Автомобильная промышленность Российской Федерации имеет высокий уровень концентрации производства и представлена во всех сегментах. На территории Российской Федерации осуществляется производство легковых, легких коммерческих и грузовых автомобилей, а также автобусов.
В результате локализации сборочных локализованных производств иностранных производителей доля отечественных автомобильных платформ (автомобильная платформа - компоновочная схема автотранспортного средства, объединяющая конструкторско-технологические решения и агрегатную часть, используемая как основа для создания моделей или модельных рядов) существенно сократилась. Доминирующие позиции в производстве автомобилей занимают иностранные модели, в то время как производство отечественных моделей сокращено.
В настоящее время более 60 процентов произведенных в Российской Федерации моделей легковых автомобилей относится к моделям с высоким уровнем локализации (50 процентов и выше), спроектированным на базе платформ ведущих мировых автопроизводителей. Основные объемы производства около 40 процентов приходятся на платформы B0 Renault-Nissan, KP2 Hyundai, PQ25 Volkswagen.
Около 29 процентов российского производства легковых и легких коммерческих автомобилей приходится на модели, спроектированные на базе российских автомобильных платформ, в том числе 1118, Lada B, Lada 110, 2121, GAZelle Next, ГАЗ 2310, U452, U469, 3160 UAZ.
Около 11 процентов производимой автомобильной техники приходится на модели с низким уровнем локализации, спроектированные на базе автомобильных платформ ведущих мировых автопроизводителей.
Сборочные локализованные производства формируют добавленную стоимость на территории России лишь на этапе конечных операций. Часть добавленной стоимости, созданной при разработке продукта и производстве компонентов, формируется за рубежом. При этом организации, входящие в международные группы, имеют возможность оптимизировать прибыль, например, посредством изменения стоимости узлов и агрегатов, поставляемых с "материнских" производств.
Продукция сборочного производства ориентирована в основном на удовлетворение потребности внутреннего рынка и не имеет существенных экспортных перспектив. Сборочные локализованные производства обеспечивают ограниченную передачу компетенций в области инжиниринга, развития технологий и производственных систем и, следовательно, не могут способствовать ускорению развития национальной экономики.
В результате развития сборочных производств и роста использования импортных комплектующих с одновременным сокращением производства российских марок существенно выросла зависимость отрасли от импорта. Импортозависимость в производстве легковых автомобилей в настоящее время оценивается на уровне свыше 60 процентов (в 2008 году соответствующий показатель не превышает 40 процентов), в сегменте грузовых автомобилей - на уровне свыше 25 процентов (в 2008 году - около 10 процентов). Одновременно усиливалась зависимость от импорта в производстве автокомпонентов, например, для двигателей внутреннего сгорания в 2016 году составляет 26 процентов (в 2008 году - менее 2 процентов).
В настоящее время российский автомобильный рынок преодолевает кризис 2014 - 2016 годов и восстанавливается устойчивыми темпами. По итогам 2017 года рост рынка по отношению к 2016 году составляет около 13,2 процента.
Положительная динамика продаж на автомобильном рынке оказывает влияние на рост объема производства автомобилей. За 2017 год произведено более 1,5 млн. автомобилей, что на 19,4 процента больше, чем за 2016 год.
Текущий масштаб производства автомобилей на одной платформе в Российской Федерации значительно ниже, чем у иностранных автопроизводителей, в 1,5 - 3 раза ниже, чем в развивающихся странах (Республика Индия, Королевство Таиланд, Мексиканские Соединенные Штаты) и в 4 - 7 раз ниже, чем в странах-лидерах.
Ослабление рубля увеличило конкурентное преимущество российских автопроизводителей по себестоимости перед производителями развитых стран. Однако без системных усилий по снижению затрат конкурентное преимущество может быть нивелировано уже в ближайшие годы.
Ввиду высокой доли труда и энергии в структуре переменных затрат в автомобилестроении конкурентоспособность отрасли в основном определяется такими факторами, как уровень инфляции и колебание курса валют. В случае сохранения низкой степени локализации отрасли Российская Федерация не сможет полностью реализовать преимущества девальвации рубля.
По данным 2017 года, уровень локализации автопроизводителей в Российской Федерации (доля стоимости компонентов, субкомпонентов и сырья, произведенных в Российской Федерации, в их общей стоимости) в сегментах легковых автомобилей составляет 30 - 60 процентов, легких коммерческих автомобилей - 60 - 70 процентов, грузовых автомобилей - 70 - 85 процентов, автобусов - 60 - 80 процентов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей