Учет архивных документов - это определение количества и состава архивных документов в единицах учета и отражение этого количества и состава в учетных документах для контроля за их наличием и состоянием.
Единицами учета архивных документов являются:
- единица хранения - дело, в том числе, электронное дело (п. 3.3. Правил).
Учету подлежат все хранящиеся в архиве организации документы (п. 3.1. Правил).
В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (ст. 19, п. 1) учет документов Архивного фонда Российской Федерации в архиве организации является обязательным, его порядок должен соответствовать требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере архивного дела.
На основе учетных документов архив организации - источника комплектования государственного (муниципального) архива предоставляет в государственный (муниципальный) архив сведения об объеме и составе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов (п. 3.2 Правил).
Для централизованного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации в архиве организации - источнике комплектования государственного (муниципального) архива по установленной форме составляется паспорт архива организации (п. 3.12. Правил).
Учет документов основывается на принципах:
- централизации (учет и сохранность учетных документов осуществляется специально выделенным сотрудником (сотрудниками - при наличии нескольких хранилищ);
- унификации (применение единых единиц учета);
- преемственности (применение единых форм учета на всех стадиях работы, начиная со стадии делопроизводства);
- динамичности (своевременное внесение данных в учетные документы);
- системности (обеспечивается взаимосвязью и взаимодополняемостью учетных данных различных учетных документов);
- полноты и достоверности (обеспечивается взаимопроверкой внесения одинаковых учетных данных в различные учетные документы).
Учет как вид деятельности представляет собой ведение учетных документов в соответствии с требованиями, установленными Правилами.
Архивом организации ведутся основные (обязательные) и вспомогательные учетные документы (п. 3.5., 3.6. Правил), представляющие собой комплекс взаимосвязанных документов, содержащих сведения о количестве и составе архивных документов организации, а также об их изменении. Состав и формы основных учетных документов определены п. 3.6 Правил. Состав и формы вспомогательных учетных документов определяются архивом самостоятельно, это могут быть карточки и книги движения фондов, описей дел, документов, книги учета документов, переданных в другие архивы, книги учета фондов и документов, выделенных к уничтожению, книги повидового учета документов и др., в том числе самостоятельно разработанные учетные документы. Вспомогательные учетные документы могут вестись на бумажном носителе и/или в электронной форме.
Учетные документы архива организации, кроме описей дел, документов являются внутренними документами архива и пользователям не выдаются (п. 3.14. Правил).
Учетные документы хранятся в сейфах или металлических шкафах архивохранилища. Архив организации может также вести учет архивных документов с применением информационных технологий (п. 3.13. Правил).
Для организации и ведения учета архивных документов в архиве организации могут разрабатываться локальные нормативные акты.
Выделяется несколько процессов, при выполнении которых ведутся соответствующие учетные формы:
- учет поступления дел - книга учета поступления и выбытия дел, документов (приложение N 11 Правил), лист фонда (приложение N 13 Правил);
- учет количества и состава дел - описи (годовые разделы описей) дел, документов (приложения N 14 - 18 Правил);
- учет количества и состава описей дел - реестр описей (приложение N 19 Правил);
- учет количества и состава фондов - список фондов (приложение N 12 Правил);
- учет изменений в количестве и составе документов фонда - лист фонда (приложение N 13 Правил);
- учет выбытия дел - книга учета поступления и выбытия дел, документов (приложение N 11 Правил), лист фонда (приложение N 13 Правил);
- учет использования документов.
В графическом виде ведение основных учетных документов в архиве организации представлено на схеме 16 приложения N 4.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей