8. Проверка соблюдения требований, предусмотренных п. 7 ст. 1483 Кодекса |
|||||||||||||||
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, охраняемым в Российской Федерации, а также с обозначением, заявленным на регистрацию в качестве такового до даты приоритета товарного знака, за исключением случая, если такое наименование или сходное с ним до степени смешения обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, при условии, что регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара. |
п. 7 ст. 1483 Кодекса п. 47 Правил |
||||||||||||||
Наименованием места происхождения товара является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и/или людскими факторами. |
п. 1 ст. 1516 Кодекса |
||||||||||||||
Упомянутые выше положения применяются, в том числе, и к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным выше. Примеры с подобными обозначениями приведены ниже. |
п. 1 ст. 1516 Кодекса |
||||||||||||||
Элемент товарного знака, не являющийся географическим наименованием, но ставший НМПТ |
|||||||||||||||
При проведении экспертизы обозначения, заявленного на регистрацию в качестве товарного знака, в состав которого входит элемент, являющийся наименованием географического объекта, устанавливается принципиальная возможность предоставления правовой охраны данному обозначению. В первую очередь, необходимо определить, не является ли данное обозначение или его элемент наименованием географического объекта, ставшим известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и/или людскими факторами. Если в результате анализа заявленного обозначения будет сделан вывод о возможности его восприятия как указания на место производства (происхождения) товара, для принятия решения об отказе в регистрации товарного знака может оказаться достаточным применения положения, не допускающего регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью и состоящих только из элементов, являющихся указанием на место производства товара. |
пп. 3 п. 1 ст. 1483 Кодекса |
||||||||||||||
Вместе с тем не во всех случаях имеются основания для однозначного вывода о возможности восприятия заявленного обозначения как указания на место производства товара. Кроме этого, не каждое заявленное обозначение (или его элемент), являющееся наименованием географического объекта, можно отнести к обозначениям, представляющим собой название географического объекта, ставшее известным в результате его использования в отношении товара, обладающего особыми свойствами, определяемыми характерными для данного географического объекта природными условиями и/или людскими факторами. Это может быть установлено только в результате проведения поиска на тождество и сходство до степени смешения заявленного обозначения с зарегистрированными НМПТ и с обозначениями, заявленными на регистрацию в качестве такового до даты приоритета товарного знака. В связи с этим необходимо проводить упомянутый выше поиск во всех случаях, когда установлено, что заявленное в качестве товарного знака обозначение является либо включает наименование географического объекта или обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и/или людскими факторами. |
|||||||||||||||
При определении тождества и сходства словесных обозначений и словесных элементов комбинированных обозначений, заявленных на регистрацию в качестве товарного знака, с зарегистрированными наименованиями мест происхождения товаров и с обозначениями, заявленными на регистрацию в качестве такового до даты приоритета товарного знака (далее обозначения, заявленные на регистрацию в качестве НМПТ), используются следующие признаки в отдельности и/или в их совокупности: 1) полное вхождение в заявленное обозначение зарегистрированного наименования места происхождения товаров/обозначения, заявленного на регистрацию в качестве НМПТ; 2) полное вхождение в заявленное обозначение зарегистрированного наименования места происхождения товаров/обозначения, заявленного на регистрацию в качестве НМПТ, в дополнение к другим словесным и/или изобразительным элементам (при сравнении заявленного комбинированного обозначения, содержащего словесный элемент (словесные элементы), с тождественным или сходным до степени смешения выявленным НМПТ, не исследуется значимость (доминирование) положения, занимаемого элементом, тождественным или сходным до степени смешения с НМПТ; заявленное обозначение должно признаваться сходным до степени смешения с НМПТ в целом, даже если такой элемент не занимает в нем доминирующего положения; не имеет значение, придает ли другой словесный и/или изобразительный элемент различительную способность заявленному обозначению; не следует учитывать место расположения или размер шрифта, шрифтовое исполнение НМПТ в составе всего заявленного обозначения); 3) вхождение в заявленное обозначение части зарегистрированного наименования места происхождения товаров/обозначения, заявленного на регистрацию в качестве НМПТ; 4) вхождение в заявленное обозначение производных от зарегистрированного наименования места происхождения товаров/обозначения, заявленного на регистрацию в качестве НМПТ, например, таких как эквивалентное прилагательное или существительное, перевод на другой язык либо в сочетании с такими словами, как "род", "тип", "имитация" и тому подобными, что вызывает в памяти зарегистрированное наименование места происхождения товара/обозначение, заявленное на регистрацию в качестве НМПТ. Обозначениям, включающим в свой состав НМПТ, может быть предоставлена правовая охрана только в том случае, если заявка на регистрацию товарного знака подана непосредственно самим владельцем прав на НМПТ в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано данное НМПТ, и если это обозначение не является единственным элементом знака. В таком случае заявленное обозначение регистрируется как товарный знак с включением НМПТ в качестве неохраняемого элемента. |
|||||||||||||||
Словесный элемент "ХОХЛОМА" включен в товарный как неохраняемый элемент |
|||||||||||||||
Словесный элемент "ЕССЕНТУКИ" включен в товарный как неохраняемый элемент |
|||||||||||||||
В случае же если заявка подается от лица, не являющегося правообладателем исключительного права на НМПТ, и местонахождение заявителя по данной заявке не совпадает с местонахождением правообладателя исключительного права на НМПТ, то заявленному обозначению будет отказано как на основании положений, не допускающих государственную регистрацию обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с зарегистрированным или заявленным на регистрацию наименованием места происхождения товаров, так и на основании положений, не допускающих регистрацию обозначении, являющихся ложными или способными ввести потребителя в заблуждение относительно товара либо его изготовителя. Примеры: |
п. 7 ст. 1433 Кодекса |
||||||||||||||
пп. 1 п. 3 ст. 1483 Кодекса |
|||||||||||||||
(ТЕКИЛА) |
Регуладор Дель Текила АС. (Совет по Регулированию напитка TEQUILA (Текила) Мексика |
||||||||||||||
MARKETING Sp. z O.O. (Польша) |
Отказ в предоставлении правовой охраны на территории РФ на основании п. 3 ст. 1483, п. 7 ст. 1483 Кодекса |
||||||||||||||
В случае если на регистрацию заявлено обозначение, в состав которого входит широко известное, но не имеющее на территории Российской Федерации охрану в качестве НМПТ обозначение (например, "Палех", "Дымковская игрушка" и др.), то подобные обозначения не подпадают ПОД действие положений, не допускающих государственную регистрацию обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с зарегистрированным или заявленным на регистрацию наименованием места происхождения товаров. Тем не менее их регистрация в качестве товарных знаков на имя лиц, не имеющих отношения к производству традиционных товаров, может рассматриваться, как вводящая в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя, а также как противоречащая общественным интересам. Однако в случае если заявитель подтвердит право на производство данного товара и если заявленное обозначение не вводит в заблуждение в отношении производителя и места происхождения товара, и обозначение не является единственным элементом заявленного обозначения, то ему может быть предоставлена правовая охрана в качестве товарного знака с исключением из самостоятельной правовой охраны такого элемента. Как правило, при проведении экспертизы подобных обозначений, у заявителя запрашивается разрешение компетентного органа, подтверждающего право заявителя на использование в своем товарном знаке, обозначения, которое в перспективе может быть зарегистрировано в качестве НМПТ. Обозначения, являющиеся НМПТ, не должны включаться в перечень товаров и/или услуг в отношении заявленных обозначений, поскольку это может привести к превращению этих объектов в видовое наименование товара. Если экспертизой в перечне товаров и услуг выявлен термин, являющийся наименованием географического объекта, то в адрес заявителя направляется уведомление, в котором говорится о невозможности включения данного термина в перечень товаров и услуг. В случае же, если данное обозначение уже охраняется на территории Российской Федерации в качестве НМПТ или подана заявка на регистрацию обозначения в качестве НМПТ, то экспертизе необходимо в своем уведомлении сослаться на номер охранного документа или номер заявки. Для исключения подобных ситуаций, к примеру, предлагается использовать следующие формулировки товаров, включающих такое наименование географического объекта, как "ТЕКИЛА". Формулировка данных товаров звучит следующим образом: "Спиртные напитки, охраняемые наименованием места происхождения "ТЕКИЛА". |
п. 7 ст. 1483 Кодекса |
||||||||||||||
п. 3 ст. 1483 Кодекса |
|||||||||||||||
В случае же если место нахождения заявителя по заявке, перечень товаров которой содержит любое указание на место происхождения товара, не соответствует действительности, то экспертиза отказывает в регистрации заявленному обозначению в качестве товарного знака в отношении соответствующего перечня, как являющегося ложным или способным ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Примеры: |
п. 3 ст. 1483 Кодекса |
||||||||||||||
Вид решения, применение п. 7 ст. 1483 Кодекса |
|||||||||||||||
АРХЫЗ |
Предоставление правовой охраны. Словесный элемент "АРХЫЗИК" включен как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на наименование "АРХЫЗ", в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара |
||||||||||||||
АРХЫЗ |
Отказ в предоставлении правовой охраны ввиду отсутствия у заявителя права использования этого НМПТ |
||||||||||||||
БАШКИРСКИЙ МЕД |
Отказ в предоставлении правовой охраны ввиду отсутствия у заявителя права использования этого НМПТ |
||||||||||||||
(БУДЕЕВИЦКИ ПИВО - БУДВАР) BUDEJOVICKE PIVO - BUDVAR |
Отказ в предоставлении правовой охраны ввиду отсутствия у заявителя права использования этого НМПТ |
||||||||||||||
Международная регистрация N 1156160 Budweiser Budvar |
|||||||||||||||
МАШУК N 19 |
Отказ в предоставлении правовой охраны ввиду отсутствия у заявителя права использования этого НМПТ |
||||||||||||||
ХОХЛОМА |
Изделия из древесины художественно-декоративного и утилитарного назначения |
Отказ в предоставлении правовой охраны ввиду отсутствия у заявителя права использования этого НМПТ |
|||||||||||||
РУССКАЯ ВОДКА |
Отказ в предоставлении правовой охраны ввиду отсутствия у заявителя права использования этого НМПТ |
||||||||||||||
РУССКАЯ ВОДКА |
Отказ в предоставлении правовой охраны ввиду отсутствия у заявителя права использования этого НМПТ |
||||||||||||||
Алкогольный напиток из выдержанного виноградного спирта, полученного перегонкой; бренди |
Отказ в предоставлении правовой охраны ввиду отсутствия у заявителя права использования этого НМПТ |
||||||||||||||
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей