Приложение N 2

к Концепции федеральной целевой

программы "Развитие внутреннего

и въездного туризма

в Российской Федерации

(2019 - 2025 годы)"

ПЕРЕЧЕНЬ

ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, В СООТВЕТСТВИИ

С КОТОРЫМИ ФОРМИРУЮТСЯ ДЕЙСТВУЮЩИЕ РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

1. Подпрограмма "Туризм" государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы" предполагает:

рост внутренних и въездных туристских потоков, включая увеличение числа поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию до 40 млн. единиц к 2020 году и числа ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения до 120 млн. единиц;

повышение качества туристских услуг;

интеграцию российской туристской индустрии в мировое туристское хозяйство;

рост доли международного туристского рынка, занимаемого российскими компаниями;

улучшение образа России как страны, благоприятной для туризма;

повышение информированности иностранных граждан о возможностях и преимуществах российского туристского комплекса.

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы составляет 3043953,8 тыс. рублей, в том числе:

на 2017 год - 526084 тыс. рублей;

на 2018 год - 244265,5 тыс. рублей;

на 2019 год - 210440,9 тыс. рублей;

на 2020 год - 210599,1 тыс. рублей.

2. Подпрограмма "Развитие туристского кластера в Северо-Кавказском федеральном округе" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 309 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года", предполагает создание всесезонных туристско-рекреационных комплексов в Карачаево-Черкесской Республике ("Архыз"), в Кабардино-Балкарской Республике ("Эльбрус"), в Чеченской Республике ("Ведучи"), в Республике Ингушетия ("Армхи" и "Цори"), Республике Дагестан ("Матлас" и Каспийский прибрежный кластер).

Общая площадь туристического кластера составляет 46,8 тыс. гектаров.

Развитие туристического кластера осуществляется в 2 этапа, в том числе на стадии первого этапа (2013 - 2021 годы) планируется создание и развитие наиболее перспективных площадок всесезонного туристско-рекреационного комплекса "Архыз", всесезонного туристско-рекреационного комплекса "Эльбрус" и всесезонного туристско-рекреационного комплекса "Ведучи".

На втором этапе (2022 - 2025 годы) - эксплуатация всесезонных туристско-рекреационных комплексов, созданных на первом этапе, и последовательное развитие всесезонного туристско-рекреационного комплекса "Армхи", всесезонного туристско-рекреационного комплекса "Цори", всесезонного туристско-рекреационного комплекса "Матлас" и Каспийского прибрежного кластера.

Финансирование проекта осуществляется на принципах государственно-частного партнерства.

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на весь период реализации программы составляет 42424999,6 тыс. рублей, в том числе:

на 2017 год - 4283550,6 тыс. рублей;

на 2018 год - 4490000 тыс. рублей;

на 2019 год - 4500000 тыс. рублей;

на 2020 год - 15300000 тыс. рублей;

на 2021 год - 12626449 тыс. рублей.

Основная специализация кластера - горнолыжные курорты мирового класса.

3. В рамках мероприятия "Формирование туристско-рекреационных кластеров" федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 790 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", предполагается создание 5 кластеров:

кластер "Детский отдых и оздоровление" (г. Евпатория) связан с созданием инфраструктуры общенационального центра семейного оздоровления;

кластер "Лечебно-оздоровительный отдых" (г. Саки) связан с созданием инфраструктуры грязелечебного курорта;

кластер в районе озера Чокракское (Ленинский район, пос. Курортное) связан с созданием инфраструктуры бальнеологического лечебно-оздоровительного комплекса;

кластер "Черноморский" (Черноморский район) связан с созданием и развитием центров экстремального и археологического, а также автотуризма;

кластер "Коктебель" (пгт. Коктебель) связан с созданием центра активных видов туризма.

Кластеры будут создаваться до 2020 года.

Общий объем финансирования из средств федерального бюджета составит 28,1 млрд. рублей.

4. В рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 308 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", в перечень приоритетных инвестиционных проектов по отрасли "Туризм" было включено 30 проектов. Среди них - по одному проекту в Амурской области и Еврейской автономной области, 6 проектов в Камчатском крае, 9 проектов в Приморском крае, 5 проектов в Республике Саха (Якутия), а также по 4 проекта в Сахалинской области и Хабаровском крае.

В соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" в настоящее время функционируют 3 особые экономические зоны туристско-рекреационного типа.

Располагаясь в наиболее живописных и востребованных туристами регионах России, особые экономические зоны туристского типа предлагают благоприятные условия для организации туристского, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Особая экономическая зона "Байкальская гавань" создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. N 68 "О создании на территории муниципального образования "Прибайкальский район" Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа".

Общая площадь территории особой экономической зоны составляет 3613 гектаров.

Срок действия - 20 лет.

Осуществленные государственные инвестиции - 2,7 млрд. рублей.

Количество резидентов - 12 компаний.

Специализация по видам туризма:

лечебно-оздоровительный;

круизный;

горнолыжный;

экскурсионный;

религиозный.

Основные проекты резидентов:

организация деятельности гостиничного комплекса и яхт-клуба в составе многофункционального комплекса на участке "Турка";

строительство гостиниц бюджетного класса на 9 номеров;

развитие и обслуживание круизного теплохода "Атлант", предоставляющего туристские услуги;

строительство гостиничного комплекса класса 4 звезды на 800 мест;

строительство коттеджного поселка сегмента ВИП из 30 коттеджей на 160 мест;

строительство многофункционального комплекса;

создание административно-делового комплекса;

создание единого выставочного и конгресс-центра;

создание туристского торгово-развлекательного комплекса "Рыбацкая деревня";

строительство комплекса кафе и малого спортивно-развлекательного комплекса;

создание современного всесезонного горного курорта с полным спектром объектов гостиничной, спортивной, детской, развлекательной, оздоровительной и торгово-бытовой инфраструктуры;

строительство современных спортивных площадок, которые представляют собой сложные строительные объекты;

строительство специализированных детских спортивных комплексов;

строительство открытой и закрытой автостоянки, административного здания, включающего в себя магазин по продаже спортивных товаров, пункта проката и складских помещений;

строительство всесезонного рекреационно-оздоровительного комплекса на участке "Горячинск";

строительство и организация SPA-курорта в пос. Горячинск. Особая экономическая зона "Бирюзовая Катунь" создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. N 69 "О создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа".

Общая площадь территории особой экономической зоны составляет 3326,3 гектара.

Срок действия - 49 лет.

Государственные инвестиции:

запланированные - 8,2 млрд. рублей,

осуществленные - 1,7 млрд. рублей.

Количество резидентов - 17 компаний.

Приоритетные направления развития:

гостиничный бизнес;

общественное питание;

туристско-экскурсионное обслуживание;

спортивно-оздоровительные услуги.

Основные проекты резидентов:

строительство и эксплуатация туристских комплексов;

строительство горнолыжного комплекса, включающего организацию и эксплуатацию трасс различной категории сложности, услуги по организации питания, а также прочие услуги (прокат горнолыжного оборудования, услуги инструктора);

строительство фуд-центра с местами размещения;

создание спортивно-развлекательного комплекса, природного парка, фуд-центра;

создание туристского комплекса, предполагающего организацию комплексного туристского обслуживания, оказания экскурсионных и развлекательных услуг;

строительство гостиничных комплексов для размещения туристов;

строительство вертодрома для оказания услуг проката вертолетов;

создание центрального гостиничного комплекса категории четыре звезды и гостиничного комплекса категории пять звезд, в состав которого войдет конференц-отель и комплекс гостиничных домиков для ВИП персон;

строительство культурно-развлекательного комплекса;

строительство гостиничного комплекса категории 3 звезды.

Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Ворота Байкала" создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. N 72 "О создании на территории Слюдянского района Иркутской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа".

Общая площадь территории особой экономической зоны - 2346,9 гектара, в том числе:

участок Большое Голоустное - 1590 гектаров,

участок Гора Соболиная - 756,97 гектара.

Срок действия - 49 лет.

Запланированные государственные инвестиции: - 11,8 млрд. рублей.

Количество резидентов - 5 компаний.

Приоритетные направления развития (специализация по видам туризма):

деловой туризм;

спортивный туризм;

экскурсионный туризм;

лечебно-оздоровительный туризм;

водный туризм;

круизный туризм.

Основные проекты резидентов:

создание центра туризма на базе горнолыжного курорта;

создание туристского комплекса;

создание туристско-рекреационного комплекса с рестораном и СПА;

строительство малоэтажного парк-отеля с рестораном, СПА и спортивно-развлекательным комплексом;

строительство турбазы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. N 238 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" полномочия по оперативному управлению особыми экономическими зонами на территории Северо-Кавказского федерального округа, ранее закрепленные за Министерством экономического развития Российской Федерации, переданы Министерству Российской Федерации по делам Северного Кавказа.

Особая экономическая зона в Северо-Кавказском федеральном округе создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе" в виде кластера как совокупности особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Управление осуществляется акционерным обществом "Курорты Северного Кавказа".

В состав кластера включаются:

туристско-рекреационная особая экономическая зона на территории Зеленчукского и Урупского районов Карачаево-Черкесской Республики;

туристско-рекреационная особая экономическая зона на территории Эльбрусского и Зольского районов Кабардино-Балкарской Республики;

туристско-рекреационная особая экономическая зона на территории Хунзахского, Дербентского, Карабудахкентского, Каякентского и Магарамкентского районов Республики Дагестан;

туристско-рекреационная особая экономическая зона на территории Джейрахского и Сунженского районов Республики Ингушетия;

туристско-рекреационная особая экономическая зона на территории Итум-Калинского муниципального района Чеченской Республики.

Действующих резидентов особых экономических зон - 28. Резиденты создают на территориях особых экономических зон объекты туристической инфраструктуры, среди которых гостиничные комплексы различного уровня и другие средства размещения, многофункциональные ресторанно-развлекательные комплексы, кафе, рестораны, пункты проката спортивного инвентаря и центры оказания услуг инструкторов, банно-оздоровительные комплексы, комплекс национальных подворий, мини-пекарни и продовольственные лавки, историко-художественный центр, а также другие объекты туристской индустрии и сопутствующие услуги.

По итогам заседания экспертного совета по туристско-рекреационным особым экономическим зонам, которое состоялось 20 февраля 2017 г. утверждены заявки новых резидентов особых экономических зон, подготовленные при консультативной поддержке акционерного общества "Курорты Северного Кавказа", и заявки ряда уже действующих резидентов особой экономической зоны "Архыз", предусматривающие увеличение инвестиций по сравнению с ранее заявленными объемами.

Новыми резидентами особой экономической зоны "Архыз" будут 3 юридических лица и 4 действующих резидента, которые расширят свои проекты.

Проекты новых резидентов предусматривают строительство коттеджного комплекса, гостинично-коттеджного поселка и мини-гостиницы на курорте "Архыз". Действующие резиденты добавят к своим проектам апарт-отель, места размещения в коттеджном поселке и отеле, СПА-комплекс.

Специализация этой туристско-рекреационной особой экономической зоны определяется как горнолыжный курорт и курорт для семейного отдыха.

В целях стимулирования социально-экономического развития Тверской области посредством реализации инвестиционных проектов в сфере туризма постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. N 372 "О создании на территории муниципального образования "Конаковский район" Тверской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа" на территории Конаковского района Тверской области создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2017 г. N 69 "О признании утратившим силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. N 372" обязательства по строительству объектов инновационной, инженерной, транспортной, социальной и другой инфраструктуры особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Тверской области переданы имеющемуся ключевому инвестору, который будет создавать инфраструктуру этой особой экономической зоны за счет собственных средств без привлечения средств федерального и регионального бюджетов.

Такое решение будет способствовать оптимизации средств бюджета Тверской области и повышению эффективности их использования.