Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Род и вид товаров (услуг)

Чаще всего основанием для признания товаров однородными является их принадлежность к одной и той же родовой или видовой группе.

Например, однородными товарами являются следующие товары 25 класса МКТУ: "платье, блузки, юбки, жакеты, брюки, пиджаки", так как все эти товары относятся к одной родовой группе "одежда". Однако неоднородными товарами могут быть признаны товары 25 класса МКТУ "одежда" и товары 9 класса МКТУ "одежда для защиты от огня", также относящиеся к одной родовой группе, но имеющие разное назначение.

Вид товара и/или услуги - это главные свойства или характеристики, по которым узнается этот товар и/или услуга. Вид обычно соответствует определенному типу, сорту или категории товаров и/или услуг.

Примеры:

- йогурт - это молочный продукт;

- автомобиль - это транспортное средство;

- лосьон для тела - это косметический продукт;

Тот факт, что сравниваемые товары и/или услуги подпадают под одно и то же родовое понятие в классе или термин широкой категории, не означает автоматически, что они относятся к одному и тому же виду. Например, широкой является категория "продукты питания для потребления человеком". Мясо, рыба, птица и дичь являются продуктами питания животного происхождения. Фрукты и овощи - это продукты питания растительного происхождения. Эта связь между ними, т.е. принадлежность к продуктам питания, не исключает того, что они относятся к разным видам товаров.

Товары, относящиеся к одному роду, могут быть признаны неоднородными. Так, например, товары 25 класса МКТУ "одежда" и товары 9 класса МКТУ "одежда для защиты от огня" относятся к одной родовой группе, но имеют разное назначение.

Неоднородными товарами могут быть признаны "соковыжималки бытовые электрические" (7 класс МКТУ) и "соковыжималки бытовые неэлектрические" (21 класс МКТУ), хотя они и относятся к одному виду товаров, но все же имеют ряд существенных различий. Соковыжималка бытовая электрическая представляет собой сложный трудоемкий прибор. Она продается в специализированных магазинах бытовой техники или в соответствующих секциях универмагов, торговых центров. В то же время соковыжималка бытовая неэлектрическая - это более простое устройство. Она продается чаще всего в хозяйственных магазинах (в хозяйственных торговых секциях) наряду с другой мелкой кухонной утварью. Кроме того, оба товара имеют разную стоимость. Электрическая соковыжималка является более дорогостоящим товаром, чем неэлектрическая.

При определении однородности услуг также может быть учтена их принадлежность к одному и тому же роду, виду. Например, по этому признаку могут рассматриваться в качестве однородных такие услуги как "продвижение товаров (для третьих лиц)" и "реклама". Продвижение товаров - это совокупность разных мер, усилий, действий, предпринимаемых в целях повышения спроса на товары, увеличения их сбыта, расширения рыночного поля товаров. Реклама является одним из средств продвижения товаров. В связи с этим она может быть отнесена к совокупности услуг, оказываемых при продвижении товаров.

п. 3.1.1 Методических рекомендаций по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, утв. приказом Роспатента от 31 декабря 2009 г. N 198