Приложение N 1

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОЦЕНКИ КЛИМАТИЧЕСКИХ РИСКОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N п/п

Климатический фактор

Объекты транспортной инфраструктуры, подверженные воздействию фактора

Описание проявления климатического риска

Уровень риска/ подверженность территории риску

Информация о случаях полной или частичной утраты функциональности объектами транспортной инфраструктуры

1

Деградация/таяние многолетнемерзлых грунтов

- автомобильные дороги, мосты, тоннели, дорожные конструкции, объекты придорожного сервиса;

- железные дороги, мосты, тоннели;

- портовая инфраструктура и инфраструктура внутренних водных путей;

- аэропортовая инфраструктура

Повреждение инфраструктуры, оборудования и грузов;

сокращение продолжительности зимнего дорожного сезона;

снижение грузоподъемности;

ограничение грузовых и пассажирских перевозок;

трудности проектирования и строительства новых дорог в местах растаявших многолетнемерзлых грунтов

Весьма опасный/не менее 70% объектов транспортной инфраструктуры, находящейся на территории Арктической зоны Российской Федерации, в том числе 20 тыс. км автомобильных дорог

Наблюдаются провалы и просадки грунта и повреждение/деформации автомобильных и железных дорог в Красноярском и Хабаровском краях, Ханты-Мансийском АО - Югре, Чукотском АО, Магаданской и Иркутской областях

Зафиксирован ущерб портовой инфраструктуре в Чукотском автономном округе (АО "Морпорт Эгвекинот"; ОАО "Морской порт Анадырь"; "Морской порт Беринговский"; "Морской порт Провидения")

2

Повышение средних температур, периоды аномальной жары/засухи

- автомобильные дороги, мосты, тоннели, объекты придорожного сервиса;

- железные дороги, мосты, тоннели и подвижной состав;

- портовая инфраструктура и инфраструктура внутренних водных путей;

- аэропортовая инфраструктура

Повреждение инфраструктуры, оборудования и грузов;

увеличение расходов на строительные и ремонтные работы;

сокращение сроков эксплуатации; рост энергопотребления для охлаждения грузов;

ограничение навигации;

отказ оборудования; проблемы с электроникой и сигнальными устройствами;

увеличение числа циклов замораживания/оттаивания поверхностей и конструкций;

сокращение продолжительности зимнего дорожного сезона; снижение грузоподъемности

Опасный/100% объектов транспортной инфраструктуры

В 2021 году на территории Амурской области в результате раннего потепления и выпадения осадков при неполном оттаивании дорожного полотна в 14 муниципальных образованиях было повреждено более 351 км дорог регионального (межмуниципального) и местного значения, 16 мостовых сооружений, 83 водопропускных трубы. Размер ущерба составил порядка 3,14 млрд. рублей

3

Изменение среднего уровня моря; усиление разрушительной силы штормов/сгонно-нагонных явлений; изменение силы и направления волн

- автомобильные дороги, мосты, тоннели, объекты придорожного сервиса;

- железные дороги, мосты, тоннели;

- портовая инфраструктура и инфраструктура внутренних водных путей;

- аэропортовая инфраструктура

Повышение опасности затопления и эрозии прибрежных районов с причинением ущерба автомобильным и железным дорогам, портовой и аэропортовой инфраструктуре;

заносимость судовых ходов на подходах к причалам и судоходных каналов;

заиление портовых/судоходных каналов;

необходимость переноса объектов инфраструктуры на другие территории

Опасный/100% объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в прибрежных районах

В Приморском крае в 2020 году получили деформацию портовые сооружения ООО "Морской порт в бухте Троицы"

В Сухогрузной гавани (Республика Дагестан) из-за понижения уровня Каспийского моря не могут полноценно функционировать железнодорожный паромный причал и автомобильная паромная переправа Ро-Ро

4

Изменение интенсивности/частоты экстремальных осадков (наводнения и засухи)

- автомобильные дороги, мосты, тоннели, объекты придорожного сервиса;

- железные дороги, мосты, тоннели и подвижной состав;

- портовая инфраструктура и инфраструктура внутренних водных путей;

- аэропортовая инфраструктура

Повреждение инфраструктуры, оборудования и грузов;

увеличение количества аварий в связи с ухудшением видимости;

сбои в работе транспорта;

затопление наземной и подземной инфраструктуры;

снижение тяги транспортных средств;

недостаточность водных ресурсов, приводящая к уменьшению осадки судов

Весьма опасный/100% объектов транспортной инфраструктуры

В Иркутской области в 2019 году ущерб автомобильным дорогам (протяженность 38,58 км) из-за осадков составил 437,7 млн. рублей,

на территории Республики Крым в 2021 году - свыше 2 млрд. рублей (повреждены 10 мостовых сооружений, 3 водопропускные трубы и участки автомобильных дорог протяженностью 72,2 км)

В результате чрезвычайных ситуаций, связанных с летне-осенним паводком на реках Амур и Уссури в 2013 году, с выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках Амурского бассейна в августе 2019 года и в августе - сентябре 2020 года, прямой экономический ущерб от этих явлений на объектах ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" составил более 130 млн. рублей

В Алтайском крае ущерб объектам транспортной инфраструктуры в результате паводка, вызванного обильным таянием снега и ливневыми дождями, в 2021 году составил 366 млн. рублей (пострадало 3 пешеходных и 4 автомобильных моста).

В Республике Дагестан ущерб региональным дорогам в 2021 году составил 69,9 млн. рублей. Значительные повреждения дорог и сооружений зафиксированы в результате ливневых дождей, объем земляных работ, связанных с расчисткой обвалов, оползней, селевых выносов на дороги составил более 30000 куб. м, повреждено более 17 участков дорог, разрушено 2 моста

Воздействию сильных дождей и дождевых паводков подвержены все объекты транспортной инфраструктуры, находящиеся в ведении (пользовании) ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей", более 50% площади территории, закрепленной за учреждением, подвержены воздействию паводков на реках Амурского бассейна (р. Амур, р. Зея, Амурская протока)

В Архангельской области в 2019 году в результате обильных осадков повреждены 116 участков автодорог протяженностью 38,58 км

В 2020 году в Мурманской области из-за интенсивного таяния снега и большой водности реки Колы подмыло насыпь опоры железнодорожного моста на перегоне между станциями Кола и Выходной (1436 км 1 перегон), произошло обрушение надводной части моста

В 2021 году в Забайкальском крае сильные дожди привели к обрушению железнодорожного моста на перегоне Куэнга-Укурей Транссибирской железнодорожной магистрали

В 2017 году в Приморском крае было разрушено/повреждено около 150 км дорог, более 90 тыс. куб. м земляного полотна, 10 мостовых сооружений и водопропускных труб

В Республике Саха (Якутия) в 2018 году в результате весеннего паводка автомобильным дорогам республиканского значения нанесен ущерб на 115,9 млн. рублей в Амгинском, Усть-Майском, Кобяйском, Чурапчинском, Усть-Алданском, Таттинском районах. Разрушены 2,55 км дорог, 3 моста, 12 водопропускных труб, размыты 14,8 тыс. куб. м земляного полотна и 17,8 тыс. кв. м дорожной одежды

5

Природные пожары

- автомобильные дороги, мосты, тоннели, дорожные конструкции, объекты придорожного сервиса;

- железные дороги, мосты, тоннели;

- аэропортовая инфраструктура;

- инфраструктура внутренних водных путей

Повреждение инфраструктуры, оборудования и грузов;

увеличение количества аварий в связи с ухудшением видимости;

сбои в работе транспорта; ограничение скорости движения

Опасный/100% объектов транспортной инфраструктуры на территории регионов с высоким риском возникновения природных пожаров

В 2020 году из-за дыма от пожаров перекрывали движение по федеральной трассе М-4 "Дон", в 2021 году участок федеральной трассы Пермь-Екатеринбург с 318-го по 326-й км. В 2019 году в Забайкальском крае в результате степных пожаров было уничтожено огнем 3 деревянных моста на автодорогах общего пользования. Ущерб ориентировочно составил 18,6 млн. рублей

6

Сильный ветер/грозы

- автомобильные дороги, мосты, тоннели, дорожные конструкции, объекты придорожного сервиса;

- железные дороги, мосты, тоннели;

- портовая инфраструктура и инфраструктура внутренних водных путей;

- аэропортовая инфраструктура

Повреждение инфраструктуры, оборудования и грузов;

повышенный риск ДТП из-за снижения устойчивости транспортного средства; перекрытие мостов; возникновение препятствий для движения транспортных средств вследствие падения линий электропередач/деревьев, ограничение скорости движения; снижение тяги транспортных средств

Опасный/100% объектов транспортной инфраструктуры

В 2017 году из-за метели и ураганного ветра пострадали морской порт и аэропорт г. Анадыря