Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

<Письмо> ГТК РФ от 18.01.2001 N 01-06/1777 (с изм. от 17.07.2002) "О некоторых вопросах привлечения железных дорог к ответственности за нарушение таможенных правил"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 января 2001 г. N 01-06/1777

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

Список изменяющих документов

(с изм., внесенными Приказом ГТК РФ от 17.07.2002 N 758)

В связи с множеством запросов из таможенных органов относительно применения ст. 254 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при перевозке железнодорожным транспортом товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе о правомерности установления в качестве субъекта таможенного правонарушения по статье 254 Кодекса железных дорог Российской Федерации (далее - железные дороги), а не отделений железных дорог, которые имеют статус юридического лица и, якобы, фактически осуществляют функции перевозчика, разъясняем следующее.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья 254 Таможенного кодекса РФ утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

1. Если перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем, осуществляется железнодорожным транспортом, привлечение железных дорог к ответственности по статье 254 Кодекса, при наличии фактов, предусмотренных диспозицией этой статьи, является обоснованным и правомерным.

Помимо того, что это прямо предусмотрено Временной технологией взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, утвержденной 20 апреля 1995 года ГТК России и МПС России (пп. 2.4, 2.6 и 11.1), и совместным с МПС России Протоколом об ответственности железных дорог перед таможенными органами и взаимодействии при розыске недоставленных товаров от 12 октября 1997 года (ст. 1, 6, 7) (далее - Протокол), доведенным до сведения таможенных органов распоряжением ГТК России от 27.04.98 N 01-14/465 "О взаимодействии таможенных органов и железных дорог при розыске недоставленных товаров", данный вывод напрямую вытекает из анализа действующих нормативных и иных правовых актов, регулирующих полномочия железных дорог в сфере организации и контроля за перевозочным процессом по железнодорожным магистралям.

В частности, в соответствии с Правилами перевозок грузов, утвержденными МПС СССР (в редакции 23.10.98), и, главным образом, в соответствии с Федеральным законом от 08.01.98 N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" (ст. 8, 18, 31, 36, 37, 39, 40, 108, 109 и др.) полномочиями по организации перевозочного процесса (планирование перевозок, принятие заявок на перевозку, заключение договоров перевозки, расчеты за оказание услуг по перевозке грузов, оформление и контроль за организацией переадресовки грузов, уведомление получателя о прибытии грузов и т.п.) и соответствующими контролирующими полномочиями наделены именно железные дороги. Согласно названному Уставу на железные дороги возлагается обязанность доставить груз по назначению и в определенные сроки и устанавливается правило, в соответствии с которым имущественная ответственность за несохранность груза возлагается на железные дороги. Кроме того, Устав, закрепляя основания для освобождения железной дороги от ответственности, в том числе и за недоставление товара получателю, не предусматривает в качестве таких оснований действия отделений дорог ввиду того, что отделения дорог реально не наделены полномочиями контроля за перевозочным процессом. Отделения железных дорог, имея статус юридического лица, лишь обеспечивают процесс перевозки грузов по железкой дороге, не организуя и не контролируя его, и, как следствие, не отвечают за вред, причиненный грузу в процессе перевозки перед третьими лицами (грузоотправитель, грузополучатель, таможенные и другие государственные органы).

С учетом изложенного именно железная дорога является лицом, ответственным за использование транспортного средства, осуществляющего перевозку груза в соответствии с заключенным договором, следовательно, железная дорога является перевозчиком в соответствии с определением, приведенным в п. 11 статьи 18 Кодекса, и как перевозчик в случае выдачи без разрешения таможенного органа Российской Федерации, утраты или недоставления в таможенный орган Российской Федерации товаров, транспортных средств и документов на них должна привлекаться к ответственности по ч. 1 статьи 254 Кодекса.

2. На практике имеют место случаи, когда железные дороги не уведомляют таможенный орган, изначально определенный как таможенный орган назначения, об изменении места доставки, хотя это прямо предусмотрено статьей 6 указанного Протокола. В этом случае по истечении установленного срока доставки товара при отсутствии у таможенных органов информации о судьбе этого товара железная дорога, к которой относится станция назначения, обозначенная в документе контроля доставки, должна быть привлечена к ответственности в соответствии с ч. 1 статьи 254 Кодекса. Если в процессе производства по делу будет установлено, что товар был доставлен в иное, не определенное таможенным органом место, то данные обстоятельства могут быть учтены таможенным органом лишь в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за нарушение таможенных правил. Это связано с тем, что диспозицией части 1 статьи 254 охватывается, в том числе, и недоставление в определенное таможенным органом место товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и с тем, что само правонарушение посягает на установленный порядок осуществления таможенного контроля, в связи с чем тот факт, что товар не был утрачен, не может рассматриваться в качестве реабилитирующего при привлечении к ответственности за подобное правонарушение.

3. При привлечении к ответственности железных дорог по ч. 1 статьи 254 Кодекса очень важным является также вопрос правильного определения надлежащего субъекта, подлежащего ответственности за нарушение таможенных правил в том случае, когда перевозка осуществляется несколькими железными дорогами. Важно точно установить, какая из них должна нести ответственность за недоставление товаров, находящихся под таможенным контролем, под которым следует понимать случай, когда товар не доставляется в таможенный орган и отсутствуют какие-либо сведения об обстоятельствах его недоставления.

Исходя из установленной Протоколом процедуры розыска недоставленных товаров, следует привлекать к ответственности следующие железные дороги:

- при ввозе товаров на таможенную территорию - железную дорогу, к которой относится станция назначения, если она не представит информацию о том, что товар не поступал в ее зону деятельности, а был утрачен в зоне деятельности иной железной дороги;

- при вывозе товаров за пределы таможенной территории, в том числе и в случае транзита - железную дорогу, к которой относится станция отправления, если она не представит данные, свидетельствующие о том, что согласно перевозочным документам товар был передан для перевозки другой железной дороге.

4. При установлении выдачи товаров без разрешения таможенного органа, утраты или недоставления в определенное таможенным органом место таможенный орган обладает необходимой информацией об обстоятельствах недоставления товара. В этом случае после выяснения действительных обстоятельств утраты или выдачи товара получателю без разрешения таможенного органа к ответственности должна привлекаться та железная дорога, в зоне деятельности которой имели место указанные факты.

Об ответственности железных дорог за нарушение сроков доставки товаров см. письмо ГТК РФ от 28.10.2002 N 27-19/42672.

Письмо ГТК РФ от 28.10.2002 N 27-19/42672 утратило силу с 1 января 2004 года в связи с изданием письма ГТК РФ от 24.12.2003 N 01-06/50210.

5. При несоблюдении сроков доставки к ответственности должна привлекаться та железная дорога, к которой относится станция назначения (независимо от того, ввозится или вывозится товар).

Статс - секретарь -

заместитель председателя Комитета

генерал - лейтенант

таможенной службы

Ю.Ф.АЗАРОВ