X. Структура технического регламента

72. При разработке рекомендаций по структуре проекта ТР следует исходить из следующих положений:

а) Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., равно как и Законом, устанавливаются обязательные содержательные элементы проекта ТР, то есть определяется тот круг требований, который вне зависимости от формы принятия ТР будет в нем содержаться.

б) при формировании глав ТР вне зависимости от формы его принятия, учитываются Рекомендации по содержанию и типовой структуре технического регламента Евразийского экономического союза, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 21 августа 2015 г. N 50, исходя из следующих принципов:

структура ТР может строиться на основе установления требований к различным видам продукции и процессов, являющихся объектами ТР;

нормы ТР могут формироваться на основе тех требований безопасности, которые устанавливаются данным ТР (механической, биологической, пожарной безопасности и другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 Закона);

в случае если ОТР являются и продукция, и процессы, требования необходимо выстраивать относительно отдельных жизненных стадий продукции;

необходимо соблюдение определенной последовательности правовых предписаний от общих положений, определяющие цели и сферу действия ТР, до специальных, устанавливающих требования к обеспечению безопасности, формы оценки соответствия и порядка ее проведения, нормы, механизм государственного контроля.

Указанные требования содержатся в подпунктах 3 - 5 приложения N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., статьях 7, 24, 25 Закона.

Комплексный анализ указанных положений позволяет выделить следующие обязательные элементы ТР.

73. ТР содержит:

73.1. Определение ОТР.

исчерпывающий перечень объектов технического регулирования, подпадающих под его действие;

полный список исключений из указанного перечня (если таковые имеются);

правила идентификации объектов для целей применения ТР.

При этом идентификация объектов технического регулирования может осуществляться:

методом прямого перечисления;

путем задания критериев отнесения объектов технического регулирования к сфере применения ТР;

путем определения признаков и свойств продукции, позволяющих отличить ее от другой.

Исчерпывающее определение ОТР влияет на выбор правильного названия ТР, которое будет соответствовать ОТР.

Необходимо однозначно определить те виды продукции, на которые будут распространяться требования ТР, а также полный список исключений из него, если таковые будут. По возможности это следует делать методом прямого перечисления. Если же прямое перечисление невозможно, то следует задать критерии отнесения соответствующей продукции к сфере применения ТР. Критерии могут устанавливаться методом "идентификации продукции", то есть путем определения признаков и свойств продукции, позволяющих отличить ее от другой. Такие идентификаторы нередко включаются в термины и определения продукции, особенно натурального происхождения (например, молочные продукты, соки, натуральное животное и растительное масло, кофе, какао). Однако такие определения в ТР не всегда смогут выполнять свою функцию в отношении продукции, созданной с использованием современных технологий и материалов. В связи с этим необходимо задавать параметры, характеризующие принадлежность продукции, ее физические, химические свойства, физические параметры, параметры измерений.

При определении ОТР ТР необходимо руководствоваться видами продукции, включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526.

73.2. Правила и формы оценки соответствия (в том числе в ТР могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

73.3. ТР содержит требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.

73.4. В ТР обязательно указываются субъекты, к которым относятся требования ТР. Так, требования к продукции могут распространяться на изготовителей, поставщиков, продавцов, импортеров, реализующих продукцию на территории Российской Федерации, лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя.

73.5. Еще одним необходимым элементом структуры ТР являются обязательные требования безопасности, которые формируются из нескольких источников:

требования, выявленные на основе анализа существующих нормативных требований, закрепленных в нормативных правовых актах, относящихся к безопасности в отношении которых принято решение об их включении в ТР;

требования к соответствующему объекту, установленные международными нормами, в отношении которых после предварительного анализа и сравнения с действующими российскими нормами включаются в ТР;

требования международных и национальных стандартов, являющихся основой разработки ТР;

новые требования, что наиболее характерно для новых видов продукции и производств.

В соответствии с Законом ТР содержит требования, обеспечивающие достижение следующих целей:

безопасность жизни или здоровья граждан;

безопасность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды;

охраны жизни или здоровья животных и растений;

предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.

74. Структура проекта ТР состоит из:

1) обязательных элементов:

наименование (вид, заголовок);

структурные элементы (разделы, статьи, пункты, подпункты);

2) факультативные элементы:

преамбула (вступление, введение), только в случае необходимости разъяснения целей и мотивов принятия ТР;

главы (как правило, в значительных по объему проектах ТР);

приложения (схемы, чертежи, графики, рисунки и тому подобное).

75. Заголовок проекта ТР отражает наименование той области технического регулирования, которая определена в качестве предмета его правового регулирования. Заголовок формулируется кратко и емко; в нем четко и правильно отражается предмет для того, чтобы по названию было возможно определить его содержание и сферу применения.

Заголовок проекта ТР следует за указанием вида разрабатываемого проекта нормативного правового акта (указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации).

76. Проект о внесении изменений в ТР имеет особую структуру. Такие проекты:

не имеют разделов и глав;

делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.

Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

При внесении изменений в ТР указываются источники его официального опубликования и источники официального опубликования последующих изменений в него.

77. Структурное оформление проекта ТР предполагает его подразделение на логически самостоятельные, нормативно значимые части - пункты, подпункты (в случае значительного объема нормативных правовых предписаний - разделы).

Нормативные правовые предписания, составляющие содержание проекта ТР, располагают в следующей последовательности:

1) предписания, касающиеся сферы действия ТР;

предписания, определяющие ОТР, а также цели и задачи, разрешаемые в проекте ТР; его взаимосвязь с иными ТР, правила выпуска продукции на рынок;

2) предписания, устанавливающие обязательные требования к ОТР, в том числе, в случае необходимости, содержащие общие и конкретные требования к поведению субъектов, вступающих в правоотношения по обеспечению безопасности;

3) предписания, содержащие правила оценки соответствия ОТР установленным требованиям;

4) предписания, определяющие порядок маркировки знаком обращения на рынке;

5) предписания, устанавливающие порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований.

78. В проекте ТР не следует закреплять санкции за неисполнение его норм, поскольку такие санкции устанавливаются нормами Гражданского, Трудового, Уголовного кодексов и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

79. При формировании структуры проекта ТР необходимо исходить из необходимых элементов его содержания, определенных пунктом 3 статьи 7 Закона.

80. ТР может содержать следующие разделы:

"Общие положения"

"Область применения";

"Основные понятия";

"Правила идентификации продукции";

"Правила обращения продукции на рынке и (или) правила ввода в эксплуатацию";

"Требования к ОТР";

"Обеспечение соответствия ОТР требованиям ТР";

"Оценка соответствия ОТР";

"Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза";

"Порядок введения в действие ТР и переходные положения".

"Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР";

"Приложения".

80.1. Раздел "Общие положения"

В данном разделе разъясняются цели и задачи, на достижение которых направлены требования закрепленные в ТР, и связи с которыми он разработан.

80.2. Раздел "Область применения".

В разделе "Область применения" устанавливается перечень ОТР, на которые распространяется действие разрабатываемого ТР, а также действие иных ТР в отношении ОТР, входящих в сферу действия данного ТР.

ОТР идентифицируются однозначно или указывается способ, как это сделать. Необходимый перечень может быть дан в приложении. Сфера применения определяется любым удобным способом исходя из правил определения ОТР (перечислением, исключением из перечисления, перечислением характерных свойств, комбинацией этих приемов). Необходимо только, чтобы все ОТР однозначно делились на две группы: включенные в область действия данного ТР и не включенные.

Чтобы перечень объектов технического регулирования был исчерпывающим, необходимо исключать указание на "иные подобные процессы/продукция".

Особо следует указывать действие ТР в отношении впервые введенной в оборот продукции, продукции, применяемой исключительно для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью; уже введенной в эксплуатацию продукции, а также продукции, подлежащей модернизации.

При определении сферы действия ТР в разделе также целесообразно указывать, что ТР устанавливает требования к упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения, на санитарные требования и процедуры, а также ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные требования, имеющие общий характер, и специфические требования к ОТР, в случае если указанные требования и процедуры приведены в иных разделах ТР.

80.3. Раздел "Основные понятия".

Немаловажным является закрепление базовых понятий, терминов и определений, без уяснения смысла которых невозможно верное правопонимание и правоприменение.

В этой связи в ТР приводятся понятия, которые необходимы для целей данного ТР.

При формировании определений понятий необходимо руководствоваться правилами разъяснения понятий и раскрытия их содержания определениями, закрепленными стандартом ISO 704:2009 "Terminology work - Principles and methods" (ГОСТ Р ИСО 704-2010 "Терминологическая работа. Принципы и методы"). Согласно этим правилам под определением термина следует понимать описание вводимого им слова с помощью более широкого (родового) понятия и других известных словосочетаний (межвидовых отличий) таким образом, чтобы не только исключались логический круг, тавтология и отрицательные признаки, но и обеспечивалась возможность однозначной идентификации термина в рамках определенной системы понятий.

Юридическая техника предполагает несколько правил составления определений используемых в нормативно-правовом акте терминов:

раскрывая содержание понятия, следует перечислять не все его признаки, а лишь сущностные, понятиеобразуещие;

формулируя дефиниции нужно стремиться к явности, необходимости для уяснения смысла текста;

формулируя дефиницию, требуется учитывать объем понятия, то есть четко зафиксированное его содержание, охват сущностных признаков явления;

следует избегать синонимичности понятий;

нецелесообразно использование контрадикторный понятий, исключающие противоположные понятия;

соблюдение родо-видовых отношений (соблюдение подчиненности понятий).

Кроме того, следует учитывать, что многие термины уже определены действующим законодательством, и их применение необходимо приводить к единообразию. Поэтому в проекте ТР целесообразно давать определения только тех терминов, которые имеют принципиальное значение, либо тех, которые ранее не употреблялись в законодательстве Российской Федерации.

Случаями, оправдывающими включение в текст ТР определений терминов, являются:

юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов - редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также общеизвестных слов, имеющих иное значение;

правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации.

Приводятся только те понятия, которые не используются в общепринятом смысле и не содержатся в законодательстве Российской Федерации.

Следует исключать определения понятий:

встречающихся в тексте проекта не более чем в одном пункте (в этом случае определение, если оно требуется, дается в данном пункте);

определенных в других законах и нормативных правовых актах и имеющих идентичное значение.

Понятия с соответствующими определениями приводятся в алфавитном порядке

Также не определяются понятия, которые непосредственно не относятся к данному проекту или являются общераспространенными в той или иной области технического (или научно-технического) знания.

Следует избегать многозначности в определении понятий, поэтому определением исключается его неодинаковая трактовка и обеспечивается возможность однозначной идентификации.

80.4. В разделе "Правила идентификации продукции" ТР целесообразно устанавливать правила идентификации ОТР для целей ее отнесения к ОТР, в отношении которой ТР установлены обязательные требования и приведены идентифицирующие признаки.

К идентифицирующим признакам относятся наименование ОТР, вида ОТР или группы ОТР, характерные свойства (критерии) ОТР, включающие характеристики свойств (в том числе органолептические свойства), физические величины, параметры, показатели (в том числе их числовые значения), характеризующие ОТР, и другие признаки, обеспечивающие возможность однозначного отнесения ОТР к ОТР, в отношении которой ТР установлены обязательные требования.

В разделе "Правила идентификации ОТР" ТР может устанавливаться круг лиц, проводящих идентификацию ОТР, а также могут быть указаны способы и (или) методы проведения идентификации ОТР. К способам проведения идентификации можно отнести, в том числе способ идентификации по документации, способы проведения идентификации опробованием или испытаниями, к методам проведения идентификации - инструментальный, органолептический, визуальный методы.

80.5. В разделе "Правила обращения продукции на рынке" ТР следует устанавливать правила выпуска продукции в обращение на рынок, правила обращения и (или) ввода в эксплуатацию продукции, на которую распространяется действие ТР.

Правила обращения продукции на рынке и (или) правила ввода в эксплуатацию, устанавливаемые в указанном разделе, могут содержать условия выпуска продукции в обращение на рынок, обязанности лиц, выпускающих продукцию в обращение или вводящих ее в эксплуатацию, в том числе в части обеспечения безопасности продукции и ее соответствия требованиям ТР, предоставления заинтересованным лицам информации о соответствии продукции требованиям ТР, информирования о вносимых в конструкцию (рецептуру) продукции изменениях, приостановлении или прекращении производства, выпуска в обращение и обращения продукции, не соответствующей требованиям ТР, а также продукции, в отношении которой действие документов об оценке соответствия требованиям ТР приостановлено или прекращено, и другое.

