Требования безопасности к спуско-подъемным устройствам, устанавливаемым на кораблях и судах ВМФ

Требования безопасности к спуско-подъемным устройствам,

устанавливаемым на кораблях и судах ВМФ

169. Допускаемые напряжения металлоконструкций, механизмов спуско-подъемных устройств (далее - СПУ) обитаемых подводных снарядов и аппаратов, устанавливаемых на судах ВМФ, при расчете на статическую нагрузку принимаются равными 0,46 т, при расчете на динамическую нагрузку - равными 0,86 т.

170. При определении типа каната, применяемого на СПУ обитаемых подводных снарядов и аппаратов, должны учитываться следующие коэффициенты запаса прочности:

а) для водолазного колокола, водолазных лебедок, а также для снарядов, имеющих отрицательную плавучесть и не имеющих устройств для аварийного всплытия, - не менее 10;

б) для аварийного подъема снарядов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, на одном тросе - не менее 5;

в) для направляющих канатов в случае аварийного подъема снарядов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, на одном тросе - не менее 6;

г) для снарядов, имеющих отрицательную плавучесть, при наличии устройства аварийного всплытия и для автономных снарядов - не менее 6;

д) для аварийного подъема снарядов, указанных в подпункте "г" настоящего пункта, на одном тросе - не менее 3;

е) для гибких элементов съемных деталей погружаемых на канатах под воду снарядов - для основного каната не менее 8;

ж) для гибких элементов съемных деталей не погружаемых на канатах под воду снарядов - для основного каната не менее 7;

з) для всех снарядов при проверке канатов на динамические нагрузки, возникающие при допускаемом волнении моря (с учетом амортизации), - не менее 2,5.

171. Применяемые для СПУ обитаемых подводных снарядов и аппаратов стальные канаты должны определяться разработчиком СПУ, при этом в эксплуатационной документации должны быть предусмотрены периодичность замены, критерии и нормы браковки канатов.

172. Цепи, применяемые в СПУ, должны быть короткозвенными, откалиброванными и иметь свидетельство изготовителя об их испытании с учетом следующих коэффициентов запаса прочности:

а) грузовая сварная, работающая на гладком барабане, - не менее 2;

б) грузовая сварная, работающая на звездочке, и грузовая пластинчатая - не менее 3;

в) грузовая сварная и грузовая пластинчатая, применяемые в элементах присоединительных устройств, - не менее 4.

Износ звена сварной цепи допускается не более 10% первоначального диаметра (калибра цепи).

173. Водолазный колокол должен быть подвешен на двух независимых друг от друга стальных канатах.

Допускается подвеска колокола на одном канате (на одной или двух ветвях), при этом должно быть установлено устройство, обеспечивающее в случае обрыва каната остановку колокола и последующий аварийный подъем его на палубу. Другие снаряды при спуске их за борт и подъеме на палубу могут подвешиваться на одном канате, при этом наличие устройства, обеспечивающего их остановку при обрыве каната, не обязательно.

174. Каждое СПУ обитаемых подводных снарядов и аппаратов при выходе из строя спуско-подъемной лебедки должно обеспечивать возможность подъема снаряда на спуско-подъемных или направляющих канатах при помощи аналогичных СПУ, а при их отсутствии - швартовными или иными палубными механизмами.

175. Спусковое устройство для спуска/подъема шлюпок с помощью спусковой рампы должно обеспечивать безопасный спуск полностью нагруженной или укомплектованной спасательной шлюпки из места установки по-походному при дифференте до 10° и крене до 20° на любой борт.

Спусковое устройство для спуска/подъема шлюпок должно обеспечивать подъем укомплектованной спасательной шлюпки с командой (максимальная нагрузка при подъеме) из воды до положения установки по-походному при относительно ровном киле судна.

176. Основные конструктивные элементы спусковых устройств для спуска/подъема шлюпок должны проектироваться с учетом запаса прочности не менее 4,5 максимальной рабочей нагрузки и предела прочности материалов, применяемых для их изготовления.

Запас прочности элементов оснастки, лопарей, цепей и грузоподъемных стропов принимается не менее 6 с учетом максимальной рабочей нагрузки и предела прочности материалов, используемых при изготовлении спускового устройства.

177. При неблагоприятных условиях дифферента до 10° и крена до 20° на любой борт спусковая рампа должна иметь прочность и жесткость, обеспечивающие безопасный спуск спасательной шлюпки массой, в 1,1 раза превышающей максимальную рабочую нагрузку, выдерживать статическое испытание нагрузкой, в 2,2 раза превышающей максимальную рабочую нагрузку.

178. Лебедки, вьюшки, механизмы изменения вылета (вывалки) ферм и балок СПУ и механизмы передвижения грузовых тележек с электрическим или электрогидравлическим приводом должны быть оборудованы автоматически действующими тормозами замкнутого типа с коэффициентом запаса торможения по отношению к рабочей нагрузке не менее 1,75 и дублирующим ручным тормозом с коэффициентом запаса торможения не менее 1,25.

В механизмах СПУ самотормозящая червячная передача не может быть заменой тормоза.

179. СПУ с электрическими и электрогидравлическими приводами должны быть оборудованы устройствами (концевыми выключателями) для автоматической остановки:

а) спуско-подъемного механизма - перед подходом присоединительного устройства к крайним положениям (вверху - к упору, внизу - к допустимой длине размотки троса);

б) механизмов изменения вылета (вывалки) ферм и балок - при подходе к крайним положениям;

в) механизма передвижения грузовой тележки - при подходе к крайним положениям на ферме (балке).