III. Цель, основные задачи государственной пограничной политики и направления ее реализации

III. Цель, основные задачи государственной пограничной

политики и направления ее реализации

16. Целью государственной пограничной политики является защита национальных интересов в пограничном пространстве.

17. Основными задачами государственной пограничной политики являются:

а) своевременное выявление и нейтрализация угроз суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации;

б) недопущение противоправного изменения прохождения государственной границы на местности;

в) предотвращение возникновения вооруженных конфликтов и инцидентов на государственной границе;

г) поддержание административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории, и противодействие транснациональной организованной преступности;

д) обеспечение безопасности российских граждан, государственных и общественных организаций, а также защита экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и других морских пространств, в которых Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию;

е) защита территории Российской Федерации от трансграничного переноса возбудителей особо опасных заболеваний людей и животных, возбудителей болезней растений и иных вредных организмов.

18. Основными направлениями реализации государственной пограничной политики являются:

а) дальнейшее развитие системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве, предусматривающее в том числе:

актуализацию законодательства Российской Федерации о государственной границе;

совершенствование форм и методов деятельности федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на защиту государственной границы;

развитие системы защиты и охраны государственной границы;

совершенствование системы управления силами и средствами, участвующими в пограничной деятельности;

б) обустройство государственной границы;

в) создание условий, способствующих социально-экономическому развитию приграничной территории;

г) международно-правовое оформление государственной границы с сопредельными государствами и разграничение морских пространств;

д) совершенствование межгосударственного пограничного сотрудничества и развитие взаимодействия пограничных структур государств - участников СНГ на внешних границах.

19. Инструментами развития системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве являются:

а) мониторинг правонарушений в пограничном пространстве и совершенствование правового регулирования предупреждения транснациональной организованной преступности;

б) корректировка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на защиту и охрану государственной границы и реализацию государственной пограничной политики;

в) оптимизация структуры, состава и численности пограничных органов федеральной службы безопасности с учетом изменения характера угроз безопасности Российской Федерации и задач по их нейтрализации;

г) внедрение новых форм и способов пограничной деятельности, в том числе в целях противодействия терроризму и транснациональной организованной преступности;

д) разработка и внедрение современных информационных технологий в управление пограничной деятельностью;

е) создание системы стимулов для привлечения граждан, общественных организаций к оказанию содействия федеральным органам исполнительной власти при реализации ими задач по защите и охране государственной границы.

20. Обустройство государственной границы осуществляется с учетом характера угроз национальной безопасности в пограничном пространстве и направлено на создание современной пограничной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей условия для осуществления пограничной деятельности. Реализация мероприятий по обустройству государственной границы осуществляется в рамках межгосударственных, государственных, межведомственных и ведомственных программ и планов. Механизмами обустройства государственной границы являются:

а) создание современной пограничной инфраструктуры на юго-западном направлении, включая развертывание многофункциональных пограничных комплексов и систем;

б) строительство объектов социальной и пограничной инфраструктуры в Арктике и Дальневосточном регионе;

в) совершенствование пограничной инфраструктуры на российско-казахстанской государственной границе;

г) обустройство и техническое оснащение пунктов пропуска через государственную границу, на которых существует тенденция роста интенсивности пассажирского и транспортного потоков, в том числе модернизация и развитие программно-технических комплексов и других информационных систем, обеспечивающих автоматизацию пограничного и таможенного контроля;

д) обеспечение эксплуатации и поддержание в работоспособном состоянии объектов пограничной и социальной инфраструктуры;

е) совершенствование методов контроля за расходованием финансовых средств при строительстве объектов социальной и пограничной инфраструктуры на государственной границе и приграничной территории.

21. В целях создания условий, способствующих социально-экономическому развитию приграничной территории, предполагается:

а) развитие хозяйственной и предпринимательской деятельности на приграничной территории с учетом существующих и развиваемых межрегиональных и международных связей;

б) дальнейшее развитие на приграничной территории особых экономических зон и установление особых правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности;

в) сохранение государственного контроля за стратегическими ресурсами приграничной территории;

г) экономическое и административное регулирование внутренней и внешней миграции;

д) поддержание и развитие исторически сложившихся традиций и обычаев, родственных и дружественных связей населения, проживающего на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;

е) сохранение и приумножение духовных и культурных ценностей населения, проживающего на приграничной территории;

ж) обеспечение устойчивого функционирования системы пропуска через государственную границу, включая своевременное установление, открытие новых и закрытие нефункционирующих пунктов пропуска, а также мест пересечения государственной границы;

з) дифференцированное применение правил пограничного режима (с учетом планов развития отдельных приграничных районов, особых экономических и природоохранных зон);

и) развитие взаимовыгодных форм приграничного сотрудничества;

к) повышение эффективности профилактической работы, применение экономических, административных и иных мер в отношении отдельных категорий населения, проживающего на приграничной территории и занимающегося контрабандой, а также незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

л) противодействие попыткам продвижения отдельными иностранными государствами и международными организациями идеи "интернационализации" Северного морского пути, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов;

м) обеспечение безопасности мореплавания, объектов топливно-энергетического комплекса и объектов транспортной инфраструктуры во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;

н) проведение профилактических мероприятий по предотвращению трансграничного переноса возбудителей особо опасных заболеваний людей и животных, а также по предотвращению пожаров;

о) обеспечение мероприятий по локализации последствий аварий и катастроф на приграничной территории.

22. Основу деятельности по международно-правовому оформлению государственной границы и разграничению морских пространств составляют:

а) приоритет обеспечения национальных интересов;

б) уважение суверенитета и территориальной целостности государств, а также недопущение любых территориальных притязаний;

в) бесконфликтное завершение процесса международно-правового оформления государственной границы и разграничения морских пространств;

г) функционирование участков государственной границы, не оформленных в международно-правовом отношении, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

д) возможность изменения прохождения государственной границы только на законной (правомерной) основе при условии обеспечения национальной безопасности, учета интересов договаривающихся сторон и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

е) создание на государственной границе благоприятных условий для развития международного и приграничного сотрудничества;

ж) осуществление международно-правового оформления государственной границы с Республикой Абхазия, Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Республикой Южная Осетия в первоочередном порядке, с остальными государствами - в сроки, определяемые на основе межгосударственных отношений;

з) определение статуса и разграничение Каспийского моря.

23. Межгосударственное пограничное сотрудничество осуществляется в интересах поддержания добрососедских отношений между Российской Федерацией и сопредельными государствами и направлено на обеспечение бесконфликтного решения пограничных вопросов. Механизмами совершенствования межгосударственного пограничного сотрудничества являются:

а) развитие двустороннего и многостороннего пограничного сотрудничества с иностранными государствами, в том числе в рамках международных организаций и интеграционных объединений;

б) унификация национальных законодательств в части, касающейся защиты и охраны государственных границ;

в) выработка согласованных подходов к обеспечению коллективной безопасности на пространстве СНГ, подготовка сил и средств для действий в кризисных ситуациях;

г) участие в разработке и реализации межгосударственных целевых программ развития системы обеспечения безопасности на внешних границах Союзного государства и государств - участников СНГ;

д) совершенствование взаимодействия пограничных ведомств, других контрольных органов Российской Федерации и сопредельных государств, включая осуществление согласованных действий на отдельных участках государственных границ;

е) развитие приграничного сотрудничества, предусматривающего углубление торгово-экономических, культурных и межличностных связей населения, проживающего на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;

ж) содействие государствам - участникам СНГ в развитии пограничных структур, разработке концептуальных документов, документов стратегического планирования в сфере обеспечения пограничной безопасности, оказание военно-технической помощи;

з) реализация мер по противодействию транснациональной преступности на основе организации непрерывного мониторинга обстановки на приграничной территории, взаимного обмена информацией, практики проведения совместных пограничных операций, оперативно-профилактических и оперативно-разыскных мероприятий;

и) унификация визовой политики в интересах совместного противодействия незаконной миграции;

к) проведение совместных учений, заходов кораблей береговой охраны в порты (на рейды) Российской Федерации и иностранных государств, а также мероприятий по обмену опытом между специалистами пограничного контроля;

л) поэтапное сокращение сил и средств, задействованных в защите и охране российско-абхазского и российско-югоосетинского участков государственной границы;

м) последовательный переход к согласованным с уполномоченными органами сопредельных государств действиям на отдельных участках государственной границы и совместной охране таких участков;

н) реализация совместных с государствами - участниками СНГ проектов в пограничной сфере, не противоречащих национальным интересам Российской Федерации;

о) совершенствование деятельности российских формирований, предназначенных для включения в состав группировки пограничных и иных ведомств государств - участников СНГ, направляемой для урегулирования (ликвидации) кризисной ситуации на внешних границах.