См. Методические указания по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов по кодам классификации расходов бюджетов.

6.6. Особенности формирования, распределения и обоснования бюджетных ассигнований в рамках государственных программ на реализацию мероприятий федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204

При распределении базовых бюджетных ассигнований в целях финансового обеспечения мероприятий федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 главными распорядителями подлежат заполнению заявки на финансирование указанных мероприятий (далее - заявка на финансирование) согласно приложению 57 к настоящим Методическим указаниям для проведения экспертизы заявок на возможность реализации мероприятия с привлечением внебюджетных источников в соответствии с принципами, установленным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2018 года N 694-р:

- обязательная подготовка главным распорядителем - инициатором мероприятия нескольких вариантов финансового обеспечения реализации мероприятия;

- поиск оптимального механизма финансового обеспечения реализации мероприятия;

- рассмотрение возможности реализации варианта, предусматривающего реализацию мероприятия без финансовых мер государственной поддержки;

- оценка всех денежных потоков, возникающих вследствие реализации имущества, созданного в результате осуществления мероприятия, оказания услуг, производства товаров и (или) выполнения работ при использовании имущества, созданного в результате осуществления такого мероприятия в течение его жизненного цикла;

- оценка возможности предоставления долгосрочных мер реализации государственной поддержки (концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве и специальных инвестиционных контрактов) в целях снижения рисков долгосрочного финансирования;

- максимизация рыночной стоимости государственного имущества и (или) доли Российской Федерации в хозяйственном обществе, на балансе которого создается имущество.

Заявка на финансирование заполняется в отношении мероприятий, в отношении которых выполняются следующие условия:

- мероприятия относятся к мероприятиям национальных проектов "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Цифровая экономика", "Экология" и "Международная кооперация и экспорт" или

- мероприятия предлагаются к включению в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (далее - комплексный план) для последующего рассмотрения и утверждения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 до 1 октября 2018 года;

- ответственным исполнителем государственной программы (главным распорядителем в части непрограммных направлений деятельности) в отношении указанных бюджетных ассигнований является один из следующих федеральных органов исполнительной власти:

Минтранс России,

Минцифраз России,

Минэнерго России,

Минпромторг России,

Минвостокразвития России,

Минкавказ России,

Минприроды России,

Минсельхоз России,

Минэкономразвития России;

- в результате реализации мероприятия хотя бы один из конечных получателей средств федерального бюджета на реализацию мероприятия получит средства из федерального бюджета в размере более 1,5 млрд. рублей в течение очередного финансового года и (или) планового периода, а в случае, если предоставление средств из федерального бюджета на реализацию мероприятия предполагается в том числе за пределами периода бюджетного планирования, - в течение срока заключаемого договора (соглашения, контракта) или срока реализации мероприятия, предусматривающего возникновение расходного обязательства, подлежащего исполнению за счет средств федерального бюджета;

- расходы на реализацию мероприятия не относятся к секретным статьям расходов федерального бюджета.

Форма заявки на финансирование включает следующие разделы:

- основные положения,

- варианты реализации достижения цели мероприятия,

- последствия отказа от реализации мероприятия,

- характеристики вариантов достижения цели мероприятия,

- создаваемый (приобретаемый) актив,

- основные денежные потоки каждого варианта,

- команда,

- основные условия и ковенанты,

- меры по оптимизации параметров мероприятия,

- нефинансовые меры государственной поддержки,

- этапы и контрольные точки вариантов реализации мероприятия,

- дополнительная информация,

- методика расчета показателей мероприятия.

В наименовании мероприятия указывается действие (создание, организация и пр.), объект над которым совершается действие (система, производство и пр.), а также территория реализации. Наименование мероприятия должно соотноситься с целями и результатами мероприятия и формулироваться одним предложением, раскрывающим его суть.

В наименовании мероприятия возможно отражение эффекта от его реализации.

Раздел "Основные положения" содержит следующую информацию:

"Краткое наименование". Приводится словосочетание, состоящее из 2 - 3 слов, которое планируется использовать в документах.

"Инициатор". Главный распорядитель, представляющий заявку на финансирование.

"Функциональный заказчик". Указывается юридическое лицо или орган исполнительной власти, наиболее заинтересованное в реализации мероприятия.

"Руководитель". Указывается юридическое лицо или орган исполнительной власти, непосредственно реализующее мероприятие.

"Основания для инициирования". Указывается нормативный правовой акт, решение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, проект нормативного правового акта, обращение, запрос, письмо или ссылка на инициативное предложение органа государственной власти.

"Исполнители и соисполнители". Указываются лица или органы исполнительной власти, участвующие в реализации мероприятия.

"Цель". Указывается одна цель с обязательным указанием 1 - 2 наиболее важных (критических) показателей и их целевых значений на момент завершения мероприятия с указанием соответствующего года, а также их минимальных необходимых значений.

"Влияние реализации цели мероприятия на достижение национальных целей установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204. Указывается

конкретная национальная цель в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 и показатели конкретных мероприятий (федеральных проектов) соответствующих национальных проектов (программ) по достижению национальной цели, на достижение которой направлено предлагаемое мероприятие, описывается влияние достижения целевых показателей мероприятия на показатели указанных мероприятий.

В случае отсутствия непосредственной связи основных показателей мероприятия с показателями национальной цели Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 указывается связь показателей мероприятия с целевыми показателями иных документов стратегического планирования (государственных программ, приоритетных проектов).

В формулировке цели мероприятия должен содержаться бюджетный, социальный, экономический или иной общественно-значимый эффект от реализации мероприятия, выраженный в численно-измеримых показателях, сопоставимых с показателями соответствующих конкретных мероприятий национальных программ по достижению национальных целей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204.

Раздел "Варианты реализации достижения цели" содержит следующие таблицы:

"Вариант 1. Базовый вариант (далее - вариант 1),

"Вариант 2. Базовый вариант с оптимизацией объема привлекаемых средств из федерального бюджета" (далее - вариант 2),

"Вариант 3. Достижение цели с максимизацией объема привлеченных внебюджетных источников" (далее - вариант 3).

Заполнение всех трех таблиц данного раздела является обязательным условием для рассмотрения заявки на финансирование.

В варианте 1 указываются показатели, результаты и механизмы результатов мероприятия, которые предлагается достигнуть с планируемым привлечением средств федерального бюджета. Исходя из полной ресурсной обеспеченности мероприятия, с целью обеспечения результативности расходов федерального бюджета устанавливаются максимально возможные значения результатов и наиболее важных показателей мероприятия.

В варианте 2 указываются показатели, результаты и механизмы результатов мероприятия, которые могут быть достигнуты путем реализации мероприятий, не требующих дополнительных бюджетных ассигнований (в пределах базовых бюджетных ассигнований путем их перераспределения) с применением организационных, правовых и иных мер по изменению параметров мероприятия и нефинансовых мер поддержки для повышения результативности осуществляемых расходов федерального бюджета или в рамках иных мероприятий государственных программ и приоритетных проектов.

Указанные меры описываются в таблицах 8 "Меры по оптимизации параметров мероприятия и 9 "Нефинансовые меры государственной поддержки".

В варианте 3 указываются показатели, результаты и механизмы результатов мероприятия, которые могут быть достигнуты при условии максимального привлечения внебюджетных источников (средств инвесторов), в том числе путем изменения способов достижения результатов, применения иных организационных, правовых, финансовых и иных механизмов реализации мероприятия. Данный вариант предусматривает определение возможности достижения целей мероприятия за счет таких мер, как коммерциализация его продуктов, работ, услуг или создание в его рамках дополнительных направлений, которые могут способствовать их коммерциализации, определения круга потенциальных инвесторов, заинтересованных в участии, анализ условий, препятствий, ограничений и путей их снятия для привлечения средств частных инвесторов для достижения заявляемых целей и формирования выводов о возможности реализации мероприятия с их участием.

В строке "Результаты и целевое состояние" указанных таблиц указываются непосредственные результаты, создаваемые в рамках реализации мероприятия, которые позволят достичь цели мероприятия (способ достижения цели). По каждому результату приводятся требования к результату мероприятия с указанием качественных и количественных характеристик, которые позволяют однозначно оценить получение указанного результата. Каждый результат и требования к нему должны быть пронумерованы.

В результатах мероприятия приводится полный перечень материальных и нематериальных объектов, продуктов и (или) услуг, создаваемых в рамках мероприятия и необходимых для достижения целей и показателей мероприятия. При формировании результатов мероприятия необходимо учитывать нормативно-правовую базу, информационные системы, организационные структуры, информационное сопровождение и прочие создаваемые результаты.

В случае если результат прямо не оказывает влияние на достижение цели и показателей мероприятия, то не включается в заявку на финансирование.

Результаты мероприятия структурируются (с выделением непосредственных результатов, а также требований к ним).

При описании целевого состояния функционирования результатов мероприятия (модели функционирования результатов), рекомендуется приводить:

- текстовое описание целевого состояния после передачи результатов мероприятия в эксплуатацию, включая описание организационных, финансовых, правовых и иных механизмов. Описание предполагает обоснование работоспособности планируемых к получению результатов. Данное описание рекомендуется проводить, в том числе с точки зрения граждан и (или) организаций, которые будут являться пользователями (потребителями) продуктов или услуг, создаваемых в процессе функционирования результатов мероприятия;

- обоснование способности и достаточности результатов для достижения цели мероприятия и его показателей. В частности, указывается каким образом (за счет чего) создаваемые в рамках мероприятия результаты (их функционирование) обеспечат достижение цели и показателей мероприятия. При описании рекомендуется основываться на причинно-следственных связях между целью, показателями и результатами мероприятия.

Описание целевого состояния необходимо приводить по каждому результату мероприятия, указанному в соответствующей графе паспорта мероприятия.

"Показатели мероприятия и их значения по годам". Приводится список (наименования), единицы измерения и значения показателей (абсолютные или относительные) по годам реализации мероприятия. При необходимости указания одного показателя в разных единицах измерения создаются отдельные строки.

Выделяется первый уровень показателей, включающий основные показатели, отраженные в цели мероприятия, показатели второго уровня и аналитические показатели. Показатели первого уровня должны соответствовать показателям, указанным в цели мероприятия.

Показатели второго уровня включают показатели, на основе которых или с помощью которых рассчитываются показатели первого уровня.

Аналитические показатели выделяются и наблюдаются в ходе реализации мероприятия в целях обеспечения управляемости мероприятием.

Отнесение показателя к основному, аналитическому или показателю второго уровня указывается в графе "Тип показателя" соответствующей таблицы заявки на финансирование.

Общее количество показателей, указываемых в отношении каждого варианта заявки на финансирование, составляет не более 10 единиц. По каждому показателю в обязательном порядке в соответствующем разделе обоснования мероприятия приводится методика (формула) расчета.

По каждому показателю должно быть указано базовое значение, по сравнению с которым в ходе реализации мероприятия будет отслеживаться динамика роста показателя. За базовое значение принимается последняя актуальная величина показателя. Базовое значение показателя, а также дата его расчета (в формате "ММ.ГГГГ".) указываются в графе "Базовое значение" соответствующей таблицы.

Достижение значений показателей первого уровня мероприятия свидетельствует о достижении целей мероприятия.

В графе "механизмы достижения цели" указывается последовательность взаимодействий участников, приводящая к результатам, в том числе способы финансирования мероприятия.

В графе "Внешние предпосылки и факторы" указываются ключевые прогнозируемые предпосылки, условия, факторы, которые непосредственно влияют на достижение показателей мероприятия, но при этом не контролируются исполнителем (рыночные, технологические, экологические, регулятивные и т.д.).

Раздел "Последствия отказа от реализации мероприятия" содержит дополнительное обоснование реализации мероприятия за счет детального описания негативных последствий отказа от его реализации на основе риск-ориентированного подхода, направленного на оценку и активное управление рисками и снижение негативных последствий от их реализации при выборе вариантов реализации мероприятий.

В графе "Показатели мероприятия" указываются данные о динамике целевых показателей мероприятия в случае отказа от реализации мероприятия.

Последствия отказа от реализации мероприятия характеризуются ущербом, нанесение которого влечет в обязательном порядке расходы на его возмещение из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также оценкой и анализом негативных последствий, не поддающихся стоимостной оценке.

Ущерб рассчитывается как произведение вероятности наступления негативного события (риска) на стоимостную оценку негативного последствия, при этом реальным ущербом считается ущерб, вероятность причинения которого равна ста процентам, потенциальным ущербом считается ущерб, вероятность наступления которого равна менее ста процентов.

