобилей, не наблюдаемую прямыми статистическими методами.

Дорасчет показателей, характеризующих перевозочную деятельность грузовых автомобилей, на объемы, не наблюдаемые прямыми статистическими методами, выполняется с использованием данных МВД России об общем количестве зарегистрированных в стране грузовых автомобилей юридических лиц и рассчитываемых по данным форм федерального статистического наблюдения коэффициента использования автомобилей в работе и еженедельной выработки одного автомобиля.

Перевозки грузов и грузооборот автомобильного транспорта включают объемы, выполненные как на коммерческой основе, так и для собственных производственных целей.

К перевозкам грузов для собственных производственных целей по дорогам общего пользования относятся перевозки некоммерческих грузов, т.е. принадлежащих отчитывающейся организации товаров и нетоварных ценностей, используемых в производстве или для обеспечения функционирования производства (например: завоз на территорию организации сырья и материалов, топлива, тары, запчастей, мебели, вычислительной техники, канцтоваров, продуктов для столовой и т.п., а также вывоз за территорию организации по дорогам общего пользования продукции в собственную торговую организацию или собственный склад, расположенный на другой территории; белья в прачечную (в больницах, детских учреждениях и т.п.); отходов производства, металлолома, вторсырья и прочего).

Не учитываются перевозки:

- нетоварного характера (например: очистка территории от бытового мусора, снега);

- почты и периодической печати;

- технологические перевозки грузов, осуществляемые без выезда на дороги общего пользования (в пределах территории отчитывающейся организации);

- внутрихозяйственные, внутризаводские, внутриобъектные, внутрикарьерные, внутрипостроечные перевозки;

- перевозки грузов на автомобилях, сданных в аренду;

- при использовании автомобилей на обслуживании линий связи и электропередач, трубопроводов, на научно-изыскательских, геолого-разведочных и других работах, носящих нетранспортный характер.

Учет перевозок грузов и грузооборота на автомобильном транспорте осуществляется по видам сообщения (городское и пригородное, междугородное, международное) и видам грузов.

Распределение перевозок по видам сообщения производится следующим образом <1>:

--------------------------------

<1> В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).

- перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов;

- перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов;

- перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов;

- перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

Из общего объема перевозок в международном сообщении выделяются перевозки между Российской Федерацией и странами Евразийского экономического союза.

Перевозки пассажиров и пассажирооборот автобусов включают суммарные объемы, выполненные эксплуатационными автобусами по маршрутам регулярных перевозок (включая пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда) и автобусами, работающими по заказам, во всех видах сообщения.

Маршрут регулярных перевозок <2> - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

--------------------------------

<2> В соответствии со ст. 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме <3>. Маршрут перевозки пассажиров и багажа по заказу определяется договором фрахтования, если иное не установлено законом <4>.

--------------------------------

<3> В соответствии со ст. 27 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

<4> В соответствии со ст. 28 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

К перевозкам пассажиров по заказам относятся перевозки туристско-экскурсионными автобусами, специальные автобусные перевозки (например: школьные, вахтовые, доставка работников на коммерческой основе на производственные объекты, удаленные от общих линий городского пассажирского транспорта, в отдаленные районы сельской местности).

В целях статистического учета перевозки и пассажирооборот автобусов, работающих по заказам, подразделяются на:

- перевозки и пассажирооборот автобусов, работающих по заказам (без туристско-экскурсионного обслуживания);

- перевозки и пассажирооборот автобусов, работающих на туристско-экскурсионных маршрутах.

Перевозки пассажиров и пассажирооборот, выполненные автобусами, учитываются по видам сообщения: в городском, пригородном, междугородном, международном, в том числе между Российской Федерацией и странами Евразийского экономического союза.

Распределение пассажирских перевозок по видам сообщения соответствует грузовым перевозкам.

Перевозки пассажиров по регулярным маршрутам включают пассажиров с платным проездом (в том числе пассажиров льготных категорий) и пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда.

Число пассажиров с платным проездом в городском и пригородном сообщениях по регулярным маршрутам определяется следующим образом:

- при продаже отдельным гражданам по установленному тарифу разовых билетов (талонов), в том числе социальных разовых проездных билетов (талонов), на одну поездку в автобусе с кондуктором или без кондуктора число перевезенных пассажиров принимается равным количеству проданных разовых билетов (талонов); если существует порядок продажи на одну поездку нескольких разовых проездных билетов в зависимости от дальности поездки (по сумме стоимости поездки), то число перевезенных пассажиров определяется путем деления пассажирооборота на среднюю дальность перевозки пассажиров на данном маршруте;

- при применении автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) по магнитным билетам или бесконтактным смарт-картам число перевезенных пассажиров определяется по данным этой системы;

- при продаже отдельным гражданам и организациям по установленному тарифу проездных билетов долговременного пользования, в том числе социальных проездных билетов (кроме единых месячных социальных проездных билетов (ЕСПБ)), число перевезенных пассажиров за месяц определяется умножением количества проданных билетов на количество поездок в месяц, которое устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований или на определенное экспертно количество поездок.

