III. Методология по формированию графиков проведения мероприятий по контролю в отношении объектов ГТС первого класса в режиме постоянного государственного надзора

III. Методология по формированию графиков проведения

мероприятий по контролю в отношении объектов ГТС первого

класса в режиме постоянного государственного надзора

29. Внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность при выполнении постоянного государственного надзора в отношении каждого ГТС первого класса заключается в управлении периодичностью выездных мероприятий, объемами компонентов, узлов ГТС, в отношении которых должны проводиться визуальные осмотры должностным лицом, уполномоченным на осуществление постоянного государственного надзора, без снижения результата по обеспечению их безопасности.

30. Для формирования базовой информации о ГТС первого класса и об организации, владеющей этими ГТС, актуализации этой информации для определения и корректировки режима постоянного государственного надзора рекомендуется использовать методологический подход упрощенной оценки значимости проблем безопасности, который изложен в настоящей главе настоящих Методических рекомендаций.

Методологический подход упрощенной оценки значимости проблем безопасности базируется на том, что связанные с этими проблемами безопасности несоответствия рассматриваются как индикаторы риска. Оценка значимости проводится посредством рассмотрения каждого из выявленных несоответствий и оценок риска их последствий с учетом влияния на безопасность, если несоответствия не ликвидированы, не скомпенсированы в допустимых условиями обеспечения безопасности временных периодах.

Методологический подход упрощенной оценки значимости проблем безопасности предусматривает выполнение работ в виде последовательных этапов, которые изложены ниже.

31. Этап 1. Сбор данных для анализа.

Источниками информации для выявления и анализа несоответствий и рисков аварийных ситуаций являются сведения в отношении ГТС, содержащиеся:

в актах последней плановой проверки ГТС;

в предписаниях юридическому лицу об устранении выявленных нарушений на ГТС, выданных за последние два года;

в материалах по привлечению к административной ответственности юридического лица, его руководителей, иных должностных лиц за выявленные нарушения на ГТС, выданных за последние два года;

в материалах по привлечению к уголовной ответственности юридического лица, его руководителей, иных должностных лиц за нарушения в отношении деятельности на ГТС, выданных за последние два года;

в проектной документации ГТС, ГЭС, в том числе на генеральном плане объекта повышенной опасности;

в акте преддекларационного обследования ГТС;

в декларации безопасности гидротехнических сооружений, в том числе в материалах, содержащих данные по критериям безопасности ГТС;

в расчете размера вероятного вреда для жизни и здоровья физических лиц, имуществу физических и юридических лиц при возможных авариях на ГТС;

в материалах по расследованию причин аварий, которые произошли (происходили в период эксплуатации) на ГТС и оборудовании, функционирующем на ГТС.

32. Этап 2. Работа с материалами с целью составления списка проблем безопасности.

32.1. На основании выполняемых мероприятий по контролю при осуществлении постоянного государственного надзора, аналитической работы и осмотров ГТС, в том числе по вопросам, перечисленным в пункте 12 настоящих Методических рекомендаций, актов проверок и предписаний, выданных при проведении постоянного государственного надзора, формируется информация о выявленных несоответствиях и нарушениях. Данные вносятся в таблицу, составленную в соответствии с образцом представления перечня несоответствий, которая приведена в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям. Для оценки уровня риска влияния на безопасность несоответствия используются рекомендации приложения N 4 к настоящим Методическим рекомендациям, в котором приводится методика упрощенной оценки рисков влияния несоответствий на безопасность ГТС первого класса. В пунктах 32.2 - 32.9 настоящих Методических рекомендаций приводятся рекомендации по оценкам риска влияния несоответствий.

32.2. На основании результатов последней плановой проверки составляется список выявленных несоответствий. Все выявленные несоответствия ранжируются должностным лицом Ростехнадзора по уровням риска влияния на безопасность (высокий риск, значительный риск, средний риск, низкий риск).

32.3. Рассматриваются выданные предписания и сроки устранения выявленных нарушений. Все выявленные несоответствия ранжируются должностным лицом Ростехнадзора по уровням риска влияния на безопасность (высокий риск, значительный риск, средний риск, низкий риск).

32.4. Из действующей декларации безопасности гидротехнических сооружений выбираются все установленные несоответствия. Составляется список несоответствий, которые должны быть устранены согласно выданному разрешению на эксплуатацию ГТС в период до следующего декларирования безопасности ГТС, с указанием сроков их исполнения. Все выявленные несоответствия ранжируются должностным лицом Ростехнадзора по уровням риска влияния на безопасность (высокий риск, значительный риск, средний риск, низкий риск).

32.5. Из действующей декларации безопасности гидротехнических сооружений и предыдущих деклараций безопасности гидротехнических сооружений (при их наличии у надзорного органа) выбираются данные о состоянии показателей критериев безопасности ГТС. Оцениваются тенденции изменений критериев безопасности (сохраняются они в пределах допускаемых значений, изменяются в худшую для безопасности сторону, достигли предельных значений) по периодам декларирования (на предшествующие периоды и на текущий момент анализа). Должностному лицу рекомендуется запрашивать информацию от организации, владеющей ГТС первого класса, данные о текущих изменениях показателей тех критериев безопасности, которые имеют тенденции изменений в худшую сторону (приближение к показателям допускаемых значений). Должностному лицу рекомендуется выполнять ранжирование критериев безопасности ГТС по угрозе потери устойчивости, безопасности - по уровням риска влияния на безопасность (высокий риск, значительный риск, средний риск, низкий риск).

Должностному лицу, осуществляющему постоянный государственный надзор, рекомендуется для ГТС первого класса объектов энергетики, промышленности и водохозяйственного назначения (в частях, относящихся к ним) использовать Рекомендации по проверке критериев безопасности гидротехнических сооружений объектов энергетики, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 января 2013 года N 25.

32.6. Должностному лицу, уполномоченному осуществлять постоянный государственный надзор на ГТС первого класса, рекомендуется рассматривать проектную документацию, декларации безопасности, результаты осмотров ГТС и территории размещения ГТС, другие материалы, чтобы установить наличие (отсутствие) возможных угроз от явлений, процессов и факторов природного и техногенного характера (например, землетрясение, воздушные ударные волны, пожар по причине близости нахождения автозаправочной станции или автомобильных и железных дорог), учета их в проектной документации, изменения проектных значений параметров в момент контроля относительно проектной документации. В случае выявления возможной опасности природного или техногенного характера и их недостаточного учета в действующей проектной документации составляется список возможных угроз на территории размещения объекта повышенной опасности с указанием вероятностей их реализации в расчете на 1 год.

32.7. Собирается информация по аварийности на базе актов расследования причин аварий на ГТС. На основании этой информации анализируются аварийные последовательности, которые привели к аварийной ситуации на ГТС. Рекомендуется должностному лицу, уполномоченному на осуществление постоянного государственного надзора на объекте повышенной опасности, использовать для анализа аварийности на ГТС информацию из Комплексной системы информатизации Ростехнадзора, чтобы учитывать эту информацию при формировании проверочных мероприятий (учет опыта эксплуатации аналогичных объектов).

32.8. Анализируется деятельность организации, владеющей ГТС первого класса, в отношении соблюдения ею правил эксплуатации на основании наличия (отсутствия) фактов привлечения к административной ответственности (уголовной ответственности) должностных лиц организации.

32.9. Из действующей на момент осуществления постоянного государственного надзора декларации безопасности ГТС и комплекта прикладываемой к ней документации выбирается информация, содержащая сценарии реализации аварий на ГТС первого класса, в том числе сценарии наиболее вероятной аварии и наиболее вероятной тяжелой аварии, описания этих сценариев и значения вероятностей их реализации, данные о последствиях аварий и о размерах возможного вреда, размеров ущерба в денежном выражении.

33. Этап 3. Формирование Отчета по обоснованию периодичности выполнения мероприятий по контролю ГТС первого класса в режиме постоянного государственного надзора.

В Отчет по обоснованию периодичности выполнения мероприятий по контролю ГТС первого класса в режиме постоянного государственного надзора (далее - Отчет) вносятся данные о выявленных несоответствиях.

33.1. Составляется полный список несоответствий согласно сведениям, сформированным в рамках пунктов 32.2 - 32.9, указывается пункт требований нормативного правового акта в отношении каждого несоответствия. Определяется уровень риска влияния на безопасность несоответствия, если несоответствие не будет устранено.

33.2. В Отчет вносятся данные о зонах и узлах ГТС, ошибках персонала, других факторах, которые были включены в аварийные последовательности возможных сценариев протекания наиболее вероятной аварии и наиболее вероятной тяжелой аварии, приведенных в декларациях безопасности ГТС, которые необходимо включить в список мероприятий по контролю (осмотру) в режиме постоянного государственного надзора.

33.3. В Отчет вносятся данные о показателях критериев безопасности ГТС первого класса, и делается вывод об их стабильности или о прогрессировании их приближения к предельным допускаемым значениям, а также о принимаемых мерах по минимизации риска аварии по этой причине и о необходимости систематического контроля.

33.4. В Отчет вносятся данные о возможных внешних воздействиях природного и техногенного характера на ГТС, о полноте их учета в проектной документации (по данным декларации безопасности ГТС), о соответствии (несоответствии) защищенности ГТС от угроз природного и техногенного характера. Делаются выводы о необходимости (отсутствии необходимости) включения в график проведения мероприятий по контролю защищенности ГТС от внешних воздействий.

33.5. По результатам выполненных анализов должностным лицом, уполномоченным на осуществление постоянного государственного надзора на ГТС первого класса, формируются и включаются в Отчет записи, которые являются основаниями для осуществления проверочных мероприятий. В число записей входят сведения об уровнях рисков влияния на безопасность несоответствий, выявленные проблемы безопасности и прогнозные оценки приемлемости аварийных ситуаций на ГТС первого класса.

33.6. Отчет с обоснованием периодичности выполнения мероприятий по контролю безопасности ГТС первого класса в режиме постоянного государственного надзора формируется должностным лицом, уполномоченным осуществлять постоянный государственный надзор, в соответствии с рекомендуемым образцом, приведенным в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям.

34. Этап 4. Ранжирование периодичности проведения мероприятий по контролю с выездом на объект повышенной опасности.

34.1. На основании данных, содержащихся в надзорном деле ГТС первого класса и, соответственно, в Отчете, формулируются на календарный год вопросы для проверок ГТС первого класса. В рамках каждого мероприятия по контролю определяется периодичность мероприятий с выездами на объект повышенной опасности в период продолжительностью один год.

34.2. В число факторов риска влияния несоответствий на безопасность ГТС первого класса, подлежащих периодическому контролю со стороны должностных лиц, уполномоченных осуществлять постоянный государственный надзор, необходимо относить:

установленные факты развития деградирующих процессов на конструкциях, оборудовании ГТС, на основном оборудовании ГЭС;

приближение значений показателей критериев безопасности к предельным значениям критериев безопасности гидротехнических сооружений К1 и (или) К2, где:

К1 - первый (предупреждающий) уровень значений диагностических показателей, при достижении которого устойчивость, механическая и фильтрационная прочность гидротехнических сооружений и их оснований, а также пропускная способность водосбросных сооружений еще соответствуют условиям нормальной эксплуатации;

К2 - второй (предельный) уровень значений диагностических показателей, при достижении которых эксплуатация гидротехнических сооружений в проектных режимах недопустима;

нахождение ГТС в зоне повышенной сейсмической опасности (7 и более баллов по международной шкале интенсивности землетрясений - MSK-64).

Установление этих фактов обосновывает необходимость:

периодического осмотра сооружений, оборудования, уязвимых узлов с целью выявления необходимости осуществления профилактических мероприятий по соблюдению требований безопасности;

пошагового контроля выполнения мероприятий по безопасности;

контроля готовности к оповещению об угрозах природного и техногенного характера;

оценки достаточности защищенности ГТС от террористического воздействия.

34.3. Для объектов повышенной опасности, у которых выявлены несоответствия, имеющие высокие уровни рисков влияния на безопасность, и соответствующие им проблемы безопасности, имеющие высокие категории значимости, мероприятия по контролю в режиме постоянного государственного надзора с выездами на объект повышенной опасности и осмотрами ГТС первого класса в рамках календарного года проводятся не реже одного раза в месяц, включая проверки соблюдения требований по профилактике травматизма. Также предусматривается проведение осмотров ГТС после прохождения паводков (половодий), землетрясений. Выводы по определению периодичности выполнения мероприятий по контролю для ГТС первого класса опасности включаются в Отчет.

34.4. Для объектов повышенной опасности, у которых выявлены несоответствия, имеющие значительные уровни рисков влияния на безопасность и соответствующие им проблемы безопасности, имеющие средние категории значимости, мероприятия по контролю в режиме постоянного государственного надзора в рамках календарного года с выездами на объект повышенной опасности и осмотрами ГТС первого класса проводятся не реже одного раза в три месяца, включая проверки соблюдения требований по профилактике травматизма. Также предусматривается проведение осмотров ГТС после прохождения паводков (половодий), землетрясений. Выводы по определению периодичности выполнения мероприятий по контролю для ГТС первого класса включаются в Отчет.

34.5. Для объектов повышенной опасности, у которых выявлены несоответствия, имеющие средние уровни рисков влияния на безопасность и соответствующие им проблемы безопасности, имеющие низкие категории значимости, мероприятия по контролю в режиме постоянного государственного надзора в рамках календарного года с выездами на объект повышенной опасности и осмотрами ГТС первого класса проводятся не реже одного раза в полгода, включая проверки соблюдения требований по профилактике травматизма. Также предусматривается проведение осмотров ГТС после прохождения паводков (половодий), землетрясений. Выводы по определению периодичности выполнения мероприятий по контролю для ГТС первого класса включаются в Отчет.

34.6. По поводу объектов повышенной опасности, у которых выявлены несоответствия, имеющие низкие уровни рисков влияния на безопасность, допускается заключить, что отсутствуют проблемы безопасности. Должностное лицо, уполномоченное осуществлять постоянный государственный надзор, может ограничиться проведением одного мероприятия по контролю в рамках календарного года с выездом на объект с целью визуального осмотра и ознакомления с соблюдением требований по профилактике травматизма. Исключение составляют случаи, связанные с осмотрами ГТС первого класса объекта повышенной опасности после прохождения паводков (половодий), землетрясений. Выводы по определению периодичности выполнения мероприятий по контролю для ГТС первого класса включаются в Отчет.

34.7. Установленная периодичность мероприятий по контролю, осуществляемых в режиме постоянного государственного надзора, в соответствии с результатами ранжирования проблем безопасности ГТС первого класса (пункты 34.3 - 34.6), учитывается при составлении графиков проведения мероприятий по контролю ГТС первого класса на следующий календарный год.

34.8. В случае наличия у территориального органа Ростехнадзора возможности получения информации о техническом состоянии и показателях критериев безопасности ГТС первого класса по системе дистанционного контроля безопасности, частота выездных мероприятий по контролю может быть пересмотрена, так как получение информации может осуществляться с информационных систем организации, владеющей объектом повышенной опасности, в режиме реального времени.

35. Результаты ранжирования проблем безопасности учитываются в целях подтверждения актуальности мероприятий, ранее запланированных в графике проведения мероприятий по контролю, с выездом на объект повышенной опасности для визуального осмотра ГТС первого класса в текущем календарном году.

36. Отчеты с обоснованием периодичности выполнения мероприятий по контролю безопасности ГТС первого класса в режиме постоянного государственного надзора подписываются должностными лицами Ростехнадзора, уполномоченными осуществлять постоянный государственный надзор.

Включенные в Отчет данные являются базовыми (первичная информация). Эти данные должностными лицами, уполномоченными осуществлять постоянный государственный надзор, обновляются на основании новых документов организации, владеющей объектом повышенной опасности, о состоянии безопасности ГТС первого класса, результатов плановых и внеплановых проверок, дополняются, актуализируются в процессе жизненного цикла - эксплуатации ГТС.

37. Полученные в процессе аналитической работы и визуальных осмотров данные по ГТС первого класса при осуществлении мероприятий по контролю их безопасности в режиме постоянного государственного надзора учитываются при составлении отчета о результатах контроля безопасности в режиме постоянного государственного надзора по состоянию на конец текущего года в соответствии с положениями пункта 24 настоящих Методических рекомендаций.