II. Оценка состояния промышленной безопасности. Основные проблемы и тенденции развития в области промышленной безопасности на современном этапе

II. Оценка состояния промышленной безопасности.

Основные проблемы и тенденции развития в области

промышленной безопасности на современном этапе

5. Промышленное производство, с одной стороны, обеспечивает экономическое развитие государства и жизнедеятельность общества, с другой - является источником потенциальной опасности. От состояния промышленной безопасности зависит не только обеспечение общества и государства всеми видами ресурсов и продукцией, но и непосредственно жизнь и здоровье граждан, поддержание благоприятных условий их жизнедеятельности, сохранение окружающей среды.

6. Промышленные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, а также иные объекты, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности к категории опасных производственных объектов, представляют особую угрозу при эксплуатации.

7. В государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрировано более 170 тыс. объектов, из них:

а) 2 тыс. объектов чрезвычайно высокой опасности (I класс опасности);

б) более 7,5 тыс. объектов высокой опасности (II класс опасности);

в) более 90 тыс. объектов средней опасности (III класс опасности);

г) 71 тыс. объектов низкой опасности (IV класс опасности).

8. Сравнительный анализ показателей аварийности и случаев смертельного травматизма на опасных производственных объектах за период с 2005 по 2017 год свидетельствует об общей тенденции повышения уровня безопасности на таких объектах. Так, за указанный период общее количество аварий на них снизилось с 235 до 159 (на 32 процента), количество несчастных случаев со смертельным исходом - с 404 до 158 (на 61 процент).

Вместе с тем 60 - 70 процентов оборудования, применяемого на опасных производственных объектах, отработало нормативные сроки службы. При таких условиях социально-экономический ущерб от аварий может оцениваться в 600 - 700 млрд. рублей в год, что негативно скажется на экономической стабильности Российской Федерации.

9. Основными источниками опасности, причинами повышения аварийности на промышленных объектах являются низкое качество проектных и технических решений, критический уровень износа основных производственных фондов, некачественное или несвоевременное выполнение работ по обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на таких объектах, контрафактные или не соответствующие техническим требованиям используемые комплектующие, запасные части и материалы, низкие квалификация персонала, технологическая и трудовая дисциплина, отсутствие эффективных стимулов для обновления основных производственных фондов.

Усиливающееся негативное воздействие техногенных факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру, окружающую среду, увеличение риска возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций (в том числе вследствие террористических актов) представляют возрастающую угрозу для жизнедеятельности человека, национальной безопасности, социально-экономического развития Российской Федерации.

10. В случае развития ситуации в области промышленной безопасности по негативному сценарию (отказ от принятия мер по обновлению материально-технической базы и внедрению современных безопасных технологий производства) возрастет количество аварий на промышленных объектах, организационно-технические мероприятия, направленные на повышение противоаварийной устойчивости таких объектов, окажутся недостаточными для оперативного обнаружения признаков аварийной ситуации и своевременного оповещения персонала, а условия, необходимые для быстрой локализации аварий на ранней стадии их развития, не будут созданы.

11. Необходимость повышения уровня промышленной безопасности обусловлена следующими факторами:

а) увеличение количества промышленных объектов, технические и технологические ресурсы которых близки к предельным или полностью исчерпаны;

б) рост непроизводительных затрат, связанных как с причинением вреда в результате аварий, так и с существованием неоправданных административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности в области промышленной безопасности;

в) низкий уровень профессиональной подготовки административно-управленческого, технического и обслуживающего персонала, что ведет к росту нарушений требований промышленной безопасности;

г) несоблюдение технических и технологических норм при производстве оборудования и других технических устройств, а также требований и условий, предусмотренных технической документацией, при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации или ликвидации промышленных объектов.

12. В сложившейся ситуации требуются разработка и реализация эффективной государственной политики в области промышленной безопасности, направленной на последовательное снижение риска возникновения аварий на промышленных объектах, а также на совершенствование методов государственного регулирования в данной области, в том числе на снижение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.

В настоящее время осуществляется внедрение новой модели государственного регулирования в области промышленной безопасности с учетом степени риска возникновения аварий и масштаба их возможных последствий, что позволит сократить количество мероприятий по контролю, заменить отдельные государственные механизмы регулирования на рыночные, устранить ряд избыточных административных барьеров при осуществлении инвестиционной и производственной деятельности.