2. Общее описание характерных климатических рисков (ретроспективных и прогнозных)

Последствия климатических изменений могут негативно сказаться на условиях строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры (автомобильных и железных дорог, мостов, тоннелей, портовой и аэропортовой инфраструктуры, взлетно-посадочных полос).

Из-за климатических изменений, в том числе таяния многолетней мерзлоты, значительная часть объектов транспортной инфраструктуры подвержены риску полной или частичной утраты функциональности.

Площадь автомобильных дорог в Российской Федерации составляет 1553,66 тыс. км, из которых 1096,4 тыс. км имеют твердое покрытие; около 60,4 тыс. км приходится на дороги федерального значения, около 500,5 тыс. км - регионального, около 1 млн. км - на дороги местного и муниципального значения.

На территории Арктической зоны Российской Федерации протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет свыше 9 тыс. км, дорог федерального значения - около 1 тыс. км; еще 11,3 тыс. км приходится на дороги необщего пользования.

Порядка 70% существующей инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации расположены в районах с высокой подверженностью таянию многолетнемерзлых грунтов.

33% инфраструктуры расположено в районах, где проседание грунта и потеря несущей способности конструкций могут серьезно повредить целостность инфраструктуры.

В результате воздействия криогенных процессов, таких как термокарстовые просадки при сезонном оттаивании или пучение грунта, возникают повреждения линейных сооружений, например, железных и автомобильных дорог, взлетно-посадочных полос.

Уменьшение количества морского льда вдоль побережья вызывает увеличение волнового воздействия на причальные сооружения, автомобильные и железные дороги, прилегающие к берегу.

Затопление прибрежных районов в результате экстремальных явлений может привести к невозможности использования портов и связанных с ними транспортных систем в период затопления, повредить терминалы, логистические центры, зоны хранения и грузы и дезорганизовать цепочки поставок на более длительное время.

Последствия изменения климата в ряде бассейнов внутренних водных путей снизили обеспеченность водными ресурсами, существенно повлияли и продолжают влиять на гидрологический режим внутренних водных путей. Маловодность в совокупности с инфраструктурными ограничениями на внутренних водных путях приводит к введению многочисленных ограничений по осадке судов, снижает эффективность работы транспортного флота и сокращает период его работы.

По данным метеостанций, расположенных на автомобильных дорогах Государственной компании "Автодор", за период 2010 - 2021 годы выявлен рост среднемесячных и максимальных месячных температур примерно на 5 °C, что способствует повышению вероятности возникновения пожаров на прилегающих к автомобильной дороге лесных участках.

Увеличение температуры воздуха в летний период и увеличение волн жары с экстремально высокими температурами на протяжении нескольких последовательных дней способствует размягчению асфальтового покрытия с последующей деформацией и разрушением дорожного полотна. Это особенно сильно сказывается на дорогах местного значения, где в качестве покрытия используется асфальтобетон, менее устойчивый к пластической деформации. На дорогах с интенсивным движением тяжелого автотранспорта это приводит к быстрому возникновению колейности асфальтового покрытия.

К 2030 году в зоне влияния перспективной дорожной сети Государственной компании "Автодор" 22% автомобильных дорог будут проходить по почвам с высоким риском активизации процессов водной эрозии, 12% дорог по землям с высоким риском возникновения придорожных лесных пожаров, 11% по почвам с высоким риском активизации процессов вторичного переувлажнения и заболачивания почв в результате строительства.

Задымление в результате лесных пожаров снижает видимость и негативно сказывается на деятельности внутреннего водного транспорта, приводя к увеличению сроков доставки грузов и снижая уровень безопасности судоходства.

Экстремально высокие температуры в летний период оказывают негативное влияние и на железнодорожную инфраструктуру. Из-за перегрева рельсов происходит их деформация, ведущая к уменьшению скорости поездов, а при особенно сильной деформации возрастает вероятность схода составов с рельс.

Изменение климата оказывает воздействие и на временные транспортные сооружения, в частности на зимники и ледовые переправы, как правило, сокращая период их ежегодной эксплуатации.