1.1. Используемые понятия и определения

В официальной статистической методологии применяются следующие определения <1>.

--------------------------------

<1> Все определения приводятся исключительно в целях построения баланса активов и пассивов и счетов накопления Системы национальных счетов.

Баланс активов и пассивов - это таблица, отражающая текущую рыночную стоимость экономических активов и пассивов на начало и конец года.

Актив - это накопленный запас стоимости, приносящий экономическую выгоду или ряд экономических выгод экономическому собственнику актива как следствие владения им или использования его в течение некоторого периода времени.

Активы в СНС делятся на финансовые и нефинансовые.

Нефинансовые активы подразделяются на 2 категории: произведенные и непроизведенные.

Непроизведенные активы - это нефинансовые активы, которые возникли иным образом, нежели в результате процесса производства.

Контракты, договоры аренды, лицензии, маркетинговые активы и гудвилл относят к непроизведенным нефинансовым экономическим активам.

Контракты, договоры аренды и лицензии рассматриваются как активы только при одновременном соблюдении следующих двух условий:

условия контракта, договора аренды или лицензии определяют цену за использование актива или за предоставление услуги, которая отличается от цены, которая преобладала бы в отсутствие контракта, договора аренды или лицензии;

одна из сторон должна быть в состоянии юридически и практически реализовать эту разницу в ценах. Второе условие предполагает, что существует рынок для этих активов.

Согласно СНС-2008 в национальных счетах необходимо отражать только стоимость обращающихся на рынке контрактов, договоров аренды и лицензий.

Обращающимися контрактами, договорами аренды и лицензиями являются такие активы, право юридической собственности на которые может быть легко передано от одной единицы другой единице без значительных дополнительных затрат. Таким образом, ключевыми факторами, учитываемыми при отнесении контрактов, договоров аренды и лицензий к обращаемым активам, являются:

наличие у собственника актива юридического права на отчуждение актива;

наличие ликвидного рынка контрактов, договоров аренды и лицензий;

затраты на реализацию актива незначительны.

Выполнение этих условий означает, что данные активы являются обращающимися.

Существуют 4 класса контрактов, договоров аренды и лицензий, которые, при выполнении указанных выше условий, считаются активами в СНС-2008:

обращающиеся договоры операционного лизинга;

разрешения на использование природных ресурсов;

разрешения на занятие определенными видами деятельности;

право на получение в будущем товаров и услуг на исключительной основе.

Обращающийся договор операционного лизинга - договор между двумя сторонами (арендодателем и арендатором, лизингодателем и лизингополучателем) по аренде актива; либо о предоставлении права на использование определенного актива (группы активов), в соответствии с которым у второй стороны есть экономическая заинтересованность (лучшие условия для аренды на рынке), и юридическая и практическая возможность передавать арендуемый актив в субаренду (сублизинг), либо передавать право на использование третьей стороне. Это права собственности третьей стороны, относящиеся к основным фондам.

Разрешения на использование природных ресурсов - это права на пользование природными ресурсами, предоставленные одной стороной (собственником активов) другой стороне (пользователю природных ресурсов), которые эта другая сторона может передать третьей стороне.

Разрешение на использование природных ресурсов представляет собой соглашение, в соответствии с которым юридический собственник природного ресурса предоставляет его арендатору за регулярную плату, отражаемую как доход от собственности в форме ренты. Природный ресурс, используемый арендатором, продолжает учитываться у арендодателя. При этом у арендатора должна быть экономическая заинтересованность и юридическая и практическая возможность продать это разрешение другой единице.

Обязательным условием учета разрешений на использование природных ресурсов в качестве экономических активов является их обращаемость на рынке. К обращаемым разрешениям на использование природных ресурсов относятся те разрешения, по которым у пользователя может возникнуть юридическая и практическая возможность и экономическая заинтересованность реализовать их другой стороне, что приводит к созданию стоимости актива для пользователя, отличного от самого ресурса, даже в случаях, если пользователь фактически не воспользовался этой возможностью.

Разрешения на занятие определенным видом деятельности - это разрешения, предназначенные для ограничения количества единиц, имеющих право заниматься определенной деятельностью.

Разрешение на занятие определенным видом деятельности имеет место, когда:

число разрешений ограничено и позволяет держателям разрешений зарабатывать монопольные прибыли;

монопольные прибыли не связаны с использованием актива, принадлежащего тому, кто выдал разрешение;

держатель разрешения в состоянии юридически и практически продать разрешение третьей стороне.

Такие разрешения выдаются, главным образом, органами государственного управления, но могут также выдаваться и другими единицами.

Право на получение в будущем товаров и услуг на исключительной основе относится к случаю, когда одна сторона, которая заключила контракт, чтобы купить товары или услуги по фиксированной цене в будущем, может передать обязательство второй стороны контракта третьей стороне.

Стоимость гудвилла и маркетинговых активов определяется как разница между стоимостью, выплаченной за действующее предприятие, и суммой его активов за вычетом суммы его обязательств, каждая статья которых отдельно идентифицирована и оценена.

Под маркетинговыми активами понимаются активы, возникающие в результате взаимоотношений организации с клиентами, поставщиками и подрядчиками, партнерами по инновационной деятельности, а также ресурсы, имеющие влияние на потенциальных работников, инвесторов и клиентов, если эти активы не могут быть идентифицированы. Главное назначение этих активов - обеспечение конкурентного преимущества организации.

В СНС к маркетинговым активам относятся: бренды, торговые марки, логотипы и доменные имена.

Бренд - общее впечатление, которое получает клиент или потенциальный клиент от общения с компанией и ее продуктами.

Торговая марка - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Логотип - графический знак, эмблема или символ, используемый территориальными образованиями, коммерческими предприятиями, организациями и частными лицами для повышения узнаваемости и распознаваемости в социуме.

Доменное имя - символьное имя, служащее для идентификации областей - единиц административной автономии в сети Интернет - в составе вышестоящей по иерархии такой области.

В виде исключения, идентифицированные маркетинговые активы могут быть проданы индивидуально и отдельно от целой корпорации, в результате чего их продажа должна также быть отражена по этой статье.

Приобретенный гудвилл (деловая репутация организации) представляет собой разницу между стоимостью приобретенного предприятия и чистой стоимостью его отдельно идентифицированных и оцененных активов и обязательств.

Эта разница отражает стоимость корпоративных структур и стоимость совокупного бизнеса: рабочей силы и управления, корпоративной культуры, сетей распространения продукции и клиентской базы. Все это, возможно, не имеет стоимости по отдельности от других активов, но увеличивает стоимость этих других активов. Можно сказать, что это дополнение к стоимости отдельных активов, потому что они используются в комбинации друг с другом.

Хотя гудвилл, вероятно, будет присутствовать в большинстве корпораций, с целью обеспечения точности измерения он отражается в СНС только тогда, когда его стоимость подтверждается рыночной сделкой, обычно в результате продажи корпорации в целом.

Гудвилл согласно СНС-2008 не подвергается классификации.