<Письмо> Минкультуры России от 17.12.2015 N 2631-03-1 <О присоединении Российской Федерации к Пекинскому договору по аудиовизуальным исполнениям>
В ответ на письмо относительно присоединения Российской Федерации к Пекинскому договору по аудиовизуальным исполнениям сообщаем следующее.
Утверждение о том, что пункт 4 статьи 1263 Гражданского кодекса РФ лишил на законодательном уровне актеров кино возможности быть полноценными участниками создания аудиовизуального произведения, представляется несоответствующим действительности.
В соответствии со статьей 1303 Гражданского кодекса РФ интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения) признаются смежными с авторскими правами (смежными правами), а сами исполнения артистов-исполнителей - объектами смежных прав.
В статье 1313 Гражданского кодекса РФ к исполнителям, чьи исполнения подлежат правовой охране на территории Российской Федерации, отнесены в том числе актеры, играющие роли.
Следует обратить внимание, что ссылка на пункт 4 статьи 1263 Гражданского кодекса РФ, согласно которому права изготовителя (продюсера) аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание такого произведения, определяются в соответствии со статьей 1240 Гражданского кодекса РФ, представляется неверной, поскольку статья 1263 Гражданского кодекса РФ, в силу ее нахождения в главе 70 "Авторское право", не регулирует вопросы по использованию в аудиовизуальном произведении объектов смежных прав.
Согласно статье 1317 Гражданского кодекса РФ исполнителям в отношении их исполнений принадлежит комплекс прав, в том числе право на запись своего исполнения, то есть фиксацию звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. При этом в пункте 4 статьи 1317 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что при заключении с исполнителем договора о создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается. Однако согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, должно быть прямо выражено в договоре.
В отличие, например, от автора сценария аудиовизуального произведения, актер кино играет роль однократно (создавая определенный образ для осуществления записи в аудиовизуальное произведение исполнения им определенной роли). Таким образом, при заключении актером кино с продюсером договора о создании аудиовизуального произведения актер кино дает продюсеру аудиовизуального произведения согласие на запись его исполнения, вследствие чего последующее использование аудиовизуального произведения с зафиксированным в нем исполнением роли конкретного актера кино осуществляется без согласия такого актера.
Указанный подход части четвертой Гражданского кодекса РФ полностью согласуется с положениями статьи 12 Пекинского договора по охране аудиовизуальных исполнений 2012 года, упоминаемого в обращении, а также статьи 7 Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 года (Римская конвенция, вступила в силу для Российской Федерации 26 мая 2003 года).
Использование в последующем отдельных фрагментов аудиовизуального произведения с использованием записанного в нем исполнения роли актера кино должно специально оговариваться между актером и продюсером аудиовизуального произведения в заключаемом между ними договоре.
Одновременно сообщаем, что положения Пекинского договора по охране аудиовизуальных исполнений отражены в законодательстве Российской Федерации, что позволило Российской Федерации на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 1659-р принять решение о присоединении к Пекинскому договору по аудиовизуальным исполнениям 2012 года, о чем Генеральный директор Всемирной организации интеллектуальной собственности, являющийся депозитарием данного международного договора, был проинформирован 19 октября 2015 года.
Одновременно с указанным необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 26 Пекинского договора по аудиовизуальным исполнениям он вступает в силу через 3 месяца после сдачи на хранение 30 государствами - членами данного договора, своих документов о ратификации или присоединении.
В соответствии с информацией об участниках Пекинского договора по аудиовизуальным исполнениям, опубликованной на официальном сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (http://www.wipo), осуществляющей администрирование данного договора, его участниками пока являются 10 государств (Ботсвана, Катар, Китай, Словакия, Чили, Япония, Республика Молдова, Российская Федерация, Объединенные Арабские Эмираты и Сирийская Арабская Республика), что свидетельствует о том, что Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям не вступил в силу.
Директор Департамента кинематографии
В.Н.ТЕЛЬНОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей