V. Технико-экономическое обоснование санации предприятия

1. Наличие технико-экономического обоснования (ТЭО) мероприятий по оздоровлению предприятия является обязательным условием при рассмотрении и принятии решения об оказании ему государственной поддержки.

2. ТЭО должно содержать следующие основные разделы:

1) Общие положения.

2) Характеристика предприятия, состав и мощности производств, номенклатура выпускаемой продукции, ее качество, технический уровень, сырьевая база и др.

3) Потребность в выпускаемой продукции, анализ рынка.

4) Потребности в материальных и энергетических ресурсах, источники их обеспечения.

5) Основные технические решения по перепрофилированию предприятия (реконструкции, техперевооружению). Используемые технологии и оборудование.

6) Численность персонала и производительность труда.

7) Смета на строительство (реконструкцию, техперевооружение).

8) Себестоимость продукции.

9) Эффективность мероприятий по оздоровлению предприятия.

10) Основные технико-экономические показатели.

11) Финансовая и экономическая оценка.

12) Выводы и рекомендации.

3. Возможно предоставление ТЭО мероприятий по оздоровлению предприятия, выполненное по международным методикам (например, разработанным "ЮНИДО").

4. Для проведения экспертизы ТЭО (проектов) с целью принятия решения об оказании государственной поддержки или санации предприятия необходимо:

- единство системы оценочных показателей ТЭО;

- единство единиц измерений этих показателей;

- единство методических подходов при формировании этих показателей.

Состав оценочных показателей рекомендуется сосредоточить в трех группах: призначные, обосновывающие и первичные. Они в свою очередь подразделяются на базисные (фактического состояния) и прогнозные (состояния предприятия в результате санационных мер). В качестве призначных оценочных показателей эффективности санационного проекта рекомендуется рассматривать:

- рентабельность (величину среднегодовой прибыли к годовым издержкам или балансовой стоимости основных фондов) в базисном и прогнозируемом периодах (дисконтированные, т.е. приведенные к сопоставимому по времени виду);

- срок окупаемости (прогнозируемую величину среднегодовой прибыли к дисконтированной величине санационных затрат);

- "точку безубыточности" (соотношение показателя минимальной величины прогнозируемой рентабельности к сроку погашения инвестиций).

В качестве обосновывающих показателей рекомендуется рассматривать показатели: среднегодовой стоимости реализованной продукции, издержек производства и обращения, прибыли, стоимости основных фондов и оборотных средств в базисном и прогнозируемом периодах (с соответствующим дисконтированием).

В качестве первичных оценочных показателей рекомендуется принимать:

1) общий размер и виды санационных средств (инвестиций), характер их распределения во времени (единоразовые, распределенные по периоду санирования), направления их использования;

2) среднегодовую стоимость реализованной продукции, начиная с базисного года и до окончания срока возврата санационных инвестиций (дисконтированную по годам);

при тех же условиях оценки:

3) среднегодовую величину прибыли предприятия;

4) годовые ставки налогов и арендных платежей, отчислений в фонды, проценты за банковский кредит, выплаты дивидендов (в случаях акционирования предприятия);

5) годовые издержки производства и обращения, накладные расходы (при тех же условиях);

6) сроки и условия погашения санационных кредитов;

7) среднегодовую численность работников предприятия;

8) степень изношенности основных фондов;

9) степень загруженности производственных мощностей;

10) объемы и направления производственных капитальных вложений в предприятие (за 6 лет, предшествующих базисному, включая последний).

При проведении экспертизы особое внимание рекомендуется уделять показателям, характеризующим финансовую устойчивость проекта, инвестиционные затраты, а также графикам возврата льготных кредитных ресурсов. Важное место должно отводиться анализу прогнозных показателей рынков сбыта продукции.

Экономические показатели санационных проектов должны рассматриваться с позиции изменений по следующим основным параметрам:

рост прибыли (может быть достигнут за счет роста объемов производства при сохранении действующего уровня цен, снижения издержек производства и внереализованных потерь, соблюдения договоров - поставок);

направление распределения прибыли (приоритет должен быть отдан развитию производства);

снижение издержек производства (за счет технического перевооружения, модернизации, улучшения использования основных фондов, рационального использования сырья, сокращения потерь от брака);

сокращение сверхнормативных запасов товарно - материальных ценностей (за счет ускорения оборачиваемости, доведения запасов до обоснованной величины).

В приложении 3 приведены экономические показатели для оценки целесообразности оказания государственной поддержки программ развития предприятий.

5. Величина государственной поддержки для оздоровления финансового положения неплатежеспособного предприятия (Пg) рассчитывается по следующей формуле:

Пg = З - (Р + R),

где З - сумма затрат на осуществление мер, обеспечивающих рентабельную работу неплатежеспособного предприятия, в тыс. руб.;

Р - стоимость внутренних резервов неплатежеспособного предприятия, используемая для финансового оздоровления, в тыс. руб.;

R - стоимость помощи, оказываемой предприятиями, заинтересованными в рентабельной работе неплатежеспособного предприятия, в тыс. руб.

Величина государственной поддержки, исчисленная по приведенной формуле, является одним из наиболее важных показателей, фиксируемых в санационном проекте.

Стоимость внутренних резервов неплатежеспособного предприятия, используемая для его финансового оздоровления, формируется за счет:

- реализации продукции, пользующейся ограниченным спросом;

- реализации продукции по более низким ценам, чем цены, реализация продукции по которым ограничивает ее сбыт;

- сокращения дебиторской задолженности;

- продажи лишних товарно-материальных ценностей: оборудования, строительных материалов и т.д.;

- рационального использования производственных площадей и помещений, включая их сдачу в аренду.

Финансовая помощь неплатежеспособному предприятию для его финансового оздоровления может оказываться также предприятиями следующих трех групп, которые могут быть заинтересованы в его санации:

- предприятия - партнеры по кооперации с неплатежеспособным предприятием;

- предприятия - компании (холдинги), владеющие контрольным пакетом акций той компании, в которую входит неплатежеспособное предприятие;

- предприятия - кредиторы, имеющие уверенность в финансовом оздоровлении неплатежеспособного предприятия.

Финансовая помощь предприятиями первых двух групп оказывается, как правило, для полной или частичной оплаты просроченной задолженности кредиторам и оплаты обязательных платежей в бюджет. Последняя группа предприятий, т.е. предприятия - кредиторы, оказывает финансовую помощь главным образом путем согласия на отсрочку выплаты долгов.

Для предприятий - должников негосударственной формы собственности, обратившихся за оказанием государственной поддержки, наличие сторонних инвесторов, предприятий, заинтересованных в его санации, обязательно.

Сумма средств, предоставляемых неплатежеспособному предприятию для его финансового оздоровления, подлежащая возврату за счет части прибыли, получаемой после оздоровления, определяется по формуле сложных процентов, т. е. с учетом процентов, выплачиваемых за пользование кредитом

Q t

Agt = Ag(t-1) (1 + ─── ) - Abt,

100

где Agt - сумма долга бывшего неплатежеспособного предприятия

в t-м порядковом году, отсчитываемом от года, в

котором наступило финансовое оздоровление, в тыс.

руб.;

Ag(t-1) - сумма долга бывшего неплатежеспособного предприятия,

исчисленная для года, предшествующего t-му

порядковому году, в тыс. руб.; для первого года,

т.е. года, следующего за годом, в котором достигнуто

финансовое оздоровление предприятия, Ag(t-1)

равняется первоначальной величине долга бывшего

неплатежеспособного предприятия;

Q - ставка платы за пользование предоставляемым

кредитом, в процентах;

Abt - сумма долга, выплаченного бывшим неплатежеспособным

предприятием в t-м порядковом году;

t - порядковый номер года, для которого определяется

сумма невыплаченного долга бывшим неплатежеспособным

предприятием; отсчет ведется от года, в котором

наступило финансовое оздоровление

неплатежеспособного предприятия.