Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25.04.2018 N АКПИ18-129 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца пятого пункта 5 и пункта 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2018 г. N АКПИ18-129

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Борисовой Л.В.,

при секретаре Б.А.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания "Молот" о признании недействующими абзаца пятого пункта 5, пункта 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2017 г. N 1529),

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее - Правила), в которые постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2017 г. N 1529 внесены изменения, в частности абзац пятый пункта 5 и пункт 75 изложены в новой редакции.

В соответствии с абзацем пятым пункта 5 Правил тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению N 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению N 2 к Правилам.

Пункт 75 Правил предусматривает размещение делимого груза на транспортном средстве таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства, предусмотренную приложением N 1 к Правилам, нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую нагрузку на ось транспортного средства, предусмотренную приложением N 2 к Правилам, а габариты транспортного средства с таким грузом не превышали предельно допустимые габариты транспортного средства, предусмотренные приложением N 3 к Правилам.

Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания "Молот" (далее - ООО "ТПК "Молот") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца пятого пункта 5, пункта 75 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", поскольку содержат невыполнимые, трудновыполнимые и обременительные требования, противоречащие принципу законности и создающие условия для проявления коррупции.

Как указывает административный истец, оспариваемые положения нормативного правового акта позволяют сотрудникам Ространснадзора привлекать к административной ответственности участников грузоперевозок делимых грузов навалом, насыпью, в контейнерах. Однако некоторые грузы невозможно разместить с соблюдением сразу двух условий: безопасности и соблюдения допустимых осевых нагрузок. Для отдельных видов грузов (навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, например, в отношении цемента, щебня, битума) невозможно применение оспариваемых положений нормативного правового акта без нарушения принципов равенства и законности, гарантированных Конституцией Российской Федерации, поскольку эти виды грузов невозможно распределять соответствующим образом на этапе погрузки и сохранять распределенными в движении. Кроме того, оспариваемые положения своими требованиями создают угрозу жизни и здоровью граждан, влекут нарушение безопасности труда, так как не содержат исключений в отношении случаев, для которых такие последствия объективно возможны.

В суде представители административного истца ООО "ТПК "Молот" Б.Г., К. поддержали заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству транспорта Российской Федерации (поручение от 14 марта 2018 г. N СП-П9-1369).

Представители Правительства Российской Федерации Т., Г. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей ООО "ТПК "Молот" Б.Г., К., Правительства Российской Федерации Т., Г., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23).

Регулируя отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" к полномочиям Правительства Российской Федерации относит утверждение правил перевозок грузов автомобильным транспортом (статья 3).

Во исполнение предписаний федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 утверждены Правила, которые устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки.

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 25 апреля 2011 г., N 17, действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2017 г. N 1529, опубликованного в Собрании законодательства Российской Федерации 18 декабря 2017 г., N 51, размещенного на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 14 декабря 2017 г., с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2018 г. N 285.

Пункт 17 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет тяжеловесное транспортное средство как транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Понятие "тяжеловесное транспортное средство", данное в абзаце пятом пункта 5 Правил, соответствует пункту 17 статьи 3 названного Федерального закона и не может рассматриваться как нарушающее права и охраняемые законом интересы административного истца.

Устанавливая обязанности пользователей автомобильными дорогами, Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" запрещает пользователям автомобильными дорогами осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми (пункт 3 части 1 статьи 29).

Определяя особенности перевозки отдельных видов грузов, пункт 75 раздела VI Правил устанавливает правило размещения делимого груза на транспортном средстве с учетом соблюдения запрета на движение по автомобильным дорогам тяжеловесных транспортных средств.

Для обеспечения сохранности автомобильных дорог проводится комплекс мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами таких автомобильных дорог (в области ремонта и содержания автомобильных дорог), пользователями таких автомобильных дорог (в области использования автомобильных дорог), должностными лицами, юридическими и физическими лицами (в области использования полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог) (пункт 21 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Одним из элементов названного комплекса мероприятий является режим эксплуатации тяжеловесного транспортного средства.

Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основаниями для применения административной ответственности за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, в том числе при перевозке отдельных видов грузов навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, является наличие вины привлекаемого лица.

Кроме того, законодатель учел возможные отклонения при измерении весовых параметров транспортного средства, возникающие по различным причинам (особенности весового оборудования, природно-климатических условий, движения транспортного средства и пр.) в размере погрешности средства измерения, а также еще 2%, в рамках которых ответственность перевозчика не наступает (статья 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Учитывая, что деятельность грузоотправителя и грузоперевозчика является предпринимательской, все риски, связанные с этой деятельностью, в том числе риск наступления последствий от того, что транспортное средство после загрузки делимого груза может стать тяжеловесным и, как следствие, не сможет осуществлять движение по автомобильным дорогам, несут грузоотправитель и грузоперевозчик.

Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" к коррупциогенным факторам относит положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Для исполнения своих обязательств, включая соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области перевозок грузов, грузоотправитель и грузоперевозчик должны осуществлять корректную загрузку транспортного средства с использованием установленных способов определения массы груза, а также использовать как транспортные средства небольших размеров и веса (в том числе цистерны небольшого объема) с их максимальным наполнением, так и более тяжелые транспортные средства (в том числе цистерны большого объема или цистерны, разделенные с помощью перегородок или волноуспокоителей на отсеки вместимостью не более 7500 л) с их частичным наполнением, при обязательном соблюдении условия: после погрузки груза, перевозимого навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, транспортное средство не должно стать тяжеловесным.

Проект постановления Правительства Российской Федерации, которым были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272, размещался в свободном доступе на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.lov/ni/p/60784) для проведения процедуры публичного обсуждения проекта данного акта в период с 25 мая 2017 г. по 22 июня 2017 г.

В процессе подготовки нормативного правового акта проведена антикоррупционная экспертиза, результаты которой не подтвердили наличия в данном проекте нормативного правового акта каких-либо коррупциогенных факторов (заключение Минюста России от 18 августа 2017 г. N 09/100414-ДН).

Таким образом, довод административного истца о том, что внесенными изменениями устанавливаются невыполнимые, трудновыполнимые и обременительные требования, которые являются коррупционными, не соответствует действительности.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания "Молот" о признании недействующими абзаца пятого пункта 5, пункта 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2017 г. N 1529), отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

Л.В.БОРИСОВА