Решение Верховного Суда РФ от 19.04.2018 N АКПИ18-305 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующей формы 1.2 "Сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, товарищества, кооператива" и формы 2.8 "Отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, а также отчет о выполнении товариществом, кооперативом смет доходов и расходов за год", утв. Приказом Минстроя России от 22.12.2014 N 882/пр>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" о признании частично недействующими формы 1.2 "Сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, товарищества, кооператива" и формы 2.8 "Отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, а также отчет о выполнении товариществом, кооперативом смет доходов и расходов за год", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 882/пр,
приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 882/пр (далее - Приказ) утверждены формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, предусматривающие детализацию видов информации, установленных пунктом 3 стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 8 мая 2015 г., N 37217 и опубликован 14 мая 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Форма 1.2 предусматривает детализацию сведений об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, товарищества, кооператива (далее - Форма 1.2) и содержит в себе следующие параметры: даты начала и окончания отчетного периода (пункты 2 и 3); сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности: годовой бухгалтерской отчетности (пункт 4); сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (пункт 5); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (пункт 6); общую задолженность управляющей организации (индивидуального предпринимателя) перед ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы (пункт 7), в том числе: тепловую энергию (пункт 8), в том числе тепловую энергию для нужд отопления (пункт 9), тепловую энергию для нужд горячего водоснабжения (пункт 10), горячую воду (пункт 11), холодную воду (пункт 12), водоотведение (пункт 13), поставку газа (пункт 14) электрическую энергию (пункт 15), прочие ресурсы (услуги) пункт 16); смету доходов и расходов товарищества или кооператива (пункт 17); отчет о выполнении сметы доходов и расходов товарищества или кооператива (пункт 18).
Форма 2.8 предусматривает детализацию сведений об отчете об исполнении управляющей организацией договора управления, а также отчете о выполнении товариществом, кооперативом смет доходов и расходов за год (далее - Форма 2.8) и содержит в себе следующие параметры: даты заполнения/внесения изменений, начала и окончания отчетного периода (пункты 1 - 3); общую информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме: авансовых платежах потребителей (на начало периода) (пункт 4), переходящих остатках денежных средств (на начало периода) (пункт 5), задолженности потребителей (на начало периода) (пункт 6), начислениях за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту (пункт 7), в том числе за содержание дома (пункт 8), за текущий ремонт (пункт 9), за услуги управления (пункт 10), полученных денежных средствах (пункт 11), в том числе денежных средствах от собственников/нанимателей помещений (пункт 12), целевых взносах от собственников/нанимателей помещений (пункт 13), субсидиях (пункт 14), денежных средствах от использования общего имущества (пункт 15), прочих поступлениях (пункт 16), всех денежных средствах с учетом остатков (пункт 17), об авансовых платежах потребителей (на конец периода) (пункт 18), переходящих остатках денежных средств (на конец периода) (пункт 19), задолженности потребителей (на конец периода) (пункт 20); о выполненных работах (оказанных услугах) по содержанию общего имущества и текущему ремонту в отчетном периоде (заполняется по каждому виду работ (услуг): наименовании работ (услуг) (пункт 21), годовой фактической стоимости работ (услуг) (пункт 22); о детальном перечне выполненных работ (оказанных услугах) в рамках выбранной работы (услуги) (заполняется по каждой выполненной работе (оказанной услуге) в пункте 21 этого документа): о наименовании работы (услуги), выполняемой в рамках указанного раздела работ (услуг) (пункт 23), периодичности выполнения работ (оказания услуг) (пункт 24), единице измерения (пункт 25), стоимости на единицу измерения (пункт 26); об информации о наличии претензий по качеству выполненных работ (оказанных услуг): количестве поступивших претензий (27), количестве удовлетворенных претензий (пункт 28), количестве претензий, в удовлетворении которых отказано (пункт 29), сумме произведенного перерасчета (пункт 30); об общей информации по предоставленным коммунальным услугам: авансовых платежах потребителей (на начало периода) (пункт 31), переходящих остатках денежных средств (на начало периода) (пункт 32), задолженности потребителей (на начало периода) (пункт 33), авансовых платежах потребителей (на конец периода) (пункт 34), переходящих остатках денежных средств (на конец периода) (пункт 35), задолженности потребителей (на конец периода) (пункт 36); об информации о предоставленных коммунальных услугах (заполняется по каждой коммунальной услуге): виде коммунальной услуги (пункт 37), единице измерения (пункт 38), общем объеме потребления (пункт 39), начислении потребителям (пункт 40), оплате потребителями (пункт 41), задолженности потребителей (пункт 42), начислении поставщиком (поставщиками) коммунального ресурса (пункт 43), оплате поставщику (поставщикам) коммунального ресурса (пункт 44), задолженности перед поставщиком (поставщиками) коммунального ресурса (пункт 45), размере пени и штрафов, уплаченных поставщику (поставщикам) коммунального ресурса (пункт 46); об информации о наличии претензий по качеству предоставленных коммунальных услуг: количестве поступивших претензий (пункт 47), количестве удовлетворенных претензий (пункт 48), количестве претензий, в удовлетворении которых отказано (пункт 49), сумме произведенного перерасчета (пункт 50); об информации о ведении претензионно-исковой работы в отношении потребителей-должников: направлении претензий потребителям-должникам (пункт 51), направлении исковых заявлений (пункт 52), получении денежных средств по результатам претензионно-исковой работы (пункт 53).