Эти объемы учитываются ежемесячно в течение всего периода действия билета, если его продолжительность рассчитана более чем на один месяц (например, квартал или год).

При продаже гражданам ЕСПБ, дающих право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, количество поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований или принимается равным 50 (суммарно в городском и пригородном сообщениях). Распределение объемов перевозок по видам сообщения (городское и пригородное) производится пропорционально выполненной работе на линии.

Граждане, имеющие право на меры социальной поддержки, купившие социальные проездные билеты за наличные средства (независимо от их стоимости), относятся к платным пассажирам. В число платных пассажиров не включаются граждане, пользующиеся правом бесплатного проезда, получившие социальные проездные билеты бесплатно, а также совершающие поездки на основании документа, подтверждающего наличие льготы.

Число лиц с правом бесплатного проезда на городских и пригородных маршрутах устанавливается на основании сведений о количестве выданных документов (организациями, осуществляющими выдачу документов на бесплатный проезд (например, органами местного самоуправления, городскими военными комиссариатами, местными органами социальной защиты)), дающих право бесплатного проезда отдельным категориям граждан.

Число перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, определяется на основании периодически проводимых натурных обследований пассажиропотоков. При отсутствии данных натурных обследований число перевезенных пассажиров определяется из расчета 30 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда.

В междугородном и международном сообщении число пассажиров, перевезенных автобусами по маршрутам регулярных перевозок, определяется по количеству проданных билетов.

Число пассажиров, перевезенных заказными автобусами в городском и пригородном сообщении (без туристско-экскурсионного обслуживания), определяется делением расчетного пассажирооборота (произведение общего пробега автобусов на их среднюю вместимость и на коэффициенты использования пробега и вместимости; произведение этих двух коэффициентов принимается равным 0,65) на среднее расстояние поездки пассажира в пригородном сообщении. При отсутствии перевозок в пригородном сообщении для расчета берется расстояние, равное 15 километрам.

Число пассажиров, перевезенных заказными автобусами в междугородном и международном сообщении, а также туристско-экскурсионными автобусами во всех видах сообщения, принимается равным числу пассажиров, указанному в путевом листе автобуса. Объектом учета числа пассажиров на туристско-экскурсионных маршрутах является каждая поездка одного пассажира между начальным и конечным пунктами маршрута, зафиксированными в проездном билете (путевке).

Пассажирооборот автобусов определяется суммированием произведений числа перевезенных пассажиров на расстояние поездки в километрах.

Перевозки пассажиров и пассажирооборот, выполненные легковыми такси, определяются расчетным путем.

Пассажирооборот легковых такси рассчитывается как произведение их платного пробега на коэффициент, равный 2 (соответствует среднему числу пассажиров, перевозимых за одну поездку, определенному экспертным путем).

Число пассажиров, перевезенных легковыми такси, определяется делением полученного пассажирооборота на среднее расстояние поездки одного пассажира в автобусе по регулярным маршрутам в городском и пригородном сообщении. При отсутствии перевозок в городском и пригородном сообщении для расчета берется расстояние, равное 15 километрам.

Для характеристики уровня жизни населения в сельской местности используются показатели "число сельских населенных пунктов, обслуживаемых автобусами" и "число автобусных маршрутов регулярного сообщения в сельской местности".

Сельский населенный пункт, находящийся на расстоянии менее трех километров от автобусной остановки, относится к пункту, обслуживаемому автобусами.

К сельским автобусным маршрутам относятся маршруты, связывающие:

сельские населенные пункты между собой, с районным центром, являющимся селом, городом или поселком городского типа, станциями железных дорог, аэропортами, пристанями;

два районных центра, один из которых является селом;

специальные маршруты по доставке учащихся из сельских населенных пунктов в школы и обратно.

Парк автомобильного транспорта включает дорожные механические транспортные средства всех типов, марок, моделей и их модификаций.

Дорожное механическое транспортное средство <1> - транспортное средство, оборудованное двигателем, который является единственным средством для приведения его в движение, и обычно используемое для перевозки пассажиров или грузов или для буксировки на дорогах транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров или грузов (далее - автотранспортное средство).

--------------------------------

<1> В соответствии с п. В.II.А-06 Глоссария по статистике транспорта (четвертое издание на русском языке размещено на сайте ЕК ООН) (далее - Глоссария по статистике транспорта).

Механические транспортные средства, передвигающиеся по рельсам, а также механические транспортные средства, соединенные с электрическими проводами и не передвигающиеся по рельсам, в составе автотранспортных средств не учитываются.

Учет автотранспортных средств юридических и физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей) всех видов экономической деятельности, принадлежащих им на правах собственности, осуществляется по данным регистрации в территориальных отделениях МВД России.

Учет автотранспортных средств юридических лиц (кроме микропредприятий) всех видов экономической деятельности, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, принадлежащих им на правах собственности и (или) на правах хозяйственного ведения, оперативного управления или безвозмездного пользования, арендованных и приобретенных по договору лизинга, осуществляется Росстатом.

Автотранспортные средства учитываются по количеству, категориям, конструкции кузова, конструкции двигателя, экологическим классам с распределением по назначению и возрастным группам.

По назначению выделяются следующие автотранспортные средства: пассажирские, грузовые и специального назначения.

Пассажирское автотранспортное средство <1> - дорожное механическое транспортное средство, предназначенное исключительно или преимущественно для перевозки одного или более человек.

--------------------------------

<1> В соответствии с п. В.II.А-08 Глоссария по статистике транспорта.

Грузовое автотранспортное средство <2> - любое одиночное дорожное механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов (грузовой автомобиль), или любое другое сочлененное дорожное транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов (например, грузовой автомобиль с прицепом (прицепами) или дорожное транспортное средство-тягач с полуприцепом и прицепом или без прицепа).

--------------------------------

<2> В соответствии с п. В.II.А-25 Глоссария по статистике транспорта.

Автотранспортное средство специального назначения <3> - дорожное транспортное средство, предназначенное для целей иных, чем перевозка пассажиров или грузов.

--------------------------------

<3> В соответствии с п. В.II.А-34 Глоссария по статистике транспорта.

В составе пассажирских автотранспортных средств статистическому учету подлежат легковые автомобили и автобусы.

Легковой автомобиль <4> - дорожное механическое транспортное средство, иное, чем мотоцикл, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее не более девяти сидячих мест (включая место водителя).

--------------------------------

<4> В соответствии с п. В.II.А-11 Глоссария по статистике транспорта.

Легковое такси <5> - аттестованный пассажирский автомобиль, предназначенный для проката с водителем для передвижения без заранее установленного маршрута (далее - легковое такси).

--------------------------------

<5> В соответствии с п. В.II.А-12 Глоссария по статистике транспорта.

Автобус <6> - пассажирское дорожное механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более девяти сидячих мест (включая место водителя).

--------------------------------

<6> В соответствии с п. В.II.А-14 Глоссария по статистике транспорта.

Легковые автомобили относятся к категории транспортных средств M1, автобусы - к категориям M2 и M3 <7>.

--------------------------------

<7> Согласно ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определение", принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 7 мая 2003 г. N 139-ст.

Транспортное средство категории "M1" - транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, имеющее, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения.

Транспортное средство категории "M2" - транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, имеющее, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, максимальная масса которого не превышает 5 тонн.

Транспортное средство категории "M3" - транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, имеющее, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, максимальная масса которого превышает 5 тонн.

Из общего числа автобусов выделяют автобусы, оборудованные для перевозки маломобильных групп населения.

К маломобильным группам населения отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п. <1>

--------------------------------

<1> В соответствии с Приложением Б Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605.

Под транспортом для маломобильных групп населения следует понимать низкопольные транспортные средства, а также транспортные средства, оснащенные устройствами для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями.

Общая пассажировместимостъ автобусов определяется путем умножения количества автобусов по типам на их вместимость в соответствии с техническим паспортом из расчета 5 человек на 1 кв. метр свободной площади пола плюс места для сидения и суммирования полученных произведений.

Пассажировместимостъ по числу мест для сидения определяется суммированием произведений, полученных от умножения списочного количества автобусов каждой марки на их вместимость по числу мест для сидения, не считая места водителя.

В составе грузовых автотранспортных средств учитываются грузовые автомобили, седельные (дорожные) тягачи, пикапы и легковые фургоны, прицепы, полуприцепы.

Грузовой автомобиль <2> - дорожное механическое транспортное средство на жесткой раме, предназначенное исключительно или преимущественно для перевозки грузов.

--------------------------------

<2> В соответствии с п. В.II.А-26 Глоссария по статистике транспорта.

Седельный тягач <3> - дорожное механическое транспортное средство, предназначенное исключительно или преимущественно для буксировки других дорожных транспортных средств, которые не имеют механического привода (в основном полуприцепы).

--------------------------------

<3> В соответствии с п. В.II.А-27 Глоссария по статистике транспорта.

Прицеп <4> - грузовое дорожное транспортное средство, предназначенное для буксировки дорожным механическим транспортным средством.

--------------------------------

<4> В соответствии с п. В.II.А-29 Глоссария по статистике транспорта.

Полуприцеп <1> - грузовое дорожное транспортное средство без передней оси, сконструированное таким образом, чтобы часть этого транспортного средства и значительная часть веса находящегося на нем груза опирались на дорожный тягач.

--------------------------------

<1> В соответствии с п. В.II.А-31 Глоссария по статистике транспорта.

В целях статистического учета в составе грузовых автомобилей учитываются:

грузовые автомобили общего назначения (имеющие в качестве грузонесущей емкости открытые бортовые или безбортовые платформы);

специализированные грузовые автомобили, конструкция грузонесущих емкостей которых предназначена для перевозки грузов определенных видов (самосвалы для перевозки сыпучих строительных и сельскохозяйственных грузов; фургоны для перевозки продовольственных, промышленных товаров, хлебобулочных изделий, мебели и других грузов; фургоны с изотермическими кузовами и рефрижераторы для перевозки скоропортящихся продуктов в охлажденном или замороженном состоянии; цистерны для перевозки нефтепродуктов, химически активных жидкостей, технической и питьевой воды, молока и других жидких грузов, автобетоносмесители, авторастворовозы, цементовозы и прочие; автомобили для перевозки строительных конструкций (панелей, ферм, блоков и др.); лесовозы, трубовозы, плетевозы, контейнеровозы, бензовозы и другие);

седельные тягачи.

Пикапы и легковые фургоны (малотоннажные грузовые и грузопассажирские автомобили с кузовом, сконструированным на шасси легковых автомобилей) в составе грузовых автомобилей не учитываются.

По конструкции кузова выделяются бортовые автомобили, самосвалы, грузовые фургоны, рефрижераторы, цистерны, лесовозы.

Грузовые автомобили относятся к транспортным средствам категорий N1, N2 и N3 <2>.

--------------------------------

<2> Согласно ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определение", принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 7 мая 2003 г. N 139-ст.

Транспортное средство категории N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозок грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 тонн.

Транспортное средство категории N2 - транспортные средства, предназначенные для перевозок грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.

Транспортное средство категории N3 - транспортные средства, предназначенные для перевозок грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн.

В зависимости от конструкции двигателя грузовые автомобили и автобусы распределяются на имеющие возможность использования вида топлива (бензин, дизтопливо, природный газ, прочие виды топлива) и электродвигателей.

Грузоподъемность автомобилей - количество тонн груза, которое может быть загружено в транспортное средство согласно его конструкции или по плану эксплуатации. На автомобильном транспорте грузоподъемность является заводской характеристикой автомобиля, прицепа.

Общая грузоподъемность автомобилей определяется суммированием произведений, полученных от умножения списочного числа грузовых автомобилей каждой марки на их грузоподъемность по паспорту завода-изготовителя.

К показателям использования грузовых автотранспортных средств относятся, в частности, коэффициент технической готовности, коэффициент использования парка и коэффициент использования пробега:

- коэффициент технической готовности определяется делением технически исправных транспортных средств на списочное количество транспортных средств, имеющихся в хозяйстве.

- коэффициент использования парка определяется как отношение автомобиле-дней пребывания транспортных средств в работе к автомобиле-дням пребывания их в хозяйстве.

- коэффициент использования пробега определяется делением пробега транспортных средств с грузом на их общий пробег.

Из общего количества грузовых автомобилей, автобусов и легковых такси выделяются транспортные средства, оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) (аппаратурой (устройством, системой), принимающей радиосигналы глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, с целью определения местоположения (координат, составляющих векторов скорости движения и времени) транспортного средства).

Аварийность на автомобильном транспорте характеризуется показателями количества дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненных в них человек.

Дорожно-транспортное происшествие <1> - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен иной материальный ущерб.

Погибший <2> - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее в течение 30 последующих суток после ДТП.

--------------------------------

<2> В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 647 (в ред. от 19.11.2008 N 859).

Раненый <1> - лицо, получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо необходимость амбулаторного лечения.

--------------------------------

<1> В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий".

В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

Дорожно-транспортные происшествия учитываются по следующим основным признакам:

видам (столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, пешехода, препятствие, велосипедиста, падение пассажира);

местам совершения (в населенных пунктах, на автомобильных дорогах общего пользования, частных автомобильных дорогах, платных автомобильных дорогах, автомобильных дорогах необщего пользования, на железнодорожных переездах и в других местах);

причинам, основными из которых являются: нарушение Правил дорожного движения (в том числе водителями транспортных средств), техническая неисправность транспортных средств и неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети;

категориям пострадавших (водителям, велосипедистам, пассажирам, пешеходам);

участникам происшествий (в том числе с участием пешеходов и детей в возрасте до 16 лет);

времени совершения (дням недели, времени суток).