80.6. Раздел "Требования к объектам технического регулирования"

В данном разделе следует устанавливать требования к ОТР на основании состава и общей характеристики ОТР ТР с учетом результатов анализа международных стандартов (правил, директив, рекомендаций и иных документов, принятых международными организациями по стандартизации), а в случае их отсутствия или несоответствия целям принятия ТР, в том числе вследствие климатических и географических факторов или технологических и других особенностей, - региональных документов (регламентов, директив, решений, стандартов, правил и иных документов), национальных (государственных) стандартов, национальных ТР и их проектов.

В указанном разделе могут быть установлены требования только в отношении тех ОТР, на которые распространяется действие проекта ТР.

Положения, не включенные в ТР, в том числе положения, содержащиеся в таких актах, как национальные стандарты и своды правил, не могут носить обязательный характер.

В этом разделе согласно пункту 3 статьи 7 Закона могут быть установлены:

требования к упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения;

санитарные требования и процедуры;

ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные требования, имеющие общий характер;

специальные требования к ОТР, требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов), с учетом степени риска причинения вреда.

При установлении в проекте ТР конкретных значений показателей, включая числовые значения, следует применять единицы величин в соответствии с Международной системой единиц (СИ) или единицы величин.

При значительном объеме требований к ОТР ТР допускается их приведение в приложениях к ТР.

В случае если для защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения, необходимо установление требований к конструкции ОТР, допускается приведение таких требований непосредственно.

В ТР не включаются:

требования к качеству и потребительским свойствам ОТР;

требования к конструкции и исполнению ОТР, за исключением случаев, если из-за отсутствия этих требований не обеспечивается достижение целей технического регулирования (пункт 4 статьи 7 Закона);

требования, относящиеся к накапливаемым во времени свойствам, способным причинить вред после преодоления определенного "порога накопления". В этом случае в ТР включаются требования, касающиеся информирования приобретателя о возможном вреде и факторах, от которых он зависит (пункт 7 статьи 7 Закона).

80.7. Раздел "Обеспечение соответствия ОТР требованиям ТР"

В данном разделе целесообразно устанавливать условия обеспечения соответствия ОТР требованиям ТР, в том числе положения о том, что обеспечение соответствия может осуществляться в обоснованных случаях путем применения на добровольной основе стандартов, включенных в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР, или иным способом с учетом специфики ОТР.

Также может быть указано, что методы исследований (испытаний) и измерений, проводимых при оценке соответствия ОТР требованиям ТР, устанавливаются в стандартах, включенных в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР и осуществления оценки соответствия ОТР.

80.8. Раздел "Оценка соответствия ОТР".

Для каждой формы оценки соответствия, включаемой в ТР, необходимо указать: органы и организации, уполномоченные проводить мероприятия по подтверждению соответствия, их полномочия, методы и процедуры оценки соответствия, стадию производства, жизненного цикла продукции, на которой осуществляется подтверждение соответствия.

В техническом регламенте также могут определяться:

состав доказательственных материалов для подтверждения соответствия продукции требованиям соответствующего ТР;

возможность или недопустимость привлечения доказательств третьей стороны, а также требования к этой организации;

требования к аккредитации (области аккредитации) и оснащению органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), входящих в схемы обязательного подтверждения соответствия ОТР требованиям соответствующего ТР;

порядок применения выбранной формы подтверждения соответствия к продукции, впервые выпущенной на территории Российской Федерации.

При оценке соответствия конкретного вида ОТР указывается:

способ оценки соответствия и порядок ее проведения (формы, схемы и процедуры подтверждения)

круг заявителей при оценке соответствия ОТР требованиям ТР;

комплект доказательственных материалов, формируемый заявителем при проведении оценки соответствия;

сроки действия документов об оценке соответствия;

положения, касающиеся регистрации и оформления документов об оценке соответствия (при необходимости);

процедуры и условия продления, приостановления или прекращения действия документов об оценке соответствия (при необходимости).

Выбор форм и схем оценки соответствия осуществляется с учетом опасных факторов и на основе анализа рисков, характерных для ОТР ТР, с учетом положений раздела VI настоящих Методических рекомендаций.

В случае если в ранее принятых ТР в отношении ОТР ТР уже установлены формы, схемы и процедуры оценки соответствия, в разделе целесообразно устанавливать аналогичные формы, схемы и процедуры оценки соответствия.

В данном разделе также указываются особенности подтверждении соответствия для впервые выпускаемой в обращение продукции в соответствии со статьей 27 Закона.

В данном же разделе целесообразно установить условия обеспечения соответствия ОТР требованиям ТР, в том числе положения о применении национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР.

80.9. Раздел "Маркировка продукции знаком обращения на рынке"

В данном разделе могут быть приведены правила, условия и способы нанесения знака обращения продукции на рынке, а также может указываться этап, на котором осуществляется маркировка единым знаком обращения продукции на рынке.

Также в этом разделе могут содержаться нормы, содержащие требования к информации для приобретателя и маркированию продукции, такие как:

правила идентификации продукции для обеспечения ее прослеживаемости;

перечень информации для приобретателей продукции, помещаемой на этикетке, ярлыке, сопроводительной документации, и правила ее нанесения;

перечень информации для приобретателей, прилагаемой к продукции (руководство пользователя, гарантийные документы и тому подобное).

Включению подлежат только требования, которые необходимы для обеспечения безопасности продукции, но отсутствуют в Законе Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".

80.10. Раздел "Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР"

В данном разделе ТР отражаются следующие вопросы:

разграничение полномочий и функций в области организации и проведения контроля соблюдения требований ТР между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом следует определить органы государственного контроля и надзора (службы), на которые возложены контрольные полномочия в отношении соответствующего объекта технического регулирования, их полномочия и сферу ответственности;

порядок проведения государственного контроля (надзора);

отражение стадий производства/жизненного цикла продукции, на которой осуществляется государственный контроль (надзор). При этом следует учитывать, что согласно статье 33 Закона в отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

Целесообразность данного раздела обуславливается необходимостью формулирования требований по государственному контролю (надзору), которые отличаются от положений, установленных Законом, законодательством о государственном контроле (надзоре).

Указываются особенности проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР как на стадии обращения ОТР на территории Российской Федерации, так и на стадиях эксплуатации, вывода из эксплуатации и утилизации, если это необходимо для обеспечения безопасности.

Указываются требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам, а также их права при проведении государственного контроля (надзора).

В тексте ТР указываются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции государственного контроля (надзора) за соблюдением соответствующих требований ТР. Название органа необходимо указывать в соответствии с его компетенцией, определенной в положении о нем.

В ТР определяются сферы контроля (полномочия) каждого контрольно-надзорного органа. Контроль одной нормы (требования) ТР двумя и более надзорными органами не допускается.

80.11. Раздел "Порядок введения в действие ТР и переходные положения"

Порядок введения в действие требований ТР и переходные положения, которые устанавливаются в указанном разделе, могут содержать:

сроки действия документов об оценке соответствия обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Евразийского экономического союза (далее - Союз), или законодательством Российской Федерации, выданных или принятых в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования ТР, до дня вступления в силу ТР Союза;

сроки и условия производства и выпуска в обращение продукции, являющейся объектом технического регулирования ТР, в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными актами, входящими в право Союза, или законодательством Российской Федерации;

сроки и условия производства и выпуска в обращение продукции, являющейся объектом технического регулирования ТР, не подлежавшей до дня вступления в силу ТР Союза обязательной оценке соответствия согласно актам, входящим в право Союза, или законодательству Российской Федерации;

иные положения.

80.12. Приложения

В приложениях к ТР в случае значительного объема могут приводиться:

перечень ОТР, на которые распространяется (не распространяется) действие ТР;

требования к ОТР ТР;

перечень опасных факторов, характерных для ОТР ТР;

иные положения.

Данный раздел не является обязательным. В случае необходимости приведения в ТР для детализации установленных требований таблиц, графиков, карт, схем, они оформляются в виде приложений, а соответствующие нормы ТР имеют ссылки на соответствующие приложения. Также в приложение выносятся технические и технологические показатели объекта технического регулирования. Взаимные отсылки в приложениях, относящихся к другим приложениям, как правило, не допускаются. Приложения не могут иллюстрироваться (поясняться) другими приложениями.

Вопросы, связанные с порядком введения ТР в действие; действием выданных до вступления в силу ТР документов, подтверждающих соответствие объектов технического регулирования установленным требованиям; порядком вступления в силу ТР отражаются в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, которыми утверждаются ТР.

Следует также обратить внимание на необходимость унифицированного подхода к структурированию ТР; выработать единообразные правила их внешнего структурного оформления.