Летчик-испытатель

4. Функциональные обязанности:

участие в разработке программ, методик летных испытаний, полетных заданий, выполнение расчетов для испытательных и иных полетов;

участие в работах по созданию авиационной техники, дача рекомендаций руководству организации по составу оборудования, подготовке рабочего места и размещению оборудования в кабине экипажа;

проведение подготовки к полету и разработка мер по обеспечению безопасности полета с учетом характера полетного задания, метеоусловий, навигационной и орнитологической обстановки в районе аэродрома (вертодрома) экспериментальной авиации (далее - аэродром) и на маршруте полета, соблюдение предполетного режима, принятие решения о выполнении полета;

выполнение полетов в соответствии с полетными заданиями, руководством по летной эксплуатации, предусмотренным статьей 67 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - РЛЭ), осуществление доклада руководителю полетов или органу обслуживания воздушного движения о нештатных ситуациях на борту воздушного судна (далее - ВС), опасных явлениях погоды или усложнении орнитологической обстановки, угрожающих безопасному выполнению полетного задания;

принятие решения с отступлением от плана полета, указаний органа управления воздушным движением и полетного задания в случае наличия угрозы безопасности полетов;

принятие мер по обеспечению безопасности лиц, находящихся на борту ВС, сохранности ВС и авиационного бортового имущества;

ведение ориентировки в полете, контроль остатка топлива в полете, анализ навигационной, метеорологической и орнитологической обстановки в полете, осуществление доклада об опасных явлениях погоды на пункт управления полетом;

осуществление подготовки экипажа ВС к действиям в особых случаях полета, а также к действиям по применению средств спасания при возникновении аварийной ситуации на борту ВС на земле и в полете, после вынужденной посадки (покидания) ВС;

проведение разбора полета с участниками испытаний, анализа полета по бортовым средствам объективного контроля, заполнение летной документации;

участие в проведении поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ;

проведение летных и наземных испытаний авиационной техники, контроля осуществления испытаний другими участниками испытаний, находящимися на борту ВС, обеспечение безопасности и эффективности проведения летных испытаний, при подготовке и выполнении полетов, использование результатов анализа выполненных полетов, расчетов и результатов моделирования, дача по результатам испытаний летной оценки авиационной технике и рекомендаций по устранению недостатков, изложенных в летной оценке, а также рекомендаций по совершенствованию и применению авиационной техники, участие совместно с другими специалистами в разработке акта по результатам испытаний авиационной техники;

выполнение мероприятий по обеспечению безопасности испытательных полетов, прохождение тренировки на тренажерах, стендах и тренажах в кабине ВС.

5. Требования к знаниям:

воздушное законодательство Российской Федерации;

методические документы по организации и выполнению полетов в экспериментальной авиации (далее - ЭА) и проведению испытаний авиационной техники (далее - АТ);

практическая аэродинамика, динамика полета и методика летных испытаний АТ;

теория авиационных двигателей и методика их летных испытаний;

летно-технические характеристики, конструкция и руководства по летной эксплуатации;

теория и практика воздушной навигации и боевого применения;

навигационное и специальное оборудование ВС;

наземные средства обеспечения полетов;

правила организации планирования и обеспечения полетов;

документы аэронавигационной информации (далее - АНИ), маршруты (районы) полетов;

порядок применения средств спасания при возникновении аварийной ситуации на борту ВС на земле и в полете;

документы, регламентирующие организацию метеорологического, поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, требования, предъявляемые к уровню профессиональной подготовки летчика-испытателя, требования специального режима, требования по обеспечению сохранности и неразглашении сведений составляющих государственную и коммерческую тайну, сведений для служебного пользования и сведений, ставших ему известными при исполнении должностных обязанностей;

основы трудового законодательства, правила по охране труда, экологической и пожарной безопасности.

6. Требования к специалисту:

высшее профессиональное образование;

подготовка в качестве летчика-испытателя для проведения соответствующего вида летных испытаний;

годность к летно-испытательной работе по состоянию здоровья.

7. Кроме требований, установленных в пунктах 4 - 6 Требований, к специалисту при присвоении квалификационной категории предъявляются следующие требования:

квалификационная категория 3-го класса присваивается летчику-испытателю после освоения им программ подготовки "А" и "Б";

квалификационная категория летчик-испытатель "без класса" присваивается летчику-испытателю после освоения им программы подготовки "В";

квалификационная категория летчик-испытатель 3-го класса присваивается летчику-испытателю, освоившему программу подготовки "В", после последовательного освоения им дополнительных программ обучения "Б" и/или "А", осуществляющему летно-испытательную деятельность не менее пяти лет и имеющему за указанный период налет в качестве летчика-испытателя:

- на маневренных самолетах и вертолетах не менее 150 часов, из них на летных испытаниях не менее 70 часов;

- на неманевренных ВС не менее 200 часов, из них на летных испытаниях - не менее 100 часов.

Квалификационная категория летчик-испытатель 2-го класса присваивается летчику-испытателю после осуществления им летно-испытательной деятельности в 3-м классе не менее трех лет и имеющему за указанный период налет в качестве летчика-испытателя:

- на маневренных самолетах и вертолетах не менее 200 часов, из них на летных испытаниях не менее 100 часов;

- на неманевренных ВС не менее 300 часов, из них на летных испытаниях - не менее 150 часов.

Летчики-испытатели 3-го класса, которые представляются к присвоению квалификационной категории 2-го класса, в период осуществления летно-испытательной деятельности в 3-м классе должны иметь опыт проведения одного из следующих видов летных испытаний:

- предварительных;

- сертификационных;

- государственных;

- квалификационных;

- опережающих на воздушных судах - летающих лабораториях;

- предъявительских, приемо-сдаточных и периодических;

- специальных - опережающих на воздушных судах - летающих лабораториях;

- типовых и специальных.

Квалификационная категория летчика-испытателя 1-го класса присваивается летчику-испытателю 2-го класса, осуществляющему летно-испытательную деятельность во 2-м классе не менее четырех лет и имеющему за указанный период налет в качестве летчика-испытателя:

- на маневренных самолетах и вертолетах не менее 250 часов, из них на летных испытаниях не менее 120 часов;

- на неманевренных ВС не менее 350 часов, из них на летных испытаниях - не менее 170 часов.

Летчик-испытатель 2-го класса, который представляется к присвоению 1-го класса, в период осуществления летно-испытательной деятельности во 2-м классе должен выполнить в качестве командира ВС (далее - КВС) одно из следующих видов летных испытаний:

- предварительных;

- сертификационных;

- государственных;

- квалификационных;

- опережающих на воздушных судах - летающих лабораториях;

- предъявительских, приемо-сдаточных и периодических;

- типовых и специальных.