Настоящая концепция управления информационной безопасностью (ИБ) определяет систему взглядов на проблему регулирования и координации при управлении информационной безопасностью в Федеральной налоговой службе , ее территориальных органах и подведомственных организациях, а также при взаимодействии налоговых органов между собой, с Федеральными органами государственной власти и при оказании государственных услуг.
Под управлением информационной безопасностью в ФНС России понимается подмножество взаимоувязанных, циклических процессов, направленных на достижение заданных параметров ИБ.
Под системой управления информационной безопасностью (СУИБ) в ФНС России понимается часть общей системы управления, основанной на оценке рисков, которая предназначена для создания, внедрения, эксплуатации, мониторинга, анализа, сопровождения и совершенствования информационной безопасности.
СУИБ ФНС России включает в себя политики, действия по планированию, распределение ответственности, практики, процедуры, процессы и ресурсы.
Создание централизованной СУИБ является стратегическим решением ФНС России.
Целями создания СУИБ ФНС России являются:
- повышение доверия к ФНС России со стороны граждан Российской Федерации;
- повышение стабильности функционирования отдельных налоговых органов и, как следствие, всей Службы в целом;
- предотвращение и/или снижение до приемлемого уровня ущерба от инцидентов ИБ;
- снижение затрат на ИБ в ФНС России за счет оптимизации СУИБ;
- достижение адекватности мер по защите в зависимости от реальности угроз ИБ и допустимых рисков;
- информационная поддержка 8-го Центра ФСБ России по вопросам сетевых атак на ресурсы АИС ФНС России;
- информационная поддержка служб собственной безопасности при обеспечении превентивных мер и проведении расследований.
Основными задачами СУИБ ФНС являются:
- управление политиками информационной безопасности и поддержание документации информационной безопасности в актуальном состоянии;
- управление угрозами информационной безопасности и рисками;
- управление активами информационной безопасности и поддержание информационной безопасности в актуальном состоянии;
- управление персоналом информационной безопасности и организациями-подрядчиками;
- управление процессами информационного обеспечения подразделений собственной безопасности налоговых органов и "специальными" вопросами;
- управление инцидентами информационной безопасности;
- управление системой криптографической защиты информации;
- оперативное управление и мониторинг состояния информационной безопасности в налоговых органах;
- техническое сопровождение и эксплуатация средств СОБИ
Решение задач управления организуется и обеспечивается центром управления безопасностью информации ФНС России.
Под Центром управления безопасностью информации (ЦУБИ) ФНС России понимается организационно-функциональная структура ЦА ФНС России и подчиненного ему аналитического центра (АЦ).
Под филиалами ЦУБИ понимаются подразделения ИБ в составе УФНС России и Межрегиональных инспекций ФНС России.
Вопросы управления информационной безопасностью тесно взаимоувязаны с вопросами управления ИТ структурой и собственной безопасностью. Средства автоматизированной поддержки управления ИБ и ИТ структурой могут строиться на базе единой платформы. Вместе с тем управление ИБ имеет свою специфику и должно организовываться как самостоятельная и независимая система.
Действующие нормативные документы по ИБ определяют необходимость построения СУИБ и, как следствие, ЦУБИ как самостоятельной системы.
Процесс управления ИБ в ФНС России организуется с помощью множества правил, представляющих сложную иерархическую систему технологических, инструктивных и организационно-распорядительных документов, предназначенных для исполнения различными категориями сотрудников ФНС России. Совокупность таких правил формирует Политику управления ИБ в ФНС России. Концепция СУИБ является документом общей Политики ИБ ФНС России, отражающей официально принятую в ФНС России систему взглядов на СУИБ и пути ее решения.
Концепция СУИБ определяет пути достижения требуемого уровня управления ИБ (при проектировании и внедрении, обеспечении функционирования (эксплуатации) и контроле) в ходе оказания государственных информационных услуг и при повседневной деятельности подразделений ФНС России через создание продуманной, централизованной системы управления ИБ.
Концепция дает возможность выработки стратегической линии, долгосрочных подходов к комплексному решению задач управления ИБ, учитывающих прогнозы развития информационных технологий, появления новых угроз информационной безопасности, тенденций развития методов и средств защиты информации и позволяющих адаптировать СУИБ к любой достаточно сложной и изменчивой ситуации.
Внутренние документы ФНС России по управлению, затрагивающие вопросы ИБ, должны разрабатываться с учетом положений Концепции СУИБ и не противоречить им.
Настоящая Концепция определяет основные принципы построения СУИБ и ЦУБИ с точки зрения реализации единой политики ИБ ФНС России.
В первом разделе приведено общее описание структуры СУИБ, определено место ЦУБИ в этой структуре.
Во втором разделе концепции определяются процессы регулирования при управлении информационной безопасностью. Приводится описание каждого из процессов в обобщенном виде.
В третьем разделе концепции представлено описание функций ЦУБИ, являющегося механизмом реализации эффективного управления ИБ в ФНС России. Для информационной поддержки ЦУБИ создается аналитический центр ФНС России. В разделе определены основные функции и задачи автоматизированной поддержки СУИБ.
В четвертом разделе схематично определена обобщенная организационно-функциональная структура ЦУБИ и аналитического центра, а также определены основные функции филиала ЦУБИ в УФНС России или МИ ФНС России по КН.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей