<Письмо> Минздрава России от 04.04.2022 N 22-5/И/2-5341 <Об изменениях в законодательстве Российской Федерации, касающихся закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд>

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 апреля 2022 г. N 22-5/И/2-5341

Министерство здравоохранения Российской Федерации сообщает об изменениях в законодательстве Российской Федерации, касающихся закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Издан Федеральный закон от 26 марта 2022 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона N 64-ФЗ статья 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) дополнена частью 71, устанавливающей, что в 2022 и 2023 годах при определении заказчиками из числа федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений или государственных унитарных предприятий, а также муниципальных медицинских организаций объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий.

Также следует отметить принятие следующих постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2022 г. N 443 "Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий, которые не имеют аналогов в Российской Федерации и производство которых осуществляется производителями, происходящими из иностранного государства, не вводившего в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера", принятое в соответствии с пунктом 28.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, которым установлен порядок формирования и ведения реестра единственных поставщиков лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий Минпромторгом России.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 г. N 437 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым внесены изменения:

- в постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1186 "Об установлении размера цены контракта, предельного размера цены контракта, при которых или при превышении которых существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации, в случае если исполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно", продлевающие для контрактов, заключенных до 31 декабря 2022 г., применение предельного размера цены контракта 1 млн. рублей, при которой или при превышении которой существенные условия заключенного на срок не менее 1 года контракта, предусмотренного частью 16.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ (то есть контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства), контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, могут быть изменены в случае возникновения при исполнении такого контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию;

- в Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783, которыми предусматривается возможность списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, по которым в 2022 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2022 году цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 г. N 417 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - постановление N 417), которое уточняет положения Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078, и приравнивает введение политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введение иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера) к обстоятельствам непреодолимой силы, то есть чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельствам, при этом наличие подтверждения, что такие обстоятельства явились причиной невозможности надлежащего исполнения контракта является основанием для принятия органом контроля решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Отдельно следует отметить следующие изменения, коснувшиеся закупок товаров, работ, услуг в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).

1. Постановлением N 417 также внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в части сокращения предельного срока оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора) с 15 до 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).

2. Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 г. N 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" установлено, что с 31 марта 2022 года заказчики (за исключением организаций с муниципальным участием), осуществляющие закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ (далее - заказчики), не могут осуществлять закупки иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов (далее - программное обеспечение), в целях его использования на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупки услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, без согласования возможности осуществления закупок с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Также установлено, что с 1 января 2025 года органам государственной власти, заказчикам запрещается использовать иностранное программное обеспечение на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры.

Для получения актуальной информации о принятии (опубликовании) новых нормативных правовых актов рекомендуем осуществлять ежедневный мониторинг публикаций на Официальном интернет-портале правовой информации (www.publication.pravo.gov.ru).

М.А.МУРАШКО