Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.1.7. Различительная способность обозначений, представляющих собой трехмерные объекты (объемные товарные знаки)

Объемные товарные знаки могут быть отнесены к трем категориям:

- формы, не связанные с самими товарами или услугами;

- форма самих товаров или их частей;

- форма упаковки или контейнера товара.

п. 32 Правил

п. 2.7 Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, утв. приказом Роспатента от 23 марта 2001 г. N 39

Формы, не связанные с самими товарами или услугами, как правило, обладают различительной способностью. Примеры таких зарегистрированных объемных товарных знаков приведены ниже.

N регистрации товарного знака

Изображение товарного знака

Примечание

468873

00000027.jpg

Объемный товарный знак, представляющий собой сочетание фрагмента эллипса и прямолинейного элемента, зарегистрирован для товаров 11 класса МКТУ (теплообменники, не являющиеся частями машин, предназначенные, в том числе для нагрева (подогреватели), охлаждения (холодильники), конденсации (конденсаторы), испарения (испарители) различных технологических сред, включая воду, углеводородные смеси, пульпы, кислоты, щелочи).

472319

00000028.jpg

Объемный знак обслуживания в виде усеченной пирамиды с квадратным основанием и накладками на двух противоположных ребрах зарегистрирован для услуг 41 класса МКТУ (академии (обучение), видеосъемка, издание книг и т.д.)

491705

00000029.jpg

Объемный знак обслуживания, состоящий из четырех стилизованных объемных геометрических фигур и стилизованной объемной буквы "А", зарегистрирован для услуг 35 (аудит, изучение общественного мнения, изучение рынка и т.д.) и 36 (агентства по операциям с недвижимым имуществом, анализ финансовый, инвестирование и т.д.) классов МКТУ.

При экспертизе заявленного обозначения, являющегося формой товара или его части следует проверить, не применимо ли в этом случае основание для отказа в регистрации, в соответствии с которым не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров. Рекомендации по проведению такой проверки даны в п. 2.6 главы 2 раздела IV настоящего Руководства.

пп. 4 п. 1 ст. 1483 Кодекса

При оценке различительной способности формы товара или его части необходимо проверить, отличается ли форма существенно от простых, общепринятых форм этого товара (или части товара), или от ожидаемых потребителем форм, что позволит потребителю идентифицировать понравившийся ему товар только по его форме при совершении новой покупки.

Оценивая различительную способность формы товара (части товара), целесообразно руководствоваться следующим.

Форма не обладает различительной способностью, если она простая или если она является комбинацией простых форм.

Для признания различительной способности форма не должна быть традиционной. Чем больше форма напоминает форму, которую соответствующий товар обычно имеет, тем больше оснований для признания отсутствия у формы различительной способности.

Аналогичные подходы могут быть применены в отношении формы упаковки или контейнера товара. Форма должна существенно отличаться от комбинации простых или общераспространенных элементов. Форма не должна быть традиционной. Форма упаковки, контейнера не должна иметь функциональное назначение (см. п. 2.6 главы 2 раздела IV настоящего Руководства).

Ниже приведены примеры форм товаров и упаковки, не обладающих различительной способностью.

Объемное обозначение

Мотивировка отказа в регистрации

00000030.jpg

Эта форма товара (фонарика) не обладает различительной способностью, т.к. она является всего лишь вариантом обычной формы продуктов такого типа, а именно, фонариков.

00000031.jpg

Эта форма обертки для сладостей не обладает различительной способностью, т.к. является обычной традиционной формой обертки для сладостей и на рынке можно найти большое количество сладостей разных производителей, обернутых таким образом.

В качестве примеров зарегистрированных объемных товарных знаков, являющихся формой товаров или их упаковки (контейнера), приводятся следующие регистрации.

N регистрации товарного знака

Изображение товарного знака

Примечание

502680

00000032.jpg

Объемный товарный знак, являющийся формой товара (пряника), стилизованной под самовар, зарегистрирован для товаров 30 класса МКТУ "пряники". Элемент "Тула" исключен из правовой охраны.

466273

00000033.jpg

Объемный товарный знак, являющийся контейнером (сосудом) в виде стилизованной губной помады, зарегистрирован для товаров 33 класса МКТУ "алкогольные напитки (за исключением пива)".

482054

00000034.jpg

Объемный товарный знак, являющийся контейнером (сосудом) в виде стилизованной надрезанной груши, зарегистрирован для товаров 3 класса МКТУ "препараты для отбеливания и прочие вещества для стирки; препараты для чистки, полирования, обезжиривания и абразивной обработки; мыла; парфюмерные изделия, эфирные масла, косметика, лосьоны для волос; зубные порошки и пасты".

Вместе с тем следует отметить, что обозначение, представляющее собой стандартную форму товара или его упаковки (контейнера), может быть зарегистрировано как объемный товарный знак с исключением из правовой охраны формы такой упаковки, если на нем имеются охраноспособные словесные, изобразительные элементы или их композиция, доминирующие над формой товара в силу пространственного расположения.

N регистрации товарного знака

Изображение товарного знака

Примечание

522540

00000035.jpg

Объемный товарный знак, представляющий собой традиционную форму упаковки (пакета) с изобразительными элементами и надписью "TODAY", зарегистрирован для товаров 30 класса МКТУ "кофе; кофе-сырец; заменители кофе; заменители кофе растительные; напитки кофейно-молочные; напитки кофейные; цикорий (заменитель кофе); ароматизаторы кофейные".

Форма упаковки является неохраняемым элементом товарного знака.