III. Цель, основные задачи государственной пограничной политики и направления ее реализации
16. Целью государственной пограничной политики является защита национальных интересов в пограничном пространстве.
17. Основными задачами государственной пограничной политики являются:
а) своевременное выявление и нейтрализация угроз суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации;
б) недопущение противоправного изменения прохождения государственной границы на местности;
в) предотвращение возникновения вооруженных конфликтов и инцидентов на государственной границе;
г) поддержание административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории, и противодействие транснациональной организованной преступности;
д) обеспечение безопасности российских граждан, государственных и общественных организаций, а также защита экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и других морских пространств, в которых Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию;
е) защита территории Российской Федерации от трансграничного переноса возбудителей особо опасных заболеваний людей и животных, возбудителей болезней растений и иных вредных организмов.
18. Основными направлениями реализации государственной пограничной политики являются:
а) дальнейшее развитие системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве, предусматривающее в том числе:
актуализацию законодательства Российской Федерации о государственной границе;
совершенствование форм и методов деятельности федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на защиту государственной границы;
развитие системы защиты и охраны государственной границы;
совершенствование системы управления силами и средствами, участвующими в пограничной деятельности;
б) обустройство государственной границы;
в) создание условий, способствующих социально-экономическому развитию приграничной территории;
г) международно-правовое оформление государственной границы с сопредельными государствами и разграничение морских пространств;
д) совершенствование межгосударственного пограничного сотрудничества и развитие взаимодействия пограничных структур государств - участников СНГ на внешних границах.
19. Инструментами развития системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве являются:
а) мониторинг правонарушений в пограничном пространстве и совершенствование правового регулирования предупреждения транснациональной организованной преступности;
б) корректировка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на защиту и охрану государственной границы и реализацию государственной пограничной политики;
в) оптимизация структуры, состава и численности пограничных органов федеральной службы безопасности с учетом изменения характера угроз безопасности Российской Федерации и задач по их нейтрализации;
г) внедрение новых форм и способов пограничной деятельности, в том числе в целях противодействия терроризму и транснациональной организованной преступности;
д) разработка и внедрение современных информационных технологий в управление пограничной деятельностью;
е) создание системы стимулов для привлечения граждан, общественных организаций к оказанию содействия федеральным органам исполнительной власти при реализации ими задач по защите и охране государственной границы.
20. Обустройство государственной границы осуществляется с учетом характера угроз национальной безопасности в пограничном пространстве и направлено на создание современной пограничной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей условия для осуществления пограничной деятельности. Реализация мероприятий по обустройству государственной границы осуществляется в рамках межгосударственных, государственных, межведомственных и ведомственных программ и планов. Механизмами обустройства государственной границы являются:
а) создание современной пограничной инфраструктуры на юго-западном направлении, включая развертывание многофункциональных пограничных комплексов и систем;
б) строительство объектов социальной и пограничной инфраструктуры в Арктике и Дальневосточном регионе;
в) совершенствование пограничной инфраструктуры на российско-казахстанской государственной границе;
г) обустройство и техническое оснащение пунктов пропуска через государственную границу, на которых существует тенденция роста интенсивности пассажирского и транспортного потоков, в том числе модернизация и развитие программно-технических комплексов и других информационных систем, обеспечивающих автоматизацию пограничного и таможенного контроля;
д) обеспечение эксплуатации и поддержание в работоспособном состоянии объектов пограничной и социальной инфраструктуры;
е) совершенствование методов контроля за расходованием финансовых средств при строительстве объектов социальной и пограничной инфраструктуры на государственной границе и приграничной территории.
21. В целях создания условий, способствующих социально-экономическому развитию приграничной территории, предполагается:
а) развитие хозяйственной и предпринимательской деятельности на приграничной территории с учетом существующих и развиваемых межрегиональных и международных связей;
б) дальнейшее развитие на приграничной территории особых экономических зон и установление особых правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности;
в) сохранение государственного контроля за стратегическими ресурсами приграничной территории;
г) экономическое и административное регулирование внутренней и внешней миграции;
д) поддержание и развитие исторически сложившихся традиций и обычаев, родственных и дружественных связей населения, проживающего на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;
е) сохранение и приумножение духовных и культурных ценностей населения, проживающего на приграничной территории;
ж) обеспечение устойчивого функционирования системы пропуска через государственную границу, включая своевременное установление, открытие новых и закрытие нефункционирующих пунктов пропуска, а также мест пересечения государственной границы;
з) дифференцированное применение правил пограничного режима (с учетом планов развития отдельных приграничных районов, особых экономических и природоохранных зон);
и) развитие взаимовыгодных форм приграничного сотрудничества;
к) повышение эффективности профилактической работы, применение экономических, административных и иных мер в отношении отдельных категорий населения, проживающего на приграничной территории и занимающегося контрабандой, а также незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
л) противодействие попыткам продвижения отдельными иностранными государствами и международными организациями идеи "интернационализации" Северного морского пути, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов;
м) обеспечение безопасности мореплавания, объектов топливно-энергетического комплекса и объектов транспортной инфраструктуры во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;
н) проведение профилактических мероприятий по предотвращению трансграничного переноса возбудителей особо опасных заболеваний людей и животных, а также по предотвращению пожаров;
о) обеспечение мероприятий по локализации последствий аварий и катастроф на приграничной территории.
22. Основу деятельности по международно-правовому оформлению государственной границы и разграничению морских пространств составляют:
а) приоритет обеспечения национальных интересов;
б) уважение суверенитета и территориальной целостности государств, а также недопущение любых территориальных притязаний;
в) бесконфликтное завершение процесса международно-правового оформления государственной границы и разграничения морских пространств;
г) функционирование участков государственной границы, не оформленных в международно-правовом отношении, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
д) возможность изменения прохождения государственной границы только на законной (правомерной) основе при условии обеспечения национальной безопасности, учета интересов договаривающихся сторон и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
е) создание на государственной границе благоприятных условий для развития международного и приграничного сотрудничества;
ж) осуществление международно-правового оформления государственной границы с Республикой Абхазия, Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Республикой Южная Осетия в первоочередном порядке, с остальными государствами - в сроки, определяемые на основе межгосударственных отношений;
з) определение статуса и разграничение Каспийского моря.
23. Межгосударственное пограничное сотрудничество осуществляется в интересах поддержания добрососедских отношений между Российской Федерацией и сопредельными государствами и направлено на обеспечение бесконфликтного решения пограничных вопросов. Механизмами совершенствования межгосударственного пограничного сотрудничества являются:
а) развитие двустороннего и многостороннего пограничного сотрудничества с иностранными государствами, в том числе в рамках международных организаций и интеграционных объединений;
б) унификация национальных законодательств в части, касающейся защиты и охраны государственных границ;
в) выработка согласованных подходов к обеспечению коллективной безопасности на пространстве СНГ, подготовка сил и средств для действий в кризисных ситуациях;
г) участие в разработке и реализации межгосударственных целевых программ развития системы обеспечения безопасности на внешних границах Союзного государства и государств - участников СНГ;
д) совершенствование взаимодействия пограничных ведомств, других контрольных органов Российской Федерации и сопредельных государств, включая осуществление согласованных действий на отдельных участках государственных границ;
е) развитие приграничного сотрудничества, предусматривающего углубление торгово-экономических, культурных и межличностных связей населения, проживающего на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;
ж) содействие государствам - участникам СНГ в развитии пограничных структур, разработке концептуальных документов, документов стратегического планирования в сфере обеспечения пограничной безопасности, оказание военно-технической помощи;
з) реализация мер по противодействию транснациональной преступности на основе организации непрерывного мониторинга обстановки на приграничной территории, взаимного обмена информацией, практики проведения совместных пограничных операций, оперативно-профилактических и оперативно-разыскных мероприятий;
и) унификация визовой политики в интересах совместного противодействия незаконной миграции;
к) проведение совместных учений, заходов кораблей береговой охраны в порты (на рейды) Российской Федерации и иностранных государств, а также мероприятий по обмену опытом между специалистами пограничного контроля;
л) поэтапное сокращение сил и средств, задействованных в защите и охране российско-абхазского и российско-югоосетинского участков государственной границы;
м) последовательный переход к согласованным с уполномоченными органами сопредельных государств действиям на отдельных участках государственной границы и совместной охране таких участков;
н) реализация совместных с государствами - участниками СНГ проектов в пограничной сфере, не противоречащих национальным интересам Российской Федерации;
о) совершенствование деятельности российских формирований, предназначенных для включения в состав группировки пограничных и иных ведомств государств - участников СНГ, направляемой для урегулирования (ликвидации) кризисной ситуации на внешних границах.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей