Как показывает опыт реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", наибольший эффект в реализации мероприятий по развитию туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации (задача 1), повышению качества туристских услуг (задача 2) и продвижению туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках (задача 3) достигается при наличии системных мер государственной поддержки.
Результаты реализации задачи 1 свидетельствуют о значительном макроэкономическом эффекте для ряда регионов Российской Федерации. За период реализации Программы создано около 18 тыс. дополнительных рабочих мест, а количество занятых в туризме по итогам 2016 года составило 506 тыс. человек.
Всего в рамках Программы ведется строительство 45 туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в 35 субъектах Российской Федерации, в том числе 38 туристско-рекреационных и 7 автотуристских кластеров.
По состоянию на 1 января 2018 г. осуществляется строительство 199 объектов обеспечивающей инфраструктуры (в том числе 150 введены в эксплуатацию), а также более 550 объектов туристской инфраструктуры (в том числе 322 объекта эксплуатируются).
По итогам 2011 - 2017 годов в рамках Программы предусмотрена реализация инвестиционных проектов на общую сумму более 101,5 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 21,2 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 6,7 млрд. рублей и внебюджетных источников - 73,6 млрд. рублей.
В 2018 году в рамках Программы на строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных и автотуристских кластеров предусмотрено финансирование за счет средств федерального бюджета в размере 3,3 млрд. рублей (15 туристских кластеров в 15 субъектах Российской Федерации), за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 900,6 млн. рублей.
Привлечение средств из внебюджетных источников за 2018 год составит 11,1 млрд. рублей.
Результативность Программы характеризуется несколькими примерами по субъектам Российской Федерации:
В Вологодской области в кластере "Насон-город" создано 8 объектов туристской инфраструктуры, в том числе коллективные средства размещения, в результате чего количество койко-мест кластера составляет 2480 мест. Ввод в эксплуатацию таких объектов, как выставочный комплекс "Вологодская слобода", ботанический сад "Ботаника", гостиничные комплексы "Вологда" и "Спутник", многофункциональные центры, включающие в себя гостиницы, рестораны, конференц-залы, спа-комплексы и другие, позволил создать в регионе 817 рабочих мест. По итогам создания туристско-рекреационного кластера "Насон-город" в г. Вологде в 2016 году по сравнению с 2012 годом увеличен туристский поток на 332,5 тыс. туристов в год. Эффективность деятельности этих объектов подтверждается следующими показателями за 2016 год:
численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, - 206,2 тыс. человек;
численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, - 4,5 тыс. человек;
площадь номерного фонда коллективных средств размещения - 56,5 тыс. кв. метров;
инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) - 722,5 млн. рублей;
количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения, - 518 человек;
объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения - 871 млн. рублей.
В Тверской области в кластере "Верхневолжский", в состав которого входят проекты "Завидово", "Конаково Ривер Клаб", "Междуречье", "По сказочным тропам", общее количество создаваемых объектов туристской инфраструктуры по перечисленным объектам составляет 40 единиц. Эффективность деятельности этих объектов подтверждается следующими показателями:
численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, - 108,8 тыс. человек;
численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, - 1,3 тыс. человек;
площадь номерного фонда коллективных средств размещения - 28,5 тыс. кв. метров;
инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) - 197,5 млн. рублей;
количество мест в коллективных средствах размещения - 1,5 тыс. единиц;
количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения, - 762 человека;
объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения - 611,2 млн. рублей;
количество созданных рабочих мест в рамках кластера (по состоянию на конец 2016 года) - около 1200;
количество посещений событийных мероприятий, проводимых на объектах (за 2016 год, оценочно), - 50 тыс.
В Рязанской области в кластере "Рязанский" за период эксплуатации, начиная с 2012 года, в рамках кластера создано 7 объектов туристской инфраструктуры, среди которых - гостинично-развлекательный комплекс "Окская жемчужина", развлекательный комплекс "В некотором царстве", туристский комплекс "Рыбацкая деревня", гостинично-ресторанный комплекс "Старый город", туристский комплекс "С. Есенин", яхт-клуб "Семь футов", конгресс-отель Amaks и экопарк "Поляны". Уже сегодня можно сказать, что эти объекты являются любимым местом отдыха не только жителей Рязанской области, но и гостей из других регионов. За 2016 год количество посетителей составило 500 тыс. человек (рост по сравнению с 2015 годом составил 6,4 процента), количество туристов - 30 тыс. человек (рост - 46 процентов), налоговые отчисления за период 2013 - 2016 годов составляют 220 млн. рублей, дополнительно создано 450 рабочих мест и 1056 мест для размещения.
Для повышения качества туристских услуг ежегодно реализуется ряд мероприятий, способствующих повышению уровня обслуживания в индустрии туризма, повышению престижности туристских профессий и востребованности выпускников образовательных организаций на рынке труда, пропаганде достижений и передового опыта в индустрии туризма. Практическим результатом этой работы стала разработанная и внедренная общенациональная система подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма, предусматривающая повышение квалификации специалистов туристской отрасли в очном и дистанционном режимах. Система состоит из программ дополнительного профессионального образования, современного методического обеспечения образовательных программ и средств технической реализации образовательного процесса в дистанционном режиме. Ее внедрение позволяет объединять усилия органов исполнительной власти в сфере туризма, профессионального сообщества и ведущих образовательных организаций для дополнительного профессионального образования специалистов индустрии туризма.
В настоящее время более 26 тыс. сотрудников туристской отрасли повысили квалификацию по 16 программам, разработанным в рамках системы, что составляет всего около 3 процентов количества занятых в сфере туризма и гостеприимства, и очевидно, что этого недостаточно. Для осуществления широкомасштабных программ повышения квалификации специалистов индустрии туризма в дистанционном режиме функционирует информационно-образовательный портал туробразование.рф (tourstudy.ru). В 2017 году квалификацию повысили более 12,5 тыс. сотрудников туристской индустрии, однако это не позволило в полной мере устранить диспропорции в профессионально-квалификационной структуре кадров индустрии туризма и повсеместно внедрить передовые технологии и лучшие практики ведения предпринимательской деятельности в туризме, поэтому работа по повышению качества туристских услуг должна быть продолжена и на перспективный период 2019 - 2025 годов. Вместе с тем важную роль в дальнейшем следует отвести независимой оценке качества и результативности подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма в рамках Программы.
В целях реализации задачи по продвижению туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках создана автоматизированная информационная система комплексной поддержки развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (АИС "Туризм"), реализован ряд ежегодных мероприятий по активному продвижению отечественного туристского продукта, сформирована сеть туристских информационных центров и пунктов в субъектах Российской Федерации, проведены работы по актуализации и наполнению национального туристского портала Russia.Travel.
Особое внимание уделяется продвижению национального туристского продукта на мировом туристском рынке и повышению информированности иностранных граждан о возможностях отдыха и путешествий в России. Для этих целей создан национальный маркетинговый центр по туризму ("Visit Russia") и ведется работа по развертыванию сети национальных туристских офисов Visit Russia за рубежом для проведения мероприятий для иностранного туристического бизнеса и средств массовой информации. Отечественный туристский продукт регулярно представляется на крупнейших международных туристских выставках.
Активно используются возможности размещения визуальной информации о туристском потенциале Российской Федерации на территории транспортных хабов. На финальную стадию вышла разработка туристического бренда России.
Выстроена система мероприятий Федерального агентства по туризму, направленных на продвижение внутреннего и въездного туризма, которая структурирована по приоритетным видам туризма и межрегиональным туристским маршрутам, а также задачам, определенным Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N 941-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года". Мероприятия кампании по продвижению внутреннего и въездного туризма согласованы по целям, задачам и инструментарию, учитывают сезонность и призваны обеспечить синергетический эффект.
Результатами реализации этих мероприятий стало формирование дополнительного потребительского спроса, повышение потребительской и инвестиционной привлекательности туристской отрасли Российской Федерации.
Вместе с тем следует продолжить работу по продвижению туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и международном рынках, совершенствовать работу по координации маркетинговых усилий на региональном и федеральном уровнях, учитывать особенности сбытовой политики на каждом типе рынка в соответствии с ожиданиями целевой аудитории.
Мероприятия Программы позволили получить ощутимые, общественно значимые результаты по развитию внутреннего туристско-рекреационного комплекса страны.
Оценка результативности выполнения задач Программы за 2016 год свидетельствует о достижении плановых значений по большинству целевых индикаторов и показателей:
численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, составляет 48 млн. человек (выполнение за 2016 год - 141 процент);
площадь номерного фонда составляет 17774,6 тыс. кв. метров (выполнение за 2016 год - 113 процентов);
инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) составляют 38449 млн. рублей (выполнение за 2016 год - 169 процентов);
количество мест в коллективных средствах размещения составляет 1827,1 тыс. единиц (выполнение за 2016 год - 130 процентов);
объем платных туристских услуг, оказанных населению, составляет 161,3 млрд. рублей (выполнение за 2016 год - 103 процента);
объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения составляет 213,3 млрд. рублей (выполнение за 2016 год - 110 процентов).
Интегральная результативность Программы составляет 113 процентов.
Согласно оценке социально-экономической эффективности мероприятий Программы по количественным показателям коммерческой и бюджетной эффективности в части коллективных средств размещения, созданных в рамках региональных инвестиционных проектов по развитию туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, установлено, что ежегодно в бюджетную систему Российской Федерации будет поступать 2,8 млрд. рублей бюджетных доходов от деятельности коллективных средств размещения, введенных в эксплуатацию по состоянию на 1 января 2016 г. Интегральный бюджетный эффект от реализации мероприятий Программы за период с 2015 по 2030 годы составит 12,5 млрд. рублей. Срок окупаемости бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства составит 6,5 лет, что свидетельствует о соблюдении параметров эффективности, заложенных в Программе.
Реализация мероприятий Программы позволила внести дополнительный вклад в увеличение площади совокупного номерного фонда коллективных средств размещения в размере 6,6 процента и числа мест коллективных средств размещения в размере 5,5 процента.
Программа реализуется в условиях структурных рыночных изменений, которые начались в 2014 году и в настоящее время используются как новые возможности для развития внутреннего и въездного туризма:
1. Снижение общего въездного потока из стран дальнего и ближнего зарубежья за 2016 год на 9 процентов. Однако можно с уверенностью говорить о росте въездного потока в целях туризма из таких государств, как Китайская Народная Республика, Государство Израиль, Республика Индия, Монголия, Исламская Республика Иран, Социалистическая Республика Вьетнам, Республика Сингапур, Республика Корея, которые являются рынками-лидерами с приростом более 10 процентов количества поездок иностранных граждан, въехавших в Российскую Федерацию в целях туризма, за 2016 год по сравнению с аналогичным показателем 2015 года.
Важным фактором реализации потенциала России в части въездного туризма является либерализация визового режима. По экспертным оценкам, любое упрощение визовых формальностей увеличивает число туристов на направлении на 20 - 30 процентов. Привлечение туристов из-за рубежа способствует увеличению доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта России.
На фоне снижения общего въездного потока из стран дальнего и ближнего зарубежья необходимо отметить тенденцию к росту количества численности иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения (рост составил 22 процента).
Следует заметить, что развитие сегмента въездного туризма отвечает интересам граждан Российской Федерации. Доходы от въездного туризма инвестируются в развитие инфраструктурной базы, повышение качества туристского продукта и уровня туристского сервиса на территории Российской Федерации. Благодаря этому россияне получают новые возможности для комфортных путешествий по родной стране.
2. Снижение безопасности и стабильности выездных рынков (в первую очередь таких рынков массового выезда российских граждан, как Турецкая Республика и Арабская Республика Египет) дало импульс развитию внутреннего туризма и расширению его географии. Объем внутреннего туризма вырос более чем на 30 процентов, давая средний ежегодный прирост за период 2015 - 2016 годов на уровне 18 процентов. Внутренний туристский поток по итогам 2016 года составил более 50 млн. человек.
В 2016 году Краснодарский край принял более 15 млн. туристов, Республика Крым - около 6 млн. туристов, Алтайский край - 2 млн. туристов, Санкт-Петербург - 7 млн. туристов.
3. Конъюнктурные изменения и положительная динамика потребительского спроса привели к созданию в 2015 году впервые за всю новейшую историю российской туристской отрасли конкурентоспособного отечественного туристского продукта, которым являются пакетные туры по России, включающие перелет, трансфер, проживание, питание и экскурсионные программы. Это важнейший из стимулов роста внутреннего и въездного туризма. Такие туры являются не только комфортным, но и выгодным вариантом путешествий по России, позволяющим экономить от 30 до 50 процентов затрат по сравнению с самостоятельной поездкой. В 2016 году в общей структуре продаж крупных туроператоров доля туристских пакетов по России достигала 40 процентов. Произошла и диверсификация отечественного туристского продукта, связанная с тем, что перечень туристских продуктов и услуг стал гораздо шире. Однако дальнейшее распространение практики формирования пакетных туров внутреннего туризма ограничено отсутствием достаточного количества средств размещения, количеством более 300 номеров, что в свою очередь также приводит к нецелесообразности организации чартерных авиарейсов по внутренним туристским направлениям Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей