12. Оперативный контроль уровня радиоактивного загрязнения поверхностей транспортных средств

12. ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ УРОВНЯ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

12.1. При приемке, разгрузке, выдаче, погрузке и перевозке радиоактивных веществ и радиоактивных отходов не исключена возможность попадания радиоактивных веществ и накапливания их на поверхности транспортных средств, что может привести к радиоактивному загрязнению территории и путей следования транспорта.

12.2. Контроль за состоянием транспортных средств необходим там, где возникает или существует возможность радиоактивного загрязнения.

12.3. Транспортные средства загрязняются радиоактивными веществами в процессе погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки. Поэтому особенно тщательный радиометрический контроль следует проводить при выполнении этих работ. В первую очередь необходимо проконтролировать площадку (помещение), предназначенную для погрузки-разгрузки транспортных средств. Этот контроль осуществляется в две стадии: на первой стадии в поисковом режиме выявляют места с альфа-, бета-активными загрязнениями, и затем на второй стадии в этих местах проводят измерения методом мазков или приборно-разностным методом. В том случае, если загрязнение транспортных средств обусловлено только бета-активными нуклидами, может также применяться приборный метод в соответствии с п. 6.1 - 6.7.

12.4. При выезде с места погрузки-разгрузки проводят предварительный радиометрический контроль транспортных средств. Окончательному контролю транспортные средства подвергают при выезде из зоны контролируемого доступа. В случае обнаружения радиоактивного загрязнения транспортного средства выше КУ транспорт должен быть отправлен на пункт дезактивации. Место радиоактивного загрязнения должно быть отмечено.

12.5. Контроль транспортных средств и вывозимых грузов проводят при выезде из зоны контролируемого доступа в следующей последовательности.

12.5.1. При радиометрическом контроле транспортных средств определяется уровень радиоактивного загрязнения наружных поверхностей грузовых отсеков, места водителя и сопровождающего лица (проводника), ходовая часть (особенно колеса и колесные ниши). Контроль также проводится в две стадии: поиск и измерение. При этом проводят не менее 5 измерений на каждом квадратном метре поверхности.

12.5.2. Вначале приборным методом выявляют места повышенного общего загрязнения транспортного средства и охранной тары груза бета-активными нуклидами.

12.5.3. Если уровень общего загрязнения бета-активными нуклидами превышает ДУ (КУ), то принимается решение о проведении дезактивации транспортного средства и охранной тары груза.

12.5.4. Если при контроле приборным методом уровень общего загрязнения поверхностей транспортного средства и груза не превышает ДУ (КУ) для неснимаемого загрязнения, но превышает ДУ (КУ) для снимаемого загрязнения, то проводится обследование загрязненных участков методом мазка или приборным разностным методом. Результаты анализа загрязненности поверхностей сопоставляют с действующими ДУ (КУ) для снимаемого загрязнения.

12.5.5. Если уровень общего загрязнения не превышает ДУ (КУ) для снимаемого загрязнения, то контроль методом мазков или приборным разностным методом не проводят.

12.5.6. Если известно, что альфа-активное загрязнение поверхностей данного радиационного объекта отсутствует, то контроль по альфа-излучению не проводят. В противном случае с применением метода мазков или приборного разностного метода проводят контроль альфа-активного загрязнения колес и колесных ниш транспортных средств, наружной поверхности транспортного средства и охранной тары контейнера.

12.6. Внутренние поверхности грузовых отсеков транспортных средств подвергают радиометрическому контролю после разгрузки радиоактивных веществ, а также после дезактивации транспорта.