IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы
Для выбора оптимального сценария Программы при подготовке настоящей Концепции было рассмотрено несколько вариантов решения проблемы - инерционный вариант, оптимальный вариант и амбициозный вариант.
Инерционный вариант разрабатывается в рамочных условиях базового варианта среднесрочного прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и первого варианта долгосрочного прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года.
Этот вариант учитывает появление тенденции к стагнации. Предполагается, что отраслевые показатели развития остановятся на уровне плановых показателей 2018 года, а прирост вклада туризма в валовой внутренний продукт Российской Федерации будет незначительным и составит 18,8 процента к плановому показателю 2018 года.
Инерционный вариант предполагает, что уровень финансирования Программы будет аналогичен уровню 2018 года, при этом общий объем финансирования составит 97,91 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 24,54 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 6,05 млрд. рублей, внебюджетных источников - 67,3 млрд. рублей.
Этот вариант предполагает поддержку инвестиционных проектов создания туристских кластеров на территории всех субъектов Российской Федерации без учета приоритетных видов туризма и действующих центров притяжения туристов. На создание кластера предусматривается объем финансирования от 3 млрд. до 5 млрд. рублей. Также следует отметить, что такой вариант не предполагает расширения практики субсидирования юридических лиц и грантовой поддержки общественных и предпринимательских инициатив.
По прогнозным оценкам, этот вариант позволяет говорить о росте к концу 2025 года объема туристских услуг, оказанных населению, до 274285,65 млн. рублей, что будет соответствовать приросту на уровне 70 процентов к базовому периоду 2016 года, а объем услуг, оказываемых населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, достигнет 373254,53 млн. рублей. Предполагается стагнация объема туристского потока по Российской Федерации на уровне 2018 года или снижение туристского потока.
При указанном уровне финансирования возможен рост вклада туризма в валовой внутренний продукт до 4,14 процента. Для обеспечения нормативного увеличения вклада туризма в валовой внутренний продукт более чем на 70 процентов к концу 2025 года необходимо предусмотреть расширенный спектр задач по отношению к задачам федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", что потребует дополнительных вложений средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по продвижению отечественного туристического продукта на внутреннем и международном рынках, повышению качества услуг туризма и стимулированию предпринимательских инициатив в сфере туризма. В связи с этим возникает потребность в дополнительном (к базовому) финансировании из федерального бюджета.
Оптимальный вариант также разрабатывается в рамочных условиях базового варианта среднесрочного прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и первого варианта долгосрочного прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года, согласно которому темп прироста валового внутреннего продукта Российской Федерации за период 2019 - 2025 годов возрастет с 2,2 процента до 2,8 процента к предыдущему периоду.
Объемы финансирования прогнозируются с учетом целей Программы при сохранении уровня эффективности использования средств федерального бюджета на уровне федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", а также расчетной потребности в средствах федерального бюджета для решения новых задач Программы, планируемых на 2019 - 2025 годы, при этом общий объем финансирования составит 387,64 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 69,27 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 11,8 млрд. рублей, внебюджетных источников - 306,57 млрд. рублей.
Этот вариант признается оптимальным и предполагает концентрацию усилий на поддержке именно тех инвестиционных проектов создания и (или) модернизации туристских кластеров, где имеется высокий потенциал развития и увязка со специализацией по приоритетным видам туризма одного из 15 перспективных туристских укрупненных инвестиционных проектов, использование инновационных моделей финансирования с максимальным привлечением средств внебюджетных источников, а также увеличением вклада туризма в валовой внутренний продукт Российской Федерации более чем на 70 процентов. Считается, что за счет реализации мероприятий Программы будет достигнут темп роста туризма, превышающий в 2 раза темп роста внутреннего валового продукта Российской Федерации.
В этом случае будет возможна наиболее полная реализация кластерного подхода в сочетании с проектами федерального масштаба, направленными на ускоренное развитие межрегиональных туристских маршрутов и повышение качества услуг в рамках 15 перспективных туристских укрупненных инвестиционных проектов, расширение возможных форм стимулирования инвестиционной деятельности через поддержку обязательств регионов по соглашениям с инвесторами обеспечивающей и туристской инфраструктуры кластеров, в том числе по концессионным соглашениям, соглашениям о государственно-частном партнерстве, контрактам жизненного цикла, соглашениям о реализации инвестиционных проектов по созданию коллективных средств размещения и туристской инфраструктуре кластеров, прочих инвестиционных проектов в рамках комплексных региональных и межрегиональных программ развития туристской отрасли, а также применение программных принципов при реализации проектов федерального масштаба, направленных на опережающее развитие смежных с туризмом отраслей.
В этом варианте предусматривается проектный подход, с применением которого в условиях ограниченных ресурсов инвестиционные и организационно-управленческие усилия концентрируются на поддержке проектов, наиболее полно соответствующих специализации перспективного туристского укрупненного инвестиционного проекта по приоритетным видам туризма и способных внести наибольший вклад в достижение целей Программы и ее плановых показателей. Указанный вариант предполагает активное стимулирование инвестиционной активности в отрасли через механизм субсидирования и активную работу с финансовыми организациями в целях обеспечения доступности для участников рынка долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в сроки, приемлемые для инвесторов. Предполагается также субсидирование туроператоров, реализующих туристический продукт в сфере внутреннего и въездного туризма, обеспечивающих туристский поток по приоритетным видам туризма.
Указанный вариант позволяет говорить о росте к концу 2025 года объема туристских услуг, оказанных населению, до 330756,23 млн. рублей, что будет соответствовать приросту на уровне 105 процентов к базовому периоду 2016 года, а объем услуг, оказанных населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, достигнет 455189,7 млн. рублей. Совокупный туристический поток по Российской Федерации увеличится на 28 процентов, в том числе за счет прироста на 7 процентов размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения граждан России и прироста на 71 процент въезда граждан из дальнего и ближнего зарубежья. Количество организованных туристов, оформивших путевку по Российской Федерации, зарегистрированную в электронном виде через государственную информационную систему "Электронная путевка", к концу 2025 года достигнет 6,78 млн. человек в год.
Объем кредитных средств, привлеченных для инвестирования в туристскую отрасль в рамках Программы по оптимальному варианту, составит 57,6 млрд. рублей.
В этом варианте соотношение объема средств внебюджетных источников, привлеченных в отрасль, и требуемого финансового обеспечения из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации считается оптимальным. Вклад туризма в валовой внутренний продукт Российской Федерации на 70 процентов будет обеспечен увеличением туристического потока по Российской Федерации на 28 процентов и привлечением в отрасль значительного объема средств внебюджетных источников.
Амбициозный вариант разрабатывается в рамочных условиях целевого варианта среднесрочного прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и третьего варианта долгосрочного прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года, согласно которому средний темп прироста валового внутреннего продукта Российской Федерации за период 2019 - 2025 годов будет не ниже 5,3 процента в год по отношению к предыдущему периоду.
Объемы финансирования прогнозируются с учетом целей Программы при увеличении уровня финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по продвижению отечественного туристского продукта на международном и внутреннем рынках, а также субсидирования туроператоров, при этом общий объем финансирования составит 676,93 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 221,84 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 27,19 млрд. рублей, внебюджетных источников - 427,9 млрд. рублей.
Этот вариант аналогично оптимальному позволяет реализовывать проектный подход и концентрировать инвестиционные и организационно-управленческие усилия, однако он предполагает увеличение объема средств федерального бюджета по задачам "Продвижение туристского продукта Российской Федерации и информированность о нем на мировом и внутреннем туристских рынках" и "Стимулирование предпринимательских и общественных инициатив через механизм субсидирования и грантовой поддержки" Программы. Такой вариант можно считать амбициозным и возможным для реализации при значительном улучшении финансово-экономического состояния экономики Российской Федерации. Прирост вклада туризма в валовой внутренний продукт Российской Федерации составит 92,2 процента к плановому показателю 2018 года. Вместе с тем этот вариант характеризуется чрезмерной нагрузкой на федеральный бюджет Российской Федерации.
По указанному варианту к концу 2025 года прогнозируется увеличение объемов туристских услуг, оказанных населению, до 342050,34 млн. рублей, что будет соответствовать приросту этого показателя на уровне 112 процентов к базовому периоду 2016 года, а объем услуг, оказанных населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, достигнет 467101,38 млн. рублей. Совокупный туристский поток по Российской Федерации увеличится на 28 процентов, в том числе за счет прироста на 4 процента размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения граждан России и за счет прироста на 75 процентов въезда граждан из дальнего и ближнего зарубежья. Количество организованных туристов, оформивших путевку по Российской Федерации, зарегистрированную в электронном виде через государственную информационную систему "Электронная путевка", достигнет к концу 2025 года 7,38 млн. человек в год.
Объем кредитных средств, привлеченных для инвестирования в туристскую отрасль в рамках Программы по указанному варианту, составит 58,5 млрд. рублей.
Следует отметить, что при любом варианте реализации Программы существует вероятность наступления следующих рисков, которые могут серьезно повлиять на развитие сферы туризма:
макроэкономические, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики, высокой инфляцией и кризисом банковской системы;
финансовые, связанные с недостаточным уровнем бюджетного финансирования вследствие усиления бюджетного дефицита;
техногенные и экологические, связанные с возможностью наступления природной, технологической или экологической катастроф, в этом случае потребуются дополнительные ресурсы для ликвидации их последствий;
геополитические и международные, в том числе санкционные меры, которые могут оказывать значительное влияние как на потребительское поведение на рынках внутреннего и въездного туризма, так и изменить направления, объем и интенсивность инвестиций в сферу туризма. Кроме того, состояние международных отношений России с другими странами оказывает влияние на курсы валют, степень взаимной интеграции государств в сфере культуры и туризма, что особенно важно для регионов приграничного туризма.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей