V. Технико-экономическое обоснование санации предприятия
1. Наличие технико-экономического обоснования (ТЭО) мероприятий по оздоровлению предприятия является обязательным условием при рассмотрении и принятии решения об оказании ему государственной поддержки.
2. ТЭО должно содержать следующие основные разделы:
2) Характеристика предприятия, состав и мощности производств, номенклатура выпускаемой продукции, ее качество, технический уровень, сырьевая база и др.
3) Потребность в выпускаемой продукции, анализ рынка.
4) Потребности в материальных и энергетических ресурсах, источники их обеспечения.
5) Основные технические решения по перепрофилированию предприятия (реконструкции, техперевооружению). Используемые технологии и оборудование.
6) Численность персонала и производительность труда.
7) Смета на строительство (реконструкцию, техперевооружение).
9) Эффективность мероприятий по оздоровлению предприятия.
10) Основные технико-экономические показатели.
11) Финансовая и экономическая оценка.
3. Возможно предоставление ТЭО мероприятий по оздоровлению предприятия, выполненное по международным методикам (например, разработанным "ЮНИДО").
4. Для проведения экспертизы ТЭО (проектов) с целью принятия решения об оказании государственной поддержки или санации предприятия необходимо:
- единство системы оценочных показателей ТЭО;
- единство единиц измерений этих показателей;
- единство методических подходов при формировании этих показателей.
Состав оценочных показателей рекомендуется сосредоточить в трех группах: призначные, обосновывающие и первичные. Они в свою очередь подразделяются на базисные (фактического состояния) и прогнозные (состояния предприятия в результате санационных мер). В качестве призначных оценочных показателей эффективности санационного проекта рекомендуется рассматривать:
- рентабельность (величину среднегодовой прибыли к годовым издержкам или балансовой стоимости основных фондов) в базисном и прогнозируемом периодах (дисконтированные, т.е. приведенные к сопоставимому по времени виду);
- срок окупаемости (прогнозируемую величину среднегодовой прибыли к дисконтированной величине санационных затрат);
- "точку безубыточности" (соотношение показателя минимальной величины прогнозируемой рентабельности к сроку погашения инвестиций).
В качестве обосновывающих показателей рекомендуется рассматривать показатели: среднегодовой стоимости реализованной продукции, издержек производства и обращения, прибыли, стоимости основных фондов и оборотных средств в базисном и прогнозируемом периодах (с соответствующим дисконтированием).
В качестве первичных оценочных показателей рекомендуется принимать:
1) общий размер и виды санационных средств (инвестиций), характер их распределения во времени (единоразовые, распределенные по периоду санирования), направления их использования;
2) среднегодовую стоимость реализованной продукции, начиная с базисного года и до окончания срока возврата санационных инвестиций (дисконтированную по годам);
3) среднегодовую величину прибыли предприятия;
4) годовые ставки налогов и арендных платежей, отчислений в фонды, проценты за банковский кредит, выплаты дивидендов (в случаях акционирования предприятия);
5) годовые издержки производства и обращения, накладные расходы (при тех же условиях);
6) сроки и условия погашения санационных кредитов;
7) среднегодовую численность работников предприятия;
8) степень изношенности основных фондов;
9) степень загруженности производственных мощностей;
10) объемы и направления производственных капитальных вложений в предприятие (за 6 лет, предшествующих базисному, включая последний).
При проведении экспертизы особое внимание рекомендуется уделять показателям, характеризующим финансовую устойчивость проекта, инвестиционные затраты, а также графикам возврата льготных кредитных ресурсов. Важное место должно отводиться анализу прогнозных показателей рынков сбыта продукции.
Экономические показатели санационных проектов должны рассматриваться с позиции изменений по следующим основным параметрам:
рост прибыли (может быть достигнут за счет роста объемов производства при сохранении действующего уровня цен, снижения издержек производства и внереализованных потерь, соблюдения договоров - поставок);
направление распределения прибыли (приоритет должен быть отдан развитию производства);
снижение издержек производства (за счет технического перевооружения, модернизации, улучшения использования основных фондов, рационального использования сырья, сокращения потерь от брака);
сокращение сверхнормативных запасов товарно - материальных ценностей (за счет ускорения оборачиваемости, доведения запасов до обоснованной величины).
В приложении 3 приведены экономические показатели для оценки целесообразности оказания государственной поддержки программ развития предприятий.
5. Величина государственной поддержки для оздоровления финансового положения неплатежеспособного предприятия (Пg) рассчитывается по следующей формуле:
где З - сумма затрат на осуществление мер, обеспечивающих рентабельную работу неплатежеспособного предприятия, в тыс. руб.;
Р - стоимость внутренних резервов неплатежеспособного предприятия, используемая для финансового оздоровления, в тыс. руб.;
R - стоимость помощи, оказываемой предприятиями, заинтересованными в рентабельной работе неплатежеспособного предприятия, в тыс. руб.
Величина государственной поддержки, исчисленная по приведенной формуле, является одним из наиболее важных показателей, фиксируемых в санационном проекте.
Стоимость внутренних резервов неплатежеспособного предприятия, используемая для его финансового оздоровления, формируется за счет:
- реализации продукции, пользующейся ограниченным спросом;
- реализации продукции по более низким ценам, чем цены, реализация продукции по которым ограничивает ее сбыт;
- сокращения дебиторской задолженности;
- продажи лишних товарно-материальных ценностей: оборудования, строительных материалов и т.д.;
- рационального использования производственных площадей и помещений, включая их сдачу в аренду.
Финансовая помощь неплатежеспособному предприятию для его финансового оздоровления может оказываться также предприятиями следующих трех групп, которые могут быть заинтересованы в его санации:
- предприятия - партнеры по кооперации с неплатежеспособным предприятием;
- предприятия - компании (холдинги), владеющие контрольным пакетом акций той компании, в которую входит неплатежеспособное предприятие;
- предприятия - кредиторы, имеющие уверенность в финансовом оздоровлении неплатежеспособного предприятия.
Финансовая помощь предприятиями первых двух групп оказывается, как правило, для полной или частичной оплаты просроченной задолженности кредиторам и оплаты обязательных платежей в бюджет. Последняя группа предприятий, т.е. предприятия - кредиторы, оказывает финансовую помощь главным образом путем согласия на отсрочку выплаты долгов.
Для предприятий - должников негосударственной формы собственности, обратившихся за оказанием государственной поддержки, наличие сторонних инвесторов, предприятий, заинтересованных в его санации, обязательно.
Сумма средств, предоставляемых неплатежеспособному предприятию для его финансового оздоровления, подлежащая возврату за счет части прибыли, получаемой после оздоровления, определяется по формуле сложных процентов, т. е. с учетом процентов, выплачиваемых за пользование кредитом
Q t
Agt = Ag(t-1) (1 + ─── ) - Abt,
100
где Agt - сумма долга бывшего неплатежеспособного предприятия
в t-м порядковом году, отсчитываемом от года, в
котором наступило финансовое оздоровление, в тыс.
руб.;
Ag(t-1) - сумма долга бывшего неплатежеспособного предприятия,
исчисленная для года, предшествующего t-му
порядковому году, в тыс. руб.; для первого года,
т.е. года, следующего за годом, в котором достигнуто
финансовое оздоровление предприятия, Ag(t-1)
равняется первоначальной величине долга бывшего
неплатежеспособного предприятия;
Q - ставка платы за пользование предоставляемым
кредитом, в процентах;
Abt - сумма долга, выплаченного бывшим неплатежеспособным
предприятием в t-м порядковом году;
t - порядковый номер года, для которого определяется
сумма невыплаченного долга бывшим неплатежеспособным
предприятием; отсчет ведется от года, в котором
наступило финансовое оздоровление
неплатежеспособного предприятия.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей