Техническое освидетельствование спуско-подъемных устройств обитаемых подводных аппаратов и шлюпок

Техническое освидетельствование спуско-подъемных устройств

обитаемых подводных аппаратов и шлюпок

217. Общие требования к ТО для спуско-подъемных устройств (СПУ) обитаемых подводных аппаратов (ОПА) и шлюпок должны соответствовать настоящим Обязательным требованиям. Порядок проведения ТО СПУ должен производиться в соответствии с требованиями, установленными в РЭ (инструкции по техническому обслуживанию).

218. Для обеспечения безопасной эксплуатации СПУ в течение всего периода их использования предусматриваются:

первоначальное освидетельствование;

полное освидетельствование;

проверка в действии;

внеочередное освидетельствование.

219. При первоначальном освидетельствовании должны проверяться:

соответствие СПУ эксплуатационной документации и настоящим Обязательным требованиям;

наличие и комплектность технической документации;

наличие клейм на съемных деталях и соответствие их записям в паспорте (формуляре) СПУ;

прочность конструкции СПУ методом испытаний на статическую и динамическую нагрузки;

работа СПУ и его механизмов, электрооборудования, приборов безопасности, контрольно-измерительных приборов (КИП), тормозов, механизмов и аппаратов управления, освещения и сигнализации при спуске и подъеме ОПА на рабочую глубину или на воду (в зависимости от типа ОПА).

Проверка в работе головного образца СПУ должна проводиться при волнении моря, близком к предельно допустимому, указанному в паспорте (формуляре) СПУ в баллах.

Проверку в работе серийного образца СПУ допускается проводить при волнении моря, меньшем предельно допустимого, указанного в паспорте (формуляре) СПУ в баллах.

220. Полное ТО СПУ должно проводиться специалистом по техническому освидетельствованию с участием инспектора отдела гостехнадзора один раз в четыре года и включать в себя:

а) проверку технической документации;

б) проверку сертификатов и актов (протоколов) на вновь установленные съемные детали;

в) внешний осмотр СПУ с проверкой состояния его узлов в работе без нагрузки;

г) статические и динамические испытания и проверку в работе, выполняемые в соответствии с требованиями пунктов 221 - 227 настоящих Обязательных требований.

221. Статические испытания должны проводиться со штатным оборудованием СПУ нагрузкой, превышающей на 50% грузоподъемность СПУ. Груз поднимается и выдерживается в надводном положении при полном вылете за борт в течение 10 мин. После статического испытания должны быть осмотрены металлоконструкции, механизмы и устройства.

При отсутствии остаточных деформаций или иных повреждений производятся динамические испытания СПУ.

222. Динамические испытания должны производиться грузом, превышающим грузоподъемность СПУ на 10%, путем трехкратного спуска на воду или в воду до полного погружения (в зависимости от типа ОПА) и подъема до верхнего положения. При каждом спуске должно производиться резкое торможение для проверки прочности СПУ и работы тормозов.

223. Статические и динамические испытания допускается производить с использованием штатного ОПА с увеличением его массы до необходимой величины и компенсации массы людей дополнительным грузом с принятием мер, исключающих затопление ОПА.

224. Проверку в работе СПУ допускается проводить при предельно допустимом волнении моря, указанном в паспорте (формуляре) СПУ в баллах.

225. Проверка в работе СПУ водолазного колокола и других неавтономных ОПА должна производиться трехкратным спуском ОПА на рабочую глубину погружения. При этом во время каждого спуска для имитации рывков на качке производится двукратная резкая остановка погружаемых ОПА на максимальной скорости посредством выключения приводов грузовой лебедки.

226. Водолазный колокол должен погружаться в воду с открытой крышкой люка и подачей воздуха в него для создания воздушной подушки по уровень клапана затопления (в соответствии с условиями эксплуатации СПУ). Спуск и подъем водолазного колокола должен производиться на скоростях, предусмотренных РЭ (инструкцией по эксплуатации) на колокол, при этом первый спуск - на малой скорости. Во время первого спуска проверяется канат на его рабочей длине.

Проверка в действии СПУ должна производиться при погружении водолазного колокола на испытательную глубину, если это предусмотрено эксплуатационной документацией СПУ, в которой также указываются меры безопасности при спуске водолазного колокола на испытательную глубину и его подъеме на борт судна при его аварийном затоплении.

227. Проверка в действии СПУ автономных ОПА должна производиться путем трехкратных спусков ОПА на воду и подъемов на предельную высоту. При этом выполняется имитация рывков на качке.

При проверке в действии СПУ проверяется состояние его металлоконструкций, систем, механизмов, устройств, стальных канатов, приборов безопасности, контроля, управления, связи и сигнализации.

228. Клиновые стопоры, применяемые для стопорения канатов при остановленной грузовой лебедке СПУ (во время перехода на работу от палубных механизмов), испытываются при проведении первичного ТО во время статических испытаний СПУ грузом, превышающим грузоподъемность СПУ на величину, указанную в РЭ (инструкции по эксплуатации).

Испытания должны проводиться на штатных канатах. Проскальзывание каната и повреждение его при стопорении клиновыми стопорами не допускается.

Испытание клиновых стопоров на траверсе СПУ водолазного колокола проводится имитацией обрыва каната СПУ. При этом использование направляющих канатов с повреждениями не допускается.

229. При обнаружении в ходе проведения ТО признаков недостаточной надежности и безопасности отдельных узлов производится их разборка и осмотр обслуживающим персоналом, обеспечивающим испытания. В случае если обслуживающий персонал не может устранить обнаруженные повреждения и неисправности СПУ, должны привлекаться разработчик и головной исполнитель (исполнитель), выполнявшие работы по изготовлению, ремонту или модернизации СПУ.

230. Проверка в действии СПУ должна проводиться специалистом по техническому освидетельствованию не реже одного раза в год для определения износа конструкций, устройств и оборудования, возможности использования их на допустимую грузоподъемность, а также для проверки организации безопасной эксплуатации СПУ, подготовленности обслуживающего персонала и лиц, ответственных за эксплуатацию СПУ.

231. Проверка в действии механизмов и устройств СПУ должна производиться при нагрузке, равной грузоподъемности СПУ, с погружением ОПА без людей на рабочую глубину или на воду в зависимости от типа ОПА.

Для автономных ОПА проверка в действии СПУ производится методом спуска ОПА на воду с разобщением от СПУ, последующим захватом и подъемом ОПА на борт.

При проверке в действии производится внешний осмотр канатов по всей их длине с разматыванием их с барабана на палубу (на пирс).

232. Внеочередное ТО СПУ должно производиться специалистом по техническому освидетельствованию с участием инспектора территориального отдела в объеме полного ТО в следующих случаях:

а) после устранения последствий аварии, приведшей к повреждению какой-либо части устройства или механизма;

б) после капитального ремонта, замены изношенного (поврежденного) узла (механизма);

в) в случае замены канатов или несущих конструкций СПУ, а также их ремонта с заменой отдельных частей и применением сварки.

233. СПУ для спуска-подъема шлюпок подлежит полному освидетельствованию один раз в пять лет. Освидетельствование включает в себя проверку повреждений от коррозии, деформации конструкций, избыточных отклонений, степени износа, смазки движущихся частей, работы блокирующих устройств и гидравлической системы.

Статические испытания спускового устройства для спуска-подъема шлюпок осуществляются контрольным грузом, в 1,5 раза превышающим максимальную рабочую нагрузку.

234. Динамическое испытание лебедки с нагрузкой, в 1,1 раза превышающей максимальную рабочую нагрузку, должно проводиться для проверки всех частей тормозной системы СПУ. Поврежденные детали подлежат ремонту или замене в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.