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" (далее - Общество), осуществляющее деятельность по управлению многоквартирными домами на территории г. Ижевска в соответствии с лицензией N 018000086 от 29 апреля 2015 г., обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 7 - 12 и 16 Формы 1.2 и пунктов 37 - 46 раздела об информации о предоставленных коммунальных услугах (заполняется по каждой коммунальной слуге) Формы 2.8, ссылаясь на то, что данными положениями установлены иные стандарты раскрытия информации, не установленные стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 (далее - Стандарт), возлагающие на Общество дополнительные обязанности, не основанные на законе, чем нарушаются его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе созданы препятствия для осуществления такой деятельности. По мнению административного истца, состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - Состав сведений), утвержден приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 368/691/пр, который регулирует отношения, аналогичные предмету регулирования Приказа. Однако данные акты противоречат друг другу, в связи с чем вызывают правовую неопределенность и не могут обеспечить единообразие применения.
В судебное заседание представитель Общества Д. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) и Минюст России в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции с соблюдением установленного порядка, оспариваемые положения не противоречат актам большей юридической силы и не нарушают права административного истца.
В судебном заседании представители Минстроя России А. и П.О. и представитель Минюста России П.Н. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции и просили отказать в удовлетворении административного иска.
Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения административных ответчиков, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Статьей 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс) закреплено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из данного кодекса, принятых в соответствии с Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации (части 1, 2 и 5).
Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, является Минстрой России, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (пункт 1, подпункт 5.2.65 пункта 5.2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2014 г. N 988 "О внесении изменений в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" Минстрою России до 1 декабря 2014 г. поручено утвердить формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (пункт 2).
Реализуя предоставленные полномочия, Минстрой России Приказом утвердил формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила N 1009).
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.
В силу части 10 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Пунктом 8 Стандарта установлено, что раскрытие управляющей организацией, товариществом и кооперативом информации осуществляется по формам, утвержденным Минстроем России. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 Стандарта, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.
В соответствии с пунктом 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать общую информацию об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива) (подпункт "а"); информацию об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов) (подпункт "д").
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" утверждена форма бухгалтерского баланса, которая включает в себя сведения о кредиторской задолженности.
Содержащиеся в Форме 1.2 и Форме 2.8 параметры об общей задолженности управляющей организации (индивидуального предпринимателя) перед ресурсоснабжающими организациями (поставщиками) за коммунальные ресурсы и их детализация, о предоставленных коммунальных услугах в полной мере согласуются с приведенными выше нормативными предписаниями, и не устанавливают иных стандартов раскрытия информации, и как ошибочно полагает административный истец.
Утверждение административного истца о правовой неопределенности в применении противоречащих между собой Приказа и Состава сведений, основано на неправильном толковании норм материального права и является несостоятельным.
Оспариваемый нормативный правовой подлежит проверке судом на соответствие актам большей юридической силы.
Состав сведений в отличие от Приказа издан в соответствии со статьей 198 ЖК РФ, регулирующей порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации и исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра.
Состав сведений содержит информацию о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, а также информацию в случае изменения перечня многоквартирных домов в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, подлежащую размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Принимая во внимание, что оспариваемые положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" о признании частично недействующими формы 1.2 "Сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, товарищества, кооператива" и формы 2.8 "Отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, а также отчет о выполнении товариществом, кооперативом смет доходов и расходов за год", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 882/пр, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей