Решением Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2019 N 7 утверждены Основные ориентиры на 2019 - 2020 годы.

Утверждены

Решением Высшего

Евразийского экономического совета

от 14 мая 2018 г. N 11

ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА 2018 - 2019 ГОДЫ

Настоящий документ разработан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и направлен на достижение целей, установленных Основными направлениями экономического развития Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. N 28, а также на решение задач, определенных стратегическими и программными документами государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз).

Утвержденные Решением Высшего Евразийского экономического совета от 14 апреля 2017 г. N 7 основные ориентиры макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2017 - 2018 годы учитывались государствами-членами при проведении макроэкономической политики, что способствовало преодолению последствий влияния негативных внешних факторов предыдущих лет и улучшению ситуации в национальных экономиках.

После снижения экономической активности в Союзе в 2015 - 2016 годах в 2017 году наблюдалось ее постепенное восстановление. На фоне роста потребительского спроса и умеренного повышения цен на основные экспортные товары государств-членов в целом по Союзу наблюдались рост выпуска продукции в промышленном и агропромышленном производстве, увеличение объемов грузоперевозок и оборота розничной торговли.

В результате проведения правительствами и национальными (центральными) банками государств-членов активной экономической политики на фоне некоторого улучшения внешних и внутренних условий все государства-члены достигли положительных темпов экономического роста. При этом темпы роста экономик Республики Армения, Республики Казахстан и Кыргызской Республики оказались выше среднемировых значений.

Поддержание гибкости обменных курсов национальных валют обеспечило государствам-членам внешнюю сбалансированность и способствовало повышению конкурентоспособности их экспорта. Существенно вырос объем внешней торговли товарами, при этом экспортная и импортная составляющие растут сопоставимыми темпами. Еще более значительным явилось увеличение объема взаимной торговли товарами в рамках Союза, где более высокими темпами рос экспорт продукции средне- и высокотехнологичных производств.

Формированию позитивных экономических результатов в значительной степени способствовало улучшение макроэкономической ситуации в Союзе. В результате реализации эффективных национальных антиинфляционных мер и учета рекомендаций Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия), направленных на снижение уровня инфляции в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, темпы роста потребительских цен в указанных странах были снижены. В то же время Республика Армения и Кыргызская Республика преодолели дефляцию вследствие реализации стимулирующей денежно-кредитной политики и восстановления потребительского спроса. В результате реализации комплекса мер на национальном и интеграционном уровнях впервые за период существования Союза зафиксировано соблюдение всеми государствами-членами предельного расчетного количественного значения показателя инфляции (индекса потребительских цен), установленного Договором. В дальнейшем государства-члены продолжат направлять усилия на поддержание инфляции на стабильно низком уровне с целью создания благоприятных условий для экономического развития.

В бюджетной сфере в 2017 году наблюдалось улучшение показателей в большинстве государств-членов. В Республике Армения, Кыргызской Республике и Российской Федерации зафиксировано сокращение дефицита консолидированного бюджета сектора государственного управления, в Республике Беларусь консолидированный бюджет исполнен с профицитом. Вместе с тем, по оценке Комиссии, по итогам 2017 года существует риск превышения Республикой Армения, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой установленного Договором количественного значения дефицита консолидированного бюджета сектора государственного управления. Кроме того, Республика Армения и Кыргызская Республика могут превысить установленное Договором значение показателя долга сектора государственного управления, рост которого был обусловлен необходимостью финансирования дефицита консолидированного бюджета сектора государственного управления и инвестиционных проектов.

Обеспечение государствами-членами текущей бюджетной сбалансированности и долгосрочной устойчивости государственных финансов является необходимым условием для проведения последовательной экономической политики, направленной на экономическое развитие.

Важнейшим фактором поддержания позитивной экономической динамики, позволяющим привлечь дополнительные ресурсы в экономику и увеличить доходную составляющую государственного бюджета, становится стимулирование инвестиционной активности. В 2017 году в государствах-членах наметился рост инвестирования в основной капитал, однако государственное финансирование инвестиционных проектов в реальном секторе оставалось на высоком уровне, что увеличивало нагрузку на государственные бюджеты. Необходимо проводить активную политику, направленную на стимулирование привлечения частных инвестиций в экономики государств-членов в первую очередь за счет улучшения делового климата в Союзе.

На фоне стабилизации макроэкономической ситуации в государствах-членах и улучшения условий торговли становится особенно важным использовать "окно возможностей" и предпринять усилия по модернизации экономики и повышению производительности в реальном секторе. Цифровая трансформация экономики, разработка и внедрение новых технологий, развитие человеческого капитала и инфраструктуры будут способствовать наращиванию производственного потенциала государств-членов, повышению прибыльности реального сектора и доходов государственного бюджета, росту благосостояния населения и конкурентоспособности государств-членов на международном уровне.

Развивая производственный потенциал и повышая эффективность производства необходимо учитывать, что возможности внутреннего спроса в каждом государстве-члене ограничены и увеличение производительности необходимо поддерживать посредством укрепления внешнеторговых связей и развития внутреннего рынка Союза, что позволит обеспечить новые возможности для развития несырьевого экспорта и расширения экспортной специализации государств-членов.

Влияние внешних условий на развитие экономик государств-членов в 2018 - 2019 годах будет в основном обусловлено вероятным ускорением темпов роста мировой экономики и воздействием динамики цен на сырьевых рынках на экономическую ситуацию. В этот период Международный валютный фонд прогнозирует ежегодный рост мировой экономики на уровне 3,9 процента. В соответствии с прогнозными оценками Всемирного банка также предполагается, что мировая экономика будет расти более высокими темпами, чем в 2017 году. Риски дестабилизирующего влияния изменения сырьевых цен сохранятся в связи с сохранением структурных ограничений в экономиках государств-членов.

Приоритетными целями экономической политики на среднесрочный период в этих условиях становятся активизация процесса восстановления экономического роста и создание базиса для устойчивого экономического развития государств-членов.

В связи с этим основными ориентирами макроэкономической политики государств-членов на 2018 - 2019 годы будут стремление к достижению в среднесрочном периоде темпов экономического роста в Союзе не ниже 2 процентов и поддержание показателей инфляции вблизи либо в пределах национальных ориентиров.

Достижение намеченных макроэкономических ориентиров предусматривает реализацию национальных и интеграционных мер по следующим направлениям.

Создание благоприятных макроэкономических условий, в том числе:

обеспечение ценовой стабильности;

повышение доверия к политике национальных (центральных) банков государств-членов с целью снижения инфляционных ожиданий;

подготовка Комиссией рекомендаций, направленных на снижение дефицита консолидированного бюджета и долга сектора государственного управления, в случае превышения государствами-членами количественных значений указанных макроэкономических показателей;

разработка подходов к снижению зависимости государственных финансов от циклических колебаний экономики и внешнеэкономической конъюнктуры, в том числе путем совершенствования бюджетных правил государств-членов;

обеспечение в среднесрочной перспективе постепенной бюджетной консолидации;

принятие государствами-членами мер по обеспечению долговой устойчивости государственных финансов.

Стимулирование инвестиционной активности и улучшение делового климата, в том числе:

поддержание в среднесрочном периоде налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты государств-членов на стабильном и экономически обоснованном уровне;

создание системы эффективных налоговых льгот, вычетов и других механизмов, направленных на стимулирование инвестиционной активности;

совершенствование правового регулирования и внедрение в практику эффективных и взаимовыгодных механизмов привлечения частного капитала к реализации государственных проектов, в том числе на основе принципов государственно-частного партнерства;

развитие механизмов коллективного и венчурного инвестирования в целях улучшения финансовых возможностей малого и среднего бизнеса;

расширение возможностей повышения доступности долгосрочных кредитных ресурсов, в том числе с привлечением инвестиций национальных и региональных институтов развития;

улучшение институциональной среды для ведения бизнеса.

Создание условий для повышения производительности в реальном секторе экономики, в том числе:

принятие и реализация государствами-членами стратегических и программных документов, направленных на повышение производительности;

стимулирование опережающего развития высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности;

продолжение реализации структурных преобразований в экономиках государств-членов;

стимулирование процессов модернизации и внедрения инновационных продуктов и технологий в реальном секторе;

развитие индустриальной инфраструктуры;

реализация цифровой повестки Союза и внедрение цифровых технологий в различные сферы экономик государств-членов;

реализация межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере с участием государств-членов;

развитие возможностей профессионального обучения и переобучения, повышения квалификации трудящихся в целях улучшения качества трудовых ресурсов и роста эффективной занятости;

расширение возможностей в сфере трудовой и академической мобильности в рамках Союза.

Укрепление внешнеторговых связей и развитие внутреннего рынка Союза, в том числе:

продолжение работы по выявлению и поэтапному устранению барьеров, а также сокращению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза;

оптимизация операций, совершаемых на таможенной границе Союза в отношении товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности, путем обеспечения эффективного таможенного и иных видов контроля;

формирование в рамках Союза единых рынков услуг в секторах и в сроки, которые установлены решениями Высшего Евразийского экономического совета;

развитие транспортно-логистического потенциала Союза и использование его транзитных возможностей;

продолжение работы по интенсификации торгово-экономического сотрудничества с третьими сторонами с целью расширения экспортных возможностей;

углубление взаимодействия с международными организациями и другими интеграционными объединениями в экономической сфере.