Негативные последствия, не поддающиеся стоимостной оценке, не приводят непосредственно к расходам из федерального бюджета, однако приводят к отрицательным социальным, экономическим, общественным и иным эффектам, которые негативно влияют на достижение национальных целей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204.

При описании ущерба или негативного последствия указываются факторы, приводящие к его возникновению. Под указанными факторами понимаются условия, характеристики окружающей среды, объектов, граждан, юридических лиц, результатов их деятельности, которые самостоятельно или в комбинации с иными обстоятельствами, в том числе внешними, являются причинами или предпосылками осуществления событий, следствием которых может стать причинение ущерба или негативного последствия, не поддающегося стоимостной оценке.

"Финансовые расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение реального ущерба".

Указывается объем реального ущерба, источниками финансовых расходов на возмещение которого будут являться бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в текущем (очередном) финансовом году и плановом периоде в случае отказа от реализации мероприятия и факторы, которые приведут к указанному ущербу, например, ущерб от загрязнения окружающей среды вследствие наступления аварии на опасном объекте или отсутствия проведения мероприятий по защите окружающей среды.

"Финансовые расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение потенциального ущерба".

Указываются объем потенциального ущерба, источниками финансовых расходов на возмещение которого будут являться бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в текущем (очередном) финансовом году и плановом периоде и факторы, приводящие к указанному ущербу.

"Негативные последствия, не поддающиеся стоимостной оценке". Указываются количественные характеристики негативных последствий, которые наступят в случае отказа от мероприятия, отрицательно влияющие на достижение конкретных показателей национальных целей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204.

Раздел "Характеристики вариантов достижения цели мероприятия"

В данном разделе приводятся основные характеристики каждого варианта. Заполнение таблицы по каждому варианту обязательно.

"Срок мероприятия". Указывается начало и окончание мероприятия в формате "ММ.ГГ".

"Инвестор (инвесторы)". Указывается сумма средств лиц, инвестирующих в мероприятие в разрезе собственных средств и кредитных (заемных) средств, планируемая к финансированию мероприятия.

"Бюджеты Российской Федерации". Указывается сумма средств соответствующих бюджетов Российской Федерации, планируемая к финансированию мероприятия.

Раздел "Создаваемый (приобретаемый) актив".

В соответствующих разделах указывается наименование актива, его стоимость, наличие проектно-сметной документации. В случае отсутствия создаваемого актива ставится прочерк. В графе "Право собственности на актив" указывается, кто будет являться собственником актива и когда указанное право собственности возникнет у собственника в течение срока реализации мероприятия ("ММ.ГГ"). В случае создания нескольких активов указывается информация о каждом активе.

"Лицо, несущее расходы на содержание". Указывается лицо, несущее расходы на содержание актива. В случае перехода ответственности за содержание мероприятия в течение срока его реализации указываются все сроки возникновения ответственности.

"Срок создания актива". Указывается срок, в течение которого создается актив.

Раздел "Основные денежные потоки каждого варианта".

Раздел содержит информацию об объеме требуемого для реализации мероприятия финансового обеспечения и источников финансирования по годам реализации мероприятия, а также о входящих денежных потоках, создаваемых мероприятием, и заполняется по каждому варианту.

Распределение объема финансовых средств по годам реализации мероприятия осуществляется в соответствии со сроками выполнения этапов мероприятия и создания результатов мероприятия.

В качестве бюджетных источников реализации мероприятия, при наличии, указываются расходы федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в разрезе кодов бюджетной классификации в соответствии с приказом Минфина России от 1 июля 2013 года N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

В соответствующих графах указываются:

- средства институтов развития, государственных корпораций и компаний с государственным участием,

- собственные средства инвесторов,

- кредитные и заемные средства организаций, фондов,

- прочие средства, не отраженные в бюджетах органов государственной власти всех уровней.

"Денежный поток, генерируемый мероприятием". Указываются основные денежные потоки мероприятия.

Раздел "Команда".

В отношении каждого варианта указывается:

"Юридическое лицо, реализующее мероприятие" - полное наименование, ИНН, КПП юридического лица (при наличии), реализующего мероприятие,

"Акционеры (учредители) юридического лица, реализующего мероприятие" - Акционеры (учредители) юридического лица, реализующего мероприятие, владеющие долей более 5%,

"Команда" - ФИО основных экспертов и руководителей мероприятия и их должности,

"Контактное лицо (ФИО, телефон, электронная почта)" - контактные данные представителя команды.

Раздел "Основные условия и ковенанты".

"Основные условия, ковенанты, особенности структурирования, применимое право, условные обязательства" - условия привлечения вышеуказанных средств и иные ключевые условия финансового и юридического механизма реализации мероприятия, указываемые в качестве ключевых условий при заключении юридических обязывающих договоров при инициации мероприятия.

Раздел "Меры по оптимизации параметров мероприятия".

Описываются в разрезе каждого варианта параметры ключевых показателей или характеристик варианта, которые могут привести к изменению параметров финансирования. Заполняется в первую очередь для обоснования варианта 2.

Раздел "Нефинансовые меры государственной поддержки".

Указываются требуемые меры с указанием конкретных показателей (величин тарифов, минимальных цен на товары, работы, услуги, в рамках государственного контракта, сроки заключения концессионных соглашений и соглашений государственно-частного партнерства и так далее), а также необходимые условия для их предоставления, препятствия к их получению и меры по устранению препятствий.

Раздел "Этапы и контрольные точки вариантов реализации мероприятия".

Данный раздел включает информацию об этапах и контрольных точках мероприятия. При этом в обязательном порядке приводятся контрольные точки завершения этапов инвестиционной стадии (строительства объекта, введения в эксплуатацию, увеличения мощности, при наличии) и операционной стадии мероприятия. Этапы и контрольные точки приводятся в разрезе функциональных направлений. Выделение функциональных направлений осуществляется в соответствии с результатами мероприятия.

Наименование функционального направления формулируется в кратком изложении, раскрывающем его суть.

Указание функциональных направлений осуществляется в алфавитном порядке.

При группировке этапов и контрольных точек в разрезе функциональных направлений, функциональное направление "Общие организационные мероприятия" приводится первым.

Контрольные точки в пределах функционального направления и этапа мероприятия необходимо указывать в хронологическом порядке. Если контрольные точки имеют одинаковую плановую дату, то они указываются в алфавитном порядке.

Контрольная точка фиксирует факт получения результата или достижения показателя мероприятия. Контрольные точки формулируются в форме завершенного действия (создано, утверждено и пр.). В графе "Срок" указывается плановая дата в формате "ММ.ГГГГ", к которой контрольная точка будет выполнена; в графе "Тип" указывается тип контрольной точки (этапа, результата).

В отношении каждой контрольной точки указывается объем финансового обеспечения, необходимого для реализации мероприятия к сроку ее наступления в разрезе источников.

Раздел "Дополнительная информация".

Указывается дополнительная информация, обосновывающая необходимость реализации мероприятия.

Раздел "Методика расчета показателей мероприятия".

Указывается информация обо всех показателях мероприятия, отраженных в заявке на финансирование.

По каждому показателю:

- приводится наименование и единица измерения показателя;

- в графе "Временные характеристики показателя" указываются периодичность сбора данных и вид временной характеристики (показатель на дату, показатель за период);

- в графе "Алгоритм формирования (формула)" приводится формула и краткий алгоритм расчета показателя. При описании формулы и алгоритма расчета необходимо использовать буквенные обозначения базовых показателей;

- в графе "Базовые показатели (используемые в формуле)" указываются наименования базовых показателей и их буквенное обозначение;

- в графе "Метод сбора информации, индекс формы отчетности" указывается один из следующих методов сбора информации: периодическая отчетность, перепись, единовременное обследование (учет), бухгалтерская отчетность, финансовая отчетность, социологический опрос, административная информация. При наличии утвержденной формы федерального статистического наблюдения по базовому показателю приводятся наименование формы и реквизиты акта, которым она утверждена;

- в графе "Охват единиц совокупности" указывается одно из следующих значений: сплошное наблюдение, способ основного массива, выборочное наблюдение, монографическое наблюдение;

- в графе "Вклад во влияние на достижение цели Указа" указывается взаимосвязь с конкретным показателем цели в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204, указанном в графе "Влияние достижения цели мероприятия на достижение национальных целей установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" раздела "Основные положения" и характер данной взаимосвязи.