4. Общее описание информации о зафиксированном ущербе в результате воздействия климатических рисков (при наличии)

По информации, представленной 70 субъектами Российской Федерации, за последние годы зафиксировано порядка 1556 случаев полной или частичной утраты функциональности объектов транспортной инфраструктуры, связанных с последствиями изменения климата.

Наиболее частые случаи утраты функциональности фиксируются на автомобильных и железных дорогах в Дальневосточном (560 и 41 случай соответственно), в Северо-Западном (335 и 5), в Сибирском (218 и 14) федеральных округах. В Иркутской области в 2019 году ущерб автомобильным дорогам (протяженность 38,58 км) из-за осадков составил 437,7 млн. рублей.

Ущерб объектам транспортной инфраструктуры, поврежденным в результате выпадения сильных осадков летом 2021 года на территории Республики Крым, составил свыше 2 млрд. рублей.

В результате 18 чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными климатическими явлениями, в 13 субъектах Российской Федерации (Республики Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Якутия, Приморский, Алтайский, Краснодарский, Ставропольский края, Амурская, Астраханская, Волгоградская, Оренбургская, Сахалинская области) в 2017 - 2019 годах более чем на 1700 часов (совокупно) было ограничено движение автотранспорта по автомобильным дорогам федерального значения, что привело к приостановке перевозок пассажиров и грузов.

В мае 2001 года в бассейне р. Лена произошло наводнение, в результате которого практически полностью был смыт г. Ленск, села Бордой (Томпонской улус) и Салдыкель (Ленский улус).

В результате чрезвычайных ситуаций, связанных с летне-осенним паводком на реках Амур и Уссури в 2013 году, с выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках Амурского бассейна в августе 2019 года и в августе - сентябре 2020 года прямой экономический ущерб от этих явлений на объектах ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" составил более 130 млн. рублей.

-

В результате маловодности 2014 года и введения ограничений по осадке судов в большинстве бассейнов внутренних водных путей европейской части страны потери судоходных компаний - членов Российской палаты судоходства составили порядка 3 млрд. рублей. В ряде случаев рейсы с генеральными грузами и оборудованием из портов Северо-Западной Европы назначением на порты Каспийского моря, которые должны были выполняться через внутренние водные пути Российской Федерации, выполнялись через Гибралтарский пролив, что увеличило продолжительность этих рейсов в среднем на 5 суток. Прямые потери только одной судоходной компании при осуществлении перевозок через Гибралтарский пролив составили около 100 тыс. долларов на судно. Ограничения по осадке судов вводились и в последующие годы. В 2021 году ограничения по осадке судов были введены на 16% (около 8 тыс. км) общей протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов.

В Алтайском крае ущерб объектам транспортной инфраструктуры в результате паводка, вызванного обильным таянием снега и ливневыми дождями, в 2021 году составил 366 млн. рублей.

В 2021 году на территории Амурской области в результате раннего потепления и выпадения осадков при неполном оттаивании дорожного полотна в 14 муниципальных образованиях было повреждено более 351 км дорог регионального (межмуниципального) и местного значения, 16 мостовых сооружений, 83 водопропускных трубы. Размер ущерба составил свыше 3 млрд. рублей.