Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.4. Оценка выступлений

2.4.1. Судейство программ классического стиля:

2.4.1.1. Судьи по пилотажу независимо друг от друга оценивают качество выполнения каждой фигуры по десятибалльной системе с точностью до 0,5 балла с последующим переводом баллов в очки путем умножения на коэффициент сложности фигуры.

2.4.1.2. Оценка судей за качество выступления участника равна сумме очков за каждую фигуру комплекса.

2.4.1.3. Нарушение нижнего и верхнего пределов высоты, выполнение отмашек, прерывание фиксируются решением большинства судей.

2.4.1.4. Решение о дисквалификации спортсмена принимается жюри.

2.4.1.5. Оценка судьи за выступление участника равна оценке за качество минус суммарный штраф из протокола штрафов главного судьи, который составляется согласно протоколам судей по пилотажу, судьи - наблюдателя.

2.4.1.6. Протоколы судей регулярно собираются и контролируются помощниками судей и главным судьей.

2.4.1.7. Если судья оценивает выполнение фигуры мягким нулем (0.0), его оценка остается действительной для определения результатов. Судья должен обозначать причину, по которой он поставил эту оценку.

2.4.1.8. Если судья считает, что выполненная фигура не соответствует заданным параметрам, которые не могут быть подтверждены как факт (штопорной срыв, величина скольжения на хвост и т.п.), фигура оценивается "нулем по восприятию" (PZ). Судья должен обозначить причину, по которой он поставил эту оценку. Главный судья должен убедиться, что PZ поставлен за фигуру и по причине, по которой эта оценка может применяться.

2.4.1.9. Если судья ставит твердый ноль за выполнение фигуры (HZ), то:

а) он обязан отметить в судейской записке причину (факт), за который поставлена оценка;

б) в случае подтверждения факта главным судьей (с просмотром видеозаписи в случае необходимости), в записке главного судьи ставится оценка подтвержденный ноль (CHZ). Все другие оценки, данные судьями за эту фигуру, исправляются на 0 в соответствии с принятой программой обсчета результатов;

в) в случае неподтверждения факта оценка твердый ноль (HZ), данная судьей неправильно, исправляется на среднее значение в соответствии с принятой программой обсчета результатов.

2.4.1.10. В спорных случаях, если главный судья не может определить правильность оценки HZ из-за неточностей в правилах, вопрос направляется на решение жюри. После принятия жюри решения, оценки исправляются соответственным образом. В этом случае судьи не получают штрафных очков, влияющих на их рейтинг.

2.4.1.11. Видеоконтроль применяется только для определения "твердых" нулей в следующих случаях:

а) определение наличия или отсутствия вращения;

б) определение направления несвязанных вращений (в одну или в разные стороны);

в) определение типа колокола (отмашка вперед или назад);

г) определение количества фиксаций;

д) отсутствие или несоответствие фигуры;

е) определение наличия или отсутствия прерывания;

ж) определение правильности выполнения отмашек;

з) хронометража финальной программы.

2.4.1.12. Если судья по какой-то причине не видел или не может оценить фигуру, он отмечает ее оценкой "A" и эта оценка исправляется на среднее значение в соответствии с принятой программой обсчета результатов.

2.4.2. Оценки за фигуры:

2.4.2.1. Судьями должны приниматься во внимание следующие принципы:

а) геометрия фигуры (рисунок, радиусы, углы, плоскость полета, направление);

б) точность выполнения, которая определяется оценочными критериями, изложенными в "Критериях судейства фигур высшего пилотажа";

в) наличие четкой горизонтальной площадки в начале и конце фигуры;

г) выполненная фигура должна соответствовать последовательности, обозначенной в формах "A", "B", "C", "L", "R". За правильность изображения фигур несет ответственность спортсмен;

д) при оценке составной фигуры принимаются во внимание критерии судейства всех ее элементов, но оценка выставляется за фигуру в целом;

е) фигуры обратные оцениваются по тем же критериям, что и прямые;

ж) за любую фигуру, начатую за судьями, дается нулевая оценка.

2.4.2.2. Отсутствие четкой горизонтальной площадки в начале и конце фигуры влечет за собой уменьшение оценки на 1 балл в каждом случае для каждой фигуры.

2.4.2.3. При завершении фигуры за каждое отклонение от правильного направления полета снимается 1 балл за каждые 5° отклонения (0,5 балла за 2,5°).

2.4.2.4. До начала следующей фигуры участник должен исправить все ошибки в направлении и так далее. Если этого не делается, то за каждую последующую фигуру, содержащую ошибку, снимается 1 балл за каждые 5° отклонения (0,5 балла за 2,5°).

2.4.2.5. За все другие отклонения от требуемой геометрии (плоскость полета, направление, угол крена) оценка снижается на 1 балл за каждые 5° (0,5 балла за 2,5°).

2.4.2.6. Проворот вращения с последующим возвратом крыльев в требуемое положение влечет снижение оценки на 1 балл за каждые 5° (0,5 балла за 2,5°) проворота. То же самое относится к завершению петель или частей петель, если нос самолета прошел через требуемое положение и затем возвращен на него.

2.4.2.7. Если фигура пилотажа имеет две или более линий, которые должны быть равной длины, то разница в длине линий должна штрафоваться:

а) видимая разница - на один балл;

б) длины выполненных линий различаются в отношении 1:2 - на 2 балла;

в) далее - до 3 баллов.

За основу берется длина первой выполненной линии.

2.4.2.8. Отсутствие линии до или после вращения штрафуется на 1 балл дополнительно. Если линий нет до и после вращения - снимается только 2 балла.

2.4.2.9. Если единственным вращением на линии является штопор, линия после него может быть выполнена любой длины. Если первым из вращений на линии является штопор, линия после второго вращения может быть выполнена любой длины.

2.4.2.10. Вращения в комбинации с виражами или петлями должны иметь постоянную угловую скорость от начала до конца. Каждая остановка вращения влечет снижение оценки на 2 балла. Видимое изменение скорости вращения влечет снижение оценки на 1 балл.

2.4.2.11. Критерии оценки виражей и петель с вращениями подразумевают равномерное расположение вращений по фигуре. Если предписанное количество вращений закончено до/после нужной точки на фигуре, оценка снижается на 1 балл за каждые 5° оставшегося сегмента виража или петли.

2.4.2.12. Несвязанные и противоположные вращения, включая таковые на виражах и штопор, должны быть выполнены как один непрерывных маневр; короткая остановка между вращениями должна быть минимальной, сравнимой с фиксацией при выполнении фиксированных вращений. Наличие линии между несвязанными или противоположными вращениями ведет к снижению оценки на 2 балла.

2.4.2.13. Оценка "0" выставляется за фигуру:

1) "Численный ноль" (обозначается 0.0 в судейской записке) - суммарное снижение оценки достигает 10 баллов. Судья должен отметить в записке причину такой оценки;

2) "Ноль по восприятию" судьи (обозначается PZ в судейской записке) - судья ставит оценку PZ, когда фигура не соответствует его понятию о выполнении элемента этой фигуры (штопорное вращение, штопор, скольжение на хвост и тому подобное). Судья, поставивший PZ, должен отметить в записке причину такой оценки;

3) "Твердый ноль" (обозначается HZ в судейской записке) - за фактическое отклонение, которое может быть подтверждено просмотром видеозаписи:

а) любое отклонение от установленного направления превышает 90°;

б) когда вращение наложено на вираж или петлю:

если вращение закончено, но 90° или более виража или петли еще надо выполнить,

если вираж или петля выполнены, но 90° или более вращения еще надо выполнить;

в) любое другое отклонение от геометрии фигуры/линии пути/положения самолета превышает 90°;

г) пропущена установленная фигура или ее часть;

д) выполнена любая другая фигура, отличающаяся от изображенной в форме, используемой судьей (форма "B" или "C", "L" или "R");

е) фигура начата за судьями. Если судья считает, что фигура начата за головой судьи, соответствующая отметка должна быть сделана, но фигура должна быть оценена. Решение о том, была ли фигура выполнена за головами судей, принимается большинством голосов судей. Соответственно, оценки всех судей исправляются на HZ по решению большинства;

ж) любая часть не была видна, т.к. выполнялась за облаками. Если фигура была видима большинству судей, главный судья должен проинструктировать судей, не увидевших часть фигуры изменить их оценку с "HZ" на "A";

4) Судья обязан отметить в судейской записке причину (факт), за который поставлена оценка HZ.

2.4.2.14. Если следующая за оцененной "0" фигура выполнена правильно в правильном направлении, она должна быть оценена нормальным образом.

2.4.2.15. Если полет участника был прерван по команде судьи по безопасности, все фигуры, выполненные до команды судьи оцениваются, за остальные участник получает "твердый ноль".

2.4.2.16. Если участник выполняет фигуру внутри или вне зоны пилотирования (квадрата) таким образом, что ее расположение не позволяет достаточно точно определить рисунок фигуры или положение самолета, снижение оценки на 2 балла должно применяться за каждый элемент фигуры, который не может быть должным образом оценен.

2.4.3. Оценки за место пилотажа:

2.4.3.1. Участники соревнований должны стараться выполнять свои программы в пределах зоны пилотажа (квадрата) и симметрично относительно вторичной (поперечной) оси.

2.4.3.2. В зависимости от высоты и природы выполняемой фигуры, существует также оптимальное расстояние от судей для расположения каждой фигуры. На этом расстоянии геометрические ошибки в фигуре и точный характер фигуры ясны и легко оцениваются.

2.4.3.3. Высшая оценка дается, когда центральная точка соревновательного полета находится над поперечной осью и каждая фигура оптимально расположена внутри зоны пилотажа.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду таблица 11, а не таблица 10.

2.4.3.4. Для определения оценки за место пилотажа судьи могут пользоваться системой пометок <1>, приведенной в таблице 10.

--------------------------------

<1> Данная система является рекомендуемой и призвана помочь судье последовательно оценивать выступление спортсменов.