Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Проверка соблюдения требований, предусмотренных ст. 1477 Кодекса

Товарные знаки представляют собой средства индивидуализации, которые являются обозначениями, служащими соответственно для индивидуализации товаров или работ, услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

ст. 1477 Кодекса

Таким образом, к товарным знакам выдвигается следующее требование: они должны индивидуализировать соответственно товары или работы, услуги юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы следующие виды обозначений: словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

п. 1 ст. 1482 Кодекса

п. 32 Правил

Наибольшее количество обозначений, подаваемых на регистрацию в качестве товарных знаков, составляют словесные обозначения, комбинированные обозначения, а также изобразительные обозначения.

К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, а также их сочетания.

п. 32 Правил

К изобразительным обозначениям относятся изображения на плоскости живых существ, предметов, природных и иных объектов, композиции линий, пятен, любых фигур.

п. 32 Правил

К комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного вида обозначений: изобразительных, словесных, объемных и других обозначений, перечень которых является открытым (в том числе, например, этикетки и полиграфические упаковки).

п. 32 Правил

Следует отметить, что в последнее время все чаще в качестве товарных знаков регистрируются такие относительно новые виды обозначений, как, например, объемные, звуковые, позиционные, изменяющиеся, цветовые, световые, голографические обозначения. Указанные виды обозначений используются производителями товаров, как правило, для усиления привлекательности своей продукции и рекламирования товаров и услуг с помощью средств радио, телевидения, сети Интернет.

К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур в пространственном расположении. В большинстве случаев в качестве объемных товарных знаков регистрируются оригинальная форма товара или его упаковки, а также форма отдельных деталей товара или упаковки. При этом заявляемые объемные обозначения представляются в виде изображения общего вида этого обозначения (схематическое, фотографическое или выполненное в графическом редакторе в электронно-цифровой форме). Кроме того, дополнительно могут представляться изображения всех необходимых проекций заявленного обозначения, характеризующих обозначение как объемное и дающих исчерпывающее представление о разных видах этого обозначения. Примеры зарегистрированных объемных товарных знаков приведены ниже.

п. 32 Правил

пп. 3 п. 27 Требований

N регистрации товарного знака

Изображение товарного знака

Примечание

488859

00000001.jpg

Товарный знак представляет собой емкость с крышкой. Горловина емкости выполнена в форме головы динозавра.

Товарный знак зарегистрирован для товаров 29 класса МКТУ "молоко, молоко сухое, молоко сгущенное, молоко ароматизированное, молоко взбитое; молочные продукты, в том числе десерты молочные, йогурты, напитки йогуртовые, творог прессованный; напитки с ароматическими или вкусовыми добавками или без них, состоящие главным образом из молока или молочных продуктов; напитки молочные, основным компонентом которых является молоко; напитки молочные, содержащие фрукты; продукты кисломолочные с ароматическими или вкусовыми добавками или без них".

459538

00000002.jpg

Товарный знак представляет собой игрушечный вымышленный персонаж, в шапочке и шарфике.

Товарный знак зарегистрирован для услуг 35 класса МКТУ "реклама, интерактивная реклама в компьютерной сети; снабженческие услуги для третьих лиц (закупка и обеспечение предпринимателей товарами); услуги продвижения товаров (для третьих лиц), в том числе через Интернет и услуги магазинов" (и т.д.) и услуг 41 класса МКТУ "издание книг; академии (обучение); макетирование публикаций, за исключением рекламных; воспитание; обеспечение учебного процесса" (и т.д.)

В связи с приведенными выше примерами следует пояснить, что данные объемные обозначения не могут быть зарегистрированы соответственно для емкостей для упаковки пластмассовых (20 класс МКТУ) и игрушек (28 класс МКТУ).

Следует также отметить, что преимущественно в качестве товарных знаков регистрируются комбинированные обозначения, состоящие из объемного обозначения и расположенных на нем словесных и (или) изобразительных обозначений, а также этикеток. Примеры таких комбинированных обозначений приведены ниже.

N регистрации товарного знака

Изображение товарного знака

Примечание

476465

00000003.jpg

Товарный знак представляет собой сосуд оригинальной формы, выполненный в виде стилизованного огнестрельного патрона с надписью "CALIBR".

Товарный знак зарегистрирован для товаров 3 класса МКТУ "препараты для отбеливания и прочие вещества для стирки; препараты для чистки, полирования, обезжиривания и абразивной обработки; мыла; парфюмерные изделия, эфирные масла, косметика, лосьоны для волос; зубные порошки и пасты".

474907

00000004.jpg

Товарный знак представляет собой колпачок оригинальной формы с ребристой боковой поверхностью. На верхней поверхности колпачка нанесены стилизованные изображения купола и голубя и надпись "Святой Источник".

Товарный знак зарегистрирован для товаров 30 класса МКТУ "напитки на основе чая" и 32 класса МКТУ "минеральные и газированные воды и прочие безалкогольные напитки; фруктовые напитки и фруктовые соки; сиропы и прочие составы для изготовления напитков".

586512

00000005.jpg

Товарный знак представляет собой сосуд оригинальной формы, состоящий из тела сосуда, горловины и пробки. Тело сосуда является асимметричным и выполнено в грушевидно-цилиндрической форме, удаленно напоминающей глыбу льда. Горловина имеет утолщение в верхней части и замыкается оригинальной пробкой. На горловине содержится оригинальная композиция в виде стилизованного изображения волка, стоящего на скале, и расположенного рядом словесного элемента "БЕЛАЯ СИЛА". На фронтальной стороне тела сосуда расположена оригинальная этикетка, в центре которой расположен выполненный в кириллице прописными буквами в две строки фантазийный словесный элемент "БЕЛАЯ СИЛА". Товарный знак зарегистрирован для товара 33 класса МКТУ "водка".

Голографические товарные знаки применяются на товарах, как правило, для их защиты от подделок и имитации. Голограмму сложно подделать, и поэтому голографические товарные знаки лучше, чем другие обозначения, способствуют гарантированию определенного уровня качества товара. При этом заявляемые голографические обозначения представляются в виде нескольких (не менее трех) его изображений, отчетливо раскрывающих топографический эффект в целом (наблюдаемые отражения изображений, изменения яркости, контраста) и с различных направлений. Пример зарегистрированного голографического товарного знака приводится ниже.

пп. 3 п. 27 Требований

N регистрации товарного знака

Изображение товарного знака

Примечание

489400

00000006.jpg

Товарный знак представляет собой орнамент с голографическим эффектом, выполненный на ленте. Товарный знак зарегистрирован для товаров 11 класса МКТУ "отражатели для транспортных средств, а именно светоотражающая самоклеящаяся лента для контурной маркировки транспорта" и 17 класса МКТУ "ленты клейкие и самоклеящиеся, за исключением медицинских, канцелярских или бытовых".

Звуковые товарные знаки используются в основном в радиорекламе и в телевизионной рекламе. В качестве звуковых товарных знаков могут регистрироваться, например, музыкальные произведения, фрагмент песни, созвучия, хорошо известные звуки и редкие звуки, встречающиеся в природе, электронные синтезированные звуки, не встречающиеся в природе.

Заявляемые звуковые обозначения представляются в виде фонограммы на цифровом носителе, при этом графа "Изображение заявляемого обозначения" не заполняется. В зависимости от вида звукового обозначения длительность мелодии (музыкального произведения) не должна превышать музыкальной фразы или 10 тактов, а звука, источником которого являются живые существа или предметы, - 30 секунд.

пп. 3 п. 27 Требований

Примеры зарегистрированных звуковых товарных знаков:

1) Товарный знак, представляющий собой мурлыканье кошки, был зарегистрирован для товаров 31 класса МКТУ "сельскохозяйственные, садовые, лесные и зерновые продукты, семена, включенные в 31 класс МКТУ; живые животные, птицы и рыбы; корма для животных; корма для птиц; корма для рыб; солод; костные элементы туловища каракатицы; кости для собак; подстилки для животных; свежие фрукты и овощи; препараты, включенные в 31 класс МКТУ, для использования в качестве добавок в такие корма" (регистрация N 262372).

2) знак обслуживания, являющийся звуковым идентификатором голосового сервиса информационно-развлекательного портала, зарегистрирован для услуг 35, 38, 41 классов МКТУ (регистрация N 302335). 00000007.png

Изменяющиеся обозначения регистрируются редко. В основном изменяющиеся товарные знаки являются видеозаставками кинокомпаний и телевизионных компаний. Следует отметить, что изменяющиеся знаки, как правило, выполнены в цветовом сочетании, содержат изобразительные, словесные, световые обозначения, а также могут иметь звуковое сопровождение.

В случаях, когда на регистрацию заявлено изменяющееся обозначение, на цифровом носителе представляется видеозапись, включающая воспроизведение обозначения и дополнительно распечатанное покадровое воспроизведение такого обозначения. Изменяющееся обозначение может быть представлено только сочетанием нескольких покадровых изображений, показывающих точное количество изменяющихся изображений и последовательность их воспроизведения, а также изменение образа, когда существенные особенности изменяющегося обозначения не меняются при воспроизведении обозначения.

пп. 3 п. 27 Требований

Примеры зарегистрированных изменяющихся товарных знаков:

1) В качестве знака обслуживания для услуг 35 класса МКТУ было зарегистрировано изменяющееся обозначение, представляющее собой стилизованное изображение баллона, выпускающего пузырьки газа (регистрация N 322035). Ниже приводятся четыре изображения, иллюстрирующие характер изменения обозначения в виде покадровой развертки.

00000008.png

2) Правовая охрана в качестве товарного знака для товаров 9 класса МКТУ "программное обеспечение для операционных систем; программное обеспечение для поддержания графического интерфейса пользователя" была предоставлена изменяющемуся обозначению, содержащему световые и движущиеся элементы. Обозначение представляет собой движение ярких световых бликов, исходящих из одной точки. Ниже приведено покадровое воспроизведение этого движения.

00000009.jpg

3) Правовая охрана в качестве товарного знака была предоставлена изменяющемуся обозначению, в котором согласно опубликованному описанию на фоне заката поворачивается вокруг оси скульптура "Рабочий и колхозница", скульптура постепенно отдаляется, и на ее фоне возникает надпись: "МОСФИЛЬМ", по мере удаления скульптуры в правом нижнем углу появляется изображение Спасской башни и Кремлевской стены, на Спасской башне вспыхивает красная звезда (регистрация N 361937). Регистрация произведена для товаров 9 класса МКТУ "кинофильмы, видеофильмы, мультфильмы" и услуг 40 класса МКТУ "обработка кинопленки", 41 класса МКТУ "микрофильмирование, монтаж видеозаписей; производство видеофильмов и кинофильмов; услуги по написанию сценариев; услуги студий записи; предоставление услуг кинозалов; видеосъемка; киностудии". Ниже приводится изображение одного из кадров обозначения.

00000010.jpg

4) В качестве знака обслуживания было зарегистрировано изменяющееся обозначение - видеозаставка телевизионного развлекательного канала с ее звуковым сопровождением (регистрация N 249747). Регистрация произведена для услуг 35 класса МКТУ "реклама телевизионная", 38 класса МКТУ "вещание телевизионное кабельное; вещание телевизионное; передача сообщений и изображений с использованием компьютера", 41 класса МКТУ "монтирование телепрограмм; прокат кинофильмов; прокат видеофильмов". Ниже приводится изображение одного из кадров обозначения.

00000011.jpg

Цветовые товарные знаки представляют собой один цвет как таковой или комбинацию цветов.

При испрашивании правовой охраны должно быть ясно, что заявляемое обозначение является именно цветом или комбинацией цветов, а не изобразительным обозначением, например, изображением квадрата определенного цвета. При этом приводится образец цвета, который должен сопровождаться указанием соответствующего кода международной признанной системы идентификации цветов, выбранной заявителем (справочники и каталоги образцов цвета специализированных организаций или каталоги образцов цвета графических редакторов программных средств).

пп. 3 п. 27 Требований

Цветовым обозначениям правовая охрана предоставляется, как правило, в том случае, если они приобрели различительную способность в результате их использования. Установлен открытый перечень документов, которые могут служить доказательством приобретения обозначением различительной способности, включающий, например

п. 35 Правил

- контракты и договоры, доказывающие значительные объемы производства и продажи товаров/услуг, территориальный охват реализации товаров/услуг, а также показывающие длительность использования заявленного обозначения для маркировки заявленных товаров/услуг;

- материалы рекламных кампаний (публикации в СМИ, реклама на телевидении, а также упоминание в литературе, кино и т.д.);

- социологические опросы, в которых делается акцент на приобретении различительной способности заявленного обозначения (цвета) в отношении конкретного перечня товаров/услуг, производимых заявителем, т.е. вопрос формулируется таким образом, чтобы доказать стойкую ассоциативную связь цветового знака с конкретным перечнем товаров/услуг определенного производителя.

При этом решение о государственной регистрации товарного знака может быть принято в том случае, если представленные доказательства подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.

Например, в качестве товарного знака было зарегистрировано обозначение, представляющее собой "красный цвет" (свидетельство N 560598). Товарный знак зарегистрирован для услуг 38 класса МКТУ "подвижная радиотелефонная связь, телематические услуги связи". Изображение зарегистрированного цветового товарного знака приведено ниже.

00000012.jpg

Указанный товарный знак был зарегистрирован после предоставления доказательств приобретенной различительной способности:

- использование заявленного цвета компанией (фотографии оформления салонов, упаковки продукции, формы одежды сотрудников);

- интенсивность использования в рекламе (рекламные материалы компании, публикации в СМИ, объем расходов на рекламу, спонсорские издержки - Олимпийские Игры 2008);

- были представлены результаты социологического опроса, подтверждающие приобретенную различительную способность обозначения для конкретных услуг и производителя (исследование цветового обозначения (красный цвет) для регистрации нового товарного знака, результаты исследования по итогам всероссийского социологического опроса пользователей мобильной связи).

При испрашивании правовой охраны позиционных обозначений в изображении заявляемого обозначения показывается его расположение на товаре, для которого предполагается товарный знак зарегистрировать. Вид, т.е. изображение заявляемого обозначения, такого знака должен состоять из изображения знака, показывающего его местоположение на товаре. При этом, как правило, сам товар представляется в виде схематического изображения, обозначенного пунктирными линиями. Ниже приведены примеры зарегистрированных позиционных товарных знаков.

п. 8 правила 3 Инструкции к Сингапурскому договору о законах по товарным знакам

1) В качестве позиционного товарного знака зарегистрировано обозначение, представляющее собой стилизованное изображение стрелки и пятиконечной звезды, нанесенное на условное изображение обуви (ботинка), обозначенного пунктирными линиями. Эти пунктирные линии относятся к неохраняемым элементам товарного знака.

00000013.png

В зарегистрированном товарном знаке выполненное пунктирными линиями изображение ботинка служит для обозначения расположения товарного знака на товаре. Товарный знак зарегистрирован для товаров 25 класса МКТУ "обувь, туфли, полуботинки, спортивная обувь, специальная обувь, обувь с накладками/наклейками, обувь для тренировок, кроссовки, кеды, обувь для отдыха, сандалии".

2) В качестве позиционного товарного знака зарегистрировано обозначение (регистрация N 486852), представляющее собой словосочетание "Clean & Clear", нанесенное на изображение флакона, выполненного пунктирной линией. Схематическое изображение флакона является неохраняемым элементом товарного знака.

00000014.png

В зарегистрированном товарном знаке изображение флакона служит для обозначения расположения товарного знака на товаре. Товарный знак зарегистрирован для товаров 03 и 05 классов МКТУ.

В случае если на регистрацию в качестве товарного знака поступает заявка, содержащая вкусовое обозначение, которое относится к характеристикам продуктов питания и напитков, то регистрация такого обозначения возможна только при наличии доказательств приобретения им различительной способности в результате использования вкусового обозначения в отношении заявляемого товара.

При использовании обонятельного товарного знака производитель товара стремится индивидуализировать свой товар благодаря оригинальному аромату. Следует отметить, что запах при этом не должен быть естественным свойством товара (например, запах кожи для обуви, запах фруктов для фруктового сока). Запах также не должен иметь функциональный характер. Например, духи в силу своего назначения (ароматизирующее средство) должны обладать каким-либо запахом, и поэтому запах духов не может служить средством их индивидуализации.

В случаях, когда на регистрацию заявлено обонятельное или вкусовое обозначение, заявителем представляется словесное описание запаха или вкуса и их точные и ясные характеристики, которые позволят ему наиболее полно и объективно зафиксировать объем испрашиваемой в заявке правовой охраны товарного знака. К таким характеристикам могут относиться, например, описание состава композиции вещества, формула химического соединения, характеризующая источник запаха, вкуса и иные сведения.

пп. 3 п. 27 Требований

Осязательные товарные знаки предназначены для восприятия на ощупь и могут быть выполнены, в том числе, в специальном рельефно-точечном шрифте, используемом для письма и чтения незрячими людьми. При этом для целей идентификации заявленного осязательного обозначения, по выбору заявителя, может быть представлен образец поверхности и (или) его словесное описание и другие характеристики ощущаемой поверхности, а при наличии смыслового значения обозначения, выполненного в специальном рельефно-точечном шрифте и предназначенного для письма и чтения незрячими людьми, указывается такое значение.

пп. 3 п. 27 Требований

В силу того, что товарными знаками являются обозначения. служащие для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у правообладателя товарного знака возникает исключительное право на соответствующее обозначение, зарегистрированное в качестве товарного знака, единое по своему характеру.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности признания на один и тот же товарный знак нескольких исключительных прав. Между тем признание множества исключительных прав на один и тот же объект противоречило бы абсолютной природе исключительных прав и повлекло бы за собой невозможность обособления товарного знака как объекта гражданских прав и исключительных прав на него.

Исходя из вышесказанного не подлежит регистрации в качестве товарного знака обозначение, имеющее незначительные отличия от зарегистрированного на имя того же лица товарного знака, так как не могут одновременно сосуществовать несколько исключительных прав, одинаковых по содержанию, на одно и то же обозначение.

В тех случаях, когда сравниваемые обозначения имеют несущественные отличия (например, жирность букв, наклон), которые не создают иного впечатления в сравнении с ранее зарегистрированным товарным знаком (поданным на регистрацию обозначением), они также могут быть признаны экспертизой тождественными, поскольку создают одинаковое впечатление.

Приведем пример, иллюстрирующий вышесказанное. По заявке N 2014737918 заявлено на государственную регистрацию в качестве товарного знака обозначение СТРАНА СКАЗОК (дата приоритета - 12.11.2014). По данной заявке было вынесено решение о регистрации товарного знака в отношении части услуг 43 класса в связи с наличием у заявителя регистрации товарного знака с более ранним приоритетом (14.05.2004 г.) по св. N 296373: СТРАНА СКАЗОК, зарегистрированным в отношении части услуг 35 и 43 классов, который экспертиза признала тождественным обозначению, упомянутому в вышеназванной заявке.

Кроме того, необходимо отметить, что в подобных ситуациях, когда на имя того же заявителя заявлено обозначение, тождественное (имеющее незначительные отличия) зарегистрированному товарному знаку, регистрация такого обозначения противоречит общественным интересам (см. п. 4.2 главы 2 раздела IV настоящего Руководства).

п. 1 ст. 1477 Кодекса