Таблица 4.1. Категорирование аварий, возможных на ГТС, уровней риска влияния несоответствия на безопасность и значимости проблемы безопасности в зависимости от тяжести последствий аварии

Таблица 4.1

Категорирование аварий, возможных на ГТС, уровней

риска влияния несоответствия на безопасность и значимости

проблемы безопасности в зависимости от тяжести

последствий аварии

Категория аварии

Уровень риска влияния несоответствия на безопасность

Тяжесть последствий аварии

Категория значимости проблемы безопасности (необходимость принятия компенсирующих мер)

для жизни и здоровья людей

для объектов экономики и иных материальных ценностей

для окружающей природной среды

1

2

3

4

5

6

Наиболее вероятная тяжелая авария

Высокий

Жертвы и пострадавшие среди персонала ГТС и населения

Катастрофический ущерб ГТС и имуществу третьих лиц

Невосполнимые экологические потери

Высокая (требуется принятие срочных мер для снижения риска аварии, постоянный контроль с выездом на объект для осмотра уполномоченного представителя надзорного органа не реже 1 раза в месяц)

Наиболее вероятная авария

Значительный

Угроза жизни людей, травмы персонала ГТС и населения

Значительные разрушения ГТС и имущества третьих лиц

Существенные экологические потери

Средняя (требуется принятие мер для компенсации несоответствия и выезд на объект уполномоченного представителя надзорного органа для осмотра не реже 1 раза в три месяца)

Аварийная ситуация

Средний

Травмы персонала ГТС

Приемлемый ущерб: незначительные повреждения ГТС, потери имущества третьих лиц

Незначительные экологические потери

Низкая (требуется принятие мер для компенсации несоответствия, и выезд на объект уполномоченного представителя надзорного органа для осмотра не реже 1 раза в полгода)

Аварийная ситуация

Низкий

Ущерб здоровью персонала ГТС и населения мало вероятен

Ущерб с принебрежимо малыми последствиями: незначительные повреждения ГТС, потери имущества третьих лиц маловероятны

Несущественные экологические потери

Несущественная (требуется принятие мер для компенсации несоответствия, контроль может осуществляться без выезда уполномоченного представителя надзорного органа на объект)

В таблице 4.2 сгруппированы частоты аварийных событий (аварий) в следующие диапазоны:

для частых и вероятных аварий, нарушений, инцидентов (отказов) - в пределах от 1 до 10-2 1/год;

для возможных аварий, нарушений, инцидентов (отказов) - в пределах от 10-2 до 10-4 1/год;

для редких аварий, нарушений, инцидентов (отказов) - в пределах от 10-4 до 10-6 1/год;

для крайне маловероятных (гипотетических) аварий, нарушений, инцидентов (отказов) - в пределах < 10-6 1/год.

Для ГТС данные по частоте аварий и возможному ущербу от них для сценариев наиболее вероятной тяжелой аварии и наиболее вероятной аварии принимаются в соответствии с данными, приведенными в действующей декларации безопасности гидротехнических сооружений.

В результате рассмотрения полученных прогнозных оценок частот реализации аварийных событий и ущербов от них должностным лицом, уполномоченным осуществлять постоянный государственный надзор на ГТС первого класса, формируются выводы о том, в какую область риска аварий (приемлемого или неприемлемого) следует отнести последствия реализации несоответствия, с какой периодичностью необходимо проводить проверочные мероприятия до момента принятия профилактических мер организацией, владеющей объектом повышенной опасности, о необходимости выдачи предписания по принятию мер по ликвидации несоответствия.