Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Оценка творческого характера существенных признаков промышленного образца (оценка оригинальности)

п. 4 ст. 1352 Кодекса

266. Первый этап оценки творческого характера существенных признаков промышленного образца (оценки оригинальности) состоит в сравнении общих впечатлений, производимых заявленным промышленным образцом и наиболее близким аналогом.

п. 65 (г) Правил

267. Существенные признаки, характеризующие промышленный образец, не признаются обусловленными творческим характером особенностей изделия в случае, если совокупность существенных признаков промышленного образца производит на информированного потребителя такое же общее впечатление, которое производит совокупность признаков внешнего вида известного изделия того же или сходного назначения.

Под информированным потребителем понимается гипотетическое лицо, которое будет пользоваться изделием, в котором воплощен промышленный образец, проявляющее интерес к изделиям такого же или однородного назначения и, как следствие, имеющее знания о том, какие признаки внешнего вида обычно имеются у таких изделий.

При сравнении общих впечатлений, производимых заявленным промышленным образцом и противопоставленным промышленным образцом, принимается во внимание информация об известных решениях, определяющих внешний вид изделий того же или сходного назначения (об аналоговом ряде). Кроме того, учитываются ограничения возможностей авторов по разработке решения внешнего вида изделия такого назначения, связанные, в частности, с технической функцией изделия или его элемента и стандартизированными требованиями к изделию, если таковые имеются (степень свободы дизайнера).

п. 3 ст. 1352 Кодекса,

п. 75 (1) Правил

268. Существенные признаки, характеризующие промышленный образец, не признаются обусловленными творческим характером особенностей изделия в случае, если промышленный образец представляет собой:

- простую геометрическую фигуру или тело типа круга, кольца, многоугольника, шара, конуса, пирамиды, призмы, параллелепипеда, тора и тому подобных без внесения каких-либо изменений в эти геометрические фигуры или тела;

- повторение формы, свойственной изделиям определенного назначения, и/или использование другого материала, в частности, в целях имитации известного внешнего вида (например, изделие из полимерного (искусственного) материала, имитирующее изделие, традиционно выполняемое из дерева или других природных материалов);

- копирование внешнего вида известных изделий другого назначения и другого лица (например, при разработке игрушки "автомобиль" скопировано решение внешнего вида известной модели автомобиля), архитектурных сооружений, природных объектов (например, в решении новогодней искусственной елки скопирован внешний вид природной ели) и тому подобное без применения приемов стилизации и переработки;

- набор (комплект), составленный из известных в отдельности изделий без изменения их внешнего вида.

п. 75 (2) Правил

269. Существенные признаки, характеризующие промышленный образец, не признаются обусловленными творческим характером особенностей изделия в случае, если совокупность существенных признаков промышленного образца отличается от совокупности существенных признаков внешнего вида известного изделия того же или сходного назначения особенностями, которые созданы за счет:

- изменения только размеров всего изделия (масштаба изделия) с сохранением всех остальных его признаков (форм, пропорций составляющих частей и/или элементов, колористического решения и другие);

- изменения только цвета всего изделия, но не колористического решения;

- изменения только количества однотипных элементов без изменения структуры или системы их расположения в композиции внешнего вида изделия и без влияния этого изменения на эстетические особенности решения внешнего вида изделия.

п. 75 (3) Правил

270. Существенные признаки, характеризующие промышленный образец, не признаются обусловленными творческим характером особенностей изделия в случае, если совокупность существенных признаков промышленного образца отличается от совокупности признаков внешнего вида известного изделия того же или сходного назначения одним или несколькими существенными признаками, а в общедоступных сведениях выявлены решения, содержащие признаки, совпадающие с существенными отличительными признаками заявленного промышленного образца и обусловливающие в известном решении наличие таких же эстетических особенностей его внешнего вида, которые присущи заявленному промышленному образцу.

п. 75 (4) Правил

271. Для признания заявленного промышленного образца не соответствующим условию патентоспособности "оригинальность" достаточно установить отсутствие творческого характера особенностей внешнего вида изделия по одному из оснований, предусмотренных пунктом 75 Правил и указанных в пунктах 267 - 270 настоящего Руководства.

п. 75 Правил

272. Первый этап проверки состоит в оценке зрительных впечатлений, производимых заявленным промышленным образцом и ближайшим аналогом (подпункт 1 пункта 75 Правил).

Первый этап проверки оригинальности промышленного образца проводится в целях исключения предоставления правовой охраны промышленному образцу, относящемуся к изделию, внешний вид которого производит такое же общее впечатление, которое производит известное изделие - ближайший аналог (эффект близкого сходства (имитации) внешнего вида известного изделия).

273. Особенности изделия, созданного дизайнером, не могут быть признаны имеющими творческий характер, если промышленный образец имитирует внешний вид какого-либо известного изделия, поэтому такие промышленные образцы не могут быть признаны соответствующими условию патентоспособности "оригинальность".

274. На данном этапе проверки оригинальности промышленного образца проводится сравнительный анализ выявленной экспертом совокупности существенных признаков проверяемого промышленного образца, нашедшей отражение на изображениях изделия, с совокупностью признаков решения, определяющего внешний вид изделия того же или однородного назначения, являющегося ближайшим аналогом.

275. Методология проверки оригинальности отличается от методологии проверки новизны тем, что если при проверке новизны сопоставляются существенные признаки промышленных образцов, то при проверке оригинальности сравниваются общие впечатления, производимые промышленными образцами.

Результаты сравнительного анализа признаков внешнего вида изделий, подтверждающие отсутствие оригинальности, отличаются от результатов сравнительного анализа, подтверждающего отсутствие новизны.

Для отрицания новизны промышленного образца необходимо, чтобы его существенные признаки были идентичны существенным признакам ближайшего аналога.

Для отрицания оригинальности промышленного образца достаточно совпадений общих впечатлений, производимых промышленными образцами. При этом сравниваемые существенные признаки двух промышленных образцов могут отличаться значительной проработкой.

276. Вместе с тем, поскольку общее впечатление формируется благодаря существенным (доминантным) признакам, оценка, т.е. "взвешивание" вклада каждого существенного признака в общее впечатление, помогает установлению совпадения (либо несовпадения) общих впечатлений, оставляемых сравниваемыми промышленными образцами.

277. При сравнении общих впечатлений, производимых проверяемым промышленным образцом и ближайшим аналогом, учитывается степень свободы дизайнера, т.е. ограничения возможностей дизайнера, которые имели место при разработке проверяемого промышленного образца. Необходимость такого учета обусловлена, как минимум, тремя обстоятельствами: функциональными особенностями изделия, к которому относится промышленный образец, насыщенностью аналогового ряда (многообразием известных форм изделий того же назначения) и стандартизированными требованиями к изделию, если таковые имеются.

278. Учет функциональных особенностей изделия, к которому относится промышленный образец, необходим в связи с тем, что промышленный образец как результат интеллектуальной деятельности должен одновременно обеспечивать как возможность выполнения изделием его функций, так и внешнюю привлекательность (эстетичность) изделия. Необходимость функциональных (технических) признаков в композиции промышленного образца обусловлена функциями изделия, поэтому признаки внешнего вида изделия, обеспечивающие его функциональность, всегда должны в нем присутствовать, в то время как признаки, обеспечивающие внешнюю привлекательность (эстетичность) изделия, его эстетические особенности, могут отсутствовать либо существенно отличаться в изделиях одного и того же назначения. Чем выше "функциональность" изделия, чем большее количество функциональных признаков свойственно изделию данного вида, тем больше ограничены возможности дизайнера по созданию оригинального внешнего вида изделия, производящего принципиально новое общее впечатление. Это обстоятельство необходимо принимать во внимание при сравнении общих впечатлений, производимых промышленными образцами.

При анализе функциональности целесообразно учитывать выводы, полученные при проведении проверки обусловленности признаков промышленного образца технической функцией изделия (подпункт 1 пункта 5 статьи 1352 Кодекса).

279. Другим ограничивающим фактором является насыщенность аналогового ряда (многообразие форм). Чем больше разработано образцов внешнего вида изделия, тем труднее создать принципиально отличающийся образ, внешний вид изделия, производящий принципиально новое впечатление. Поэтому чем шире представлен ассортимент изделия на рынке, тем больше ограничены возможности дизайнера по созданию внешнего вида изделия, производящего новое, отличное от других промышленных образцов впечатление.

280. Стандартизированные требования (государственные и международные стандарты, технологические регламенты и т.п.) содержат разного рода ограничивающие требования, которые влияют на внешний вид изделия и ограничивают степень свободы дизайнера.

281. Так, например, с точки зрения функциональности практически не ограничена степень свободы дизайнера - разработчика рисунка упаковочной бумаги, бумажных салфеток, рисунков для посуды. В то же время дизайнер - разработчик внешнего вида почтового конверта - должен учесть требования к месту размещения на конверте полей для адресов отправителя и получателя, возможности разработчика внешнего вида контрэтикетки, предназначенной для размещения сведений о товаре, ограничены требованиями стандартов, требующих размещения подробной словесной информации о товаре, а возможности разработчика внешнего вида штепсельной вилки для штепсельной розетки ограничены международными стандартами ряда размеров и форм штырей вилки.

Возможности дизайнера по созданию внешнего вида изделий можно рассмотреть также на примере промышленных образцов, относящихся к винным этикеткам. При создании внешнего вида таких изделий дизайнер, как правило, ограничен размерами этикетки и необходимостью размещения доминирующего изображения названия товара (вино, водка и т.п.) в составе этикетки. При таких практически малоограниченных возможностях дизайнера при создании нового образа требования к наличию отличий в сравниваемых этикетках при установлении их сходства до степени смешения должны быть высоки.

282. В свете рассмотренных примеров можно сделать вывод о том, что в тех случаях, когда возможности дизайнера при создании внешнего вида изделия не ограничены либо ограничены незначительно, при установлении сходства (несходства) общих впечатлений, производимых проверяемым промышленным образцом и ближайшим аналогом, целесообразно руководствоваться принципом, согласно которому для вывода о сходстве наличие сходных признаков имеет большее значение, чем наличие отличительных особенностей. В частности, в так называемых "пограничных" ситуациях, когда в равной мере имеются и сходства, и отличия, в целях предупреждения смешения промышленных образцов целесообразным является вывод о сходстве.

283. Еще один общий принцип состоит в том, что при анализе на предмет сходства общих впечатлений требования к наличию отличительных признаков в отношении объемных промышленных образцов, как правило, должны быть ниже, чем требования к наличию отличительных признаков в отношении плоскостных промышленных образцов.

284. При проверке оригинальности следует также принимать во внимание, что сравнение промышленных образцов должен осуществлять информированный потребитель, т.е. гипотетическое лицо, которое располагает знаниями о том, какие признаки внешнего вида обычно имеются у тех изделий, к которым относится проверяемый промышленный образец, какова их функциональность и какими промышленными образцами представлен аналоговый ряд таких изделий на рынке.

п. 75 Правил

285. Такой подход обусловлен тем, что оценка степени свободы дизайнера требует осведомленности в отношении изделий аналогового ряда изделий, к которому относится проверяемый промышленный образец, т.к. анализ признаков изделий аналогового ряда позволяет выявить функциональные признаки этих изделий и сделать вывод в отношении насыщенности аналогового ряда.

При проведении экспертизы в качестве информированного потребителя оценку производит эксперт.

286. Если при соблюдении рекомендованных выше подходов в результате проведенного сравнительного анализа эксперт приходит к выводу о том, что проверяемый промышленный образец и ближайший аналог производят совпадающие общие впечатления, имеются основания для вывода о несоответствии заявленного промышