Документ не применяется. Подробнее см. Справку

III. Проведение аудиторских проверок

3.1. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:

3.1.1. запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;

3.1.2. посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка.

3.1.3. привлекать независимых экспертов.

3.2. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:

3.2.1. соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

3.2.2. проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;

3.2.3. знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с Программой, а также результатами аудиторских проверок (актами и заключениями);

3.2.4. не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.

3.3. Уполномоченные должностные лица объекта аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:

3.3.1. присутствовать при проведении аудиторской проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

3.3.2. обжаловать действия (бездействие) членов аудиторской группы в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим порядком.

3.4. Должностные лица и работники объектов аудита при проведении аудиторской проверки обязаны:

3.4.1. своевременно и в полном объеме представлять информацию, документы и материалы, необходимые для проведения аудиторской проверки. В случае отказа от предоставления запрашиваемых документов в акте аудиторской проверки делается соответствующая запись;

3.4.2. давать устные и письменные объяснения членам аудиторской группы;

3.4.3. оказывать необходимое организационное и техническое содействие должностным лицам, входящим в состав аудиторской группы, привлекаемым специалистам и экспертам, в том числе обеспечивать их необходимыми отдельными помещениями для работы, оргтехникой, канцелярскими принадлежностями, средствами связи (за исключением мобильной связи);

3.4.4. обеспечивать беспрепятственный допуск должностных лиц, входящих в состав аудиторской группы, специалистов и независимых экспертов, привлекаемых в рамках проверки, к помещениям, территориям, объектам (предметам) исследований и экспертиз, предъявлять поставленные товары, результаты выполненных работ, оказанных услуг;

3.4.5. выполнять иные законные требования должностных лиц, входящих в состав аудиторской группы, а также не препятствовать законной деятельности указанных лиц при исполнении ими своих служебных обязанностей;

3.4.6. своевременно и в полном объеме исполнять решения Руководителя Агентства, принятые по результатам рассмотрения отчета о проведении аудиторской проверки.

3.5. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:

3.5.1. осуществления внутреннего финансового контроля;

3.5.2. законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;

3.5.3. ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

3.5.4. применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

3.5.5. вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

3.5.6. наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

3.5.7. формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

3.5.8. бюджетной отчетности.

3.6. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:

3.6.1. инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

3.6.2. наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

3.6.3. запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

3.6.4. подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

3.6.5. пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;

3.6.6. аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

Для достижения целей аудиторской проверки применяются различные методы аудита, а также их комбинации в зависимости от целей аудиторской проверки, временных ограничений и ограничений в ресурсах.

3.7. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля в ходе аудиторских проверок изучаются:

3.7.1. наличие и полнота нормативного регулирования вопросов организации и осуществления внутреннего финансового контроля;

3.7.2. организация планирования внутреннего финансового контроля, в том числе применяемые критерии отбора операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) для их включения в карты внутреннего финансового контроля;

3.7.3. содержание квалификационных требований к профессиональным знаниям, навыкам и опыту работы, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, организующих и осуществляющих внутренние бюджетные процедуры, указанных в должностных регламентах, соответствие их квалификации установленным требованиям;

3.7.4. укомплектованность структурных подразделений, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;

3.7.5. разграничение между сотрудниками обязанностей по осуществлению внутренних бюджетных процедур и ответственности за их результаты;

3.7.6. доведение до сотрудников информации, необходимой для выполнения внутренних бюджетных процедур;

3.7.7. учет результатов внутреннего финансового контроля при принятии решений о стимулировании сотрудников или применении к ним мер ответственности;

3.7.8. своевременность заполнения журналов (регистров) внутреннего финансового контроля;

3.7.9. учет результатов проведения контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля и результатов проведения аудиторских проверок при формировании (актуализации) карт внутреннего финансового контроля;

3.7.10. наличие (отсутствие) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;

3.7.11. наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз, и не имеющих результатов контроля;

3.7.12. наличие (отсутствие) излишних операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) излишних применяемых контрольных действий.

3.8. В целях подготовки рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля (качества выполнения внутренних бюджетных процедур) в ходе аудиторских проверок изучаются:

3.8.1. организация работы по обмену опытом, повышению квалификации и переподготовке сотрудников, отвечающих за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур;

3.8.2. использование практики периодического подведения итогов осуществления внутреннего финансового контроля за прошедшие периоды и принятия решений по изменению процедур внутреннего финансового контроля;

3.8.3. понимание сотрудниками значимости осуществления внутреннего финансового контроля;

3.8.4. применение автоматизированных информационных систем в процедурах внутреннего финансового контроля.

3.9. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, в ходе аудиторских проверок изучаются:

3.9.1. непрерывность ведения бюджетного учета;

3.9.2. укомплектованность сотрудниками подразделений, ведущих бюджетный учет и формирующего бюджетную отчетность, квалификация таких сотрудников;

3.9.3. наличие и практика разрешения разногласий в отношении ведения бюджетного учета между руководителем объекта аудита и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бюджетного учета;

3.9.4. наличие и актуальность учетной политики, соответствие ее установленным требованиям, частота и причины ее корректировки;

3.9.5. правильность и своевременность оформления и принятия к учету первичных учетных документов;

3.9.6. включение в показатели бюджетной отчетности информации, основанной на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), мнимого или притворного объекта бюджетного учета в регистрах бюджетного учета;

3.9.7. правильность и своевременность ведения регистров бюджетного учета, частота и правильность внесения в них исправлений, соответствие их требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бюджетного учета;

3.9.8. соблюдение установленных требований к проведению инвентаризации активов и обязательств;

3.9.9. соответствие состава форм и показателей бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составление на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;

3.9.10. наличие (отсутствие) случаев неверного отражения событий, хозяйственных операций в бюджетной отчетности или их преднамеренного исключения из нее;

3.9.11. организация хранения документов бюджетного учета и бюджетной отчетности;

3.9.12. наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств, в том числе степень надежности контроля главного администратора бюджетных средств за соблюдением подведомственными администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств требований к составлению и представлению бюджетной отчетности;

3.9.13. надежность и эффективность ИТ-контролей, включая контроли, направленные на защиту информационной системы бюджетного учета и отчетности от несанкционированных изменений, неавторизованного использования, повреждения и потери данных;

3.9.14. наличие случаев отражения в учете отдельных хозяйственных операций в результате распоряжения руководителя объекта аудита.

3.10. Аудит достоверности бюджетной отчетности проводится в отношении:

3.10.1. годовой бюджетной отчетности Агентства до проведения внешней проверки бюджетной отчетности органом внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;

3.10.2. бюджетной отчетности иного объекта аудита за 9 месяцев текущего финансового года и (или) годовой бюджетной отчетности этого объекта аудита до проведения внешней проверки бюджетной отчетности органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.

3.11. Для получения аудиторских доказательств достоверности бюджетной отчетности рекомендуется в обязательном порядке применять методы аудита (по отдельности и в комбинации) к операциям (группам однотипных операций), неправильное проведение которых приводит к существенному искажению показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении. Применение методов аудита осуществляется с учетом результатов анализа внутреннего контроля ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (к операциям с низкими рисками методы аудита могут не применяться).

3.12. Под существенным искажением показателя бюджетной отчетности понимается искажение такого показателя более чем на 10% или превышающее 1,5 миллиона рублей.

3.13. В целях подготовки предложений объекту аудита по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств в ходе аудиторских проверок изучаются:

3.13.1. соответствие кассовых расходов плану-графику финансового обеспечения государственной (муниципальной) программы, непрограммных расходов бюджета;

3.13.2. качество обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;

3.13.3. полнота обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;

3.13.4. полнота обоснования причин возникновения неиспользованных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, в случае их наличия;

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3.13.4. обоснованность объектов закупок, в том числе обоснованность начальных (максимальных) цен контрактов;

3.13.5. равномерность принятия и исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий;

3.13.6. обоснованность выбора способов размещения государственных (муниципальных) закупок с целью достижения экономии бюджетных средств;

3.13.7. наличие и качество методики определения объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации для достижения целей бюджетного выравнивания;

3.13.8. обоснованность объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации для достижения ими значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашениями о предоставлении субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение;

3.13.9. обоснованность показателей государственного (муниципального) задания на оказание (выполнение) государственных (муниципальных) услуг (работ) исходя из объема государственных (муниципальных) услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства;

3.13.10. сопоставление расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) с качественными и количественными характеристиками их предоставления;

3.13.11. отклонение стоимости единицы государственной (муниципальной) услуги (работы), оказанной в рамках государственного (муниципального) задания, от стоимости единицы услуги на платной основе по одинаковым видам услуг;

3.13.12. прозрачность и обоснованность методики по определению стоимости государственных (муниципальных) услуг (работ);

3.13.13. сопоставление плановых и фактических расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);

3.13.14. наличие, объем и структура дебиторской задолженности, в том числе просроченной;

3.13.15. наличие, объем и структура кредиторской задолженности, в том числе просроченной;

3.13.16. обоснованность расчетов при принятии решения об осуществлении капитальных вложений объема эксплуатационных расходов, необходимых для содержания объекта недвижимого имущества после ввода его в эксплуатацию или его приобретения;

3.13.17. наличие порядка оплаты труда работников, определяющего зависимость уровня оплаты труда от результативности профессиональной служебной деятельности и предусматривающего осуществление выплат премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

3.14. В ходе проведения аудиторских проверок могут быть изучены другие вопросы, касающиеся системы внутреннего финансового контроля, процедур ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, определяемые руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.

3.15. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

3.16. Запрос о представлении документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторских проверок, в том числе информации об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, должен содержать четкое изложение поставленных вопросов, перечень необходимых к истребованию документов, материалов и сведений, а также срок их исполнения.

3.17. Документы и информация, необходимые для проведения проверки, представляются в подлиннике или представляются их копии, заверенные объектом аудита в установленном порядке.

Информация также может быть получена посредством использования автоматизированных информационных систем, официальных сайтов в сети Интернет и официальных печатных изданий.

3.18. Запрос о представлении документов и информации вручается уполномоченному должностному лицу объекта аудита либо направляется с использованием системы электронного документооборота (заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении) или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, позволяющим доставить данные документы в срок не позднее чем за 7 рабочих дней до даты проведения плановой проверки и (или) за 3 рабочих дня до даты проведения внеплановой проверки.

3.19. Срок представления документов и информации устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения такого запроса, но не может составлять менее 3 рабочих дней.

3.20. В случае необходимости получения дополнительных документов и информации в ходе проведения аудиторской проверки руководитель аудиторской группы в соответствии с Программой проверки вправе направить в адрес объекта аудита дополнительные запросы о предоставлении требуемых информации и документов.

3.21. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено Руководителем Агентства на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы в связи:

3.21.1. с отсутствием или неудовлетворительным состоянием бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита, необходимостью восстановления им документов, требуемых для проведения проверки, а также приведения в надлежащее состояние документов учета и отчетности;

3.21.2. с непредставлением объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки;

3.21.3. с необходимостью ожидания исполнения запросов, направленных в объект аудита;

3.21.4. с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз;

3.21.5. с необходимостью исследования поставленных товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта аудита;

3.21.6. с наличием иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки по причинам, не зависящим от аудиторской группы.

На время приостановления проведения аудиторской проверки течение ее срока прерывается.

3.22. В срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении аудиторской проверки руководитель аудиторской группы письменно извещает объект аудита о приостановлении проверки и о причинах приостановления.

После устранения причин, послуживших основанием для приостановки проверки, объект аудита обязан в течение 3 рабочих дней известить об этом руководителя аудиторской группы.

В течение 3 рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления аудиторской проверки руководитель аудиторской группы направляет служебную записку Руководителю Агентства, который принимает решение о возобновлении проведения проверки.

В срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о возобновлении проведения аудиторской проверки руководитель аудиторской группы письменно извещает объект аудита о возобновлении проверки.

3.23. По решению Руководителя Агентства срок проведения аудиторской проверки может быть продлен на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы, но не более чем на 20 календарных дней.

3.24. Основаниями продления срока проведения аудиторской проверки являются:

3.24.1. получение в ходе проведения аудиторской проверки от контролирующих, правоохранительных органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений;

3.24.2. большой объем исследуемых документов и информации;

3.24.3. необходимость проведения длительных аналитических процедур;

3.24.4 непредставление или несвоевременное представление запрошенных у объекта аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки;

3.24.5. наличие обстоятельств непреодолимой силы.

3.25. При непредставлении (отказе от представления) запрошенных документов, материалов, информации и т.п. в сроки, указанные в запросе, руководитель объекта аудита (иное уполномоченное должностное лицо) представляет пояснения с изложением причин непредставления (отказа от представления) затребованных документов и сведений, которые приобщаются к материалам проверки. Документы признаются отсутствующими, о чем в акте аудиторской проверки делается соответствующая запись со ссылкой на причины, указанные в пояснении.

3.26. В случае непредставления пояснения и (или) отсутствия объективных причин для отказа от выполнения запроса, а также в иных случаях противодействия проведению внутреннего финансового аудита руководитель аудиторской группы уведомляет руководителя или иное уполномоченное должностное лицо объекта аудита о создании им препятствий для проведения контрольного мероприятия. В акте аудиторской проверки делается соответствующая запись.

3.27. Ответственность за полноту и достоверность представленных для проверки сведений несет руководитель объекта аудита (иное уполномоченное должностное лицо).

3.28. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:

3.28.1. документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

3.28.2. сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

3.28.3. сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

3.28.4. перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

3.28.5. письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объекта аудита;

3.28.6. копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

3.28.7. копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

3.28.8. акт аудиторской проверки.

КонсультантПлюс: примечание.

Приложение N 4 не приводится.

3.29. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки по форме приложения N 4 к настоящему Порядку, который подписывается руководителем аудиторской группы.

3.30. Акт проверки вручается (направляется) представителю объекта аудита.

3.31. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки в течение 5 рабочих дней после получения акта аудиторской проверки.

Внесение в подписанный акт аудиторской проверки каких-либо изменений на основании представленных объектом аудита письменных возражений и дополнительно представленных материалов не допускается.

3.32. По результатам рассмотрения письменных возражений объекта аудита аудиторская группа готовит заключение, которое вручается (направляется) представителю объекта аудита. Заключение подписывает руководитель аудиторской группы.

Письменные возражения объекта аудита и заключение на представленные возражения прилагаются к акту аудиторской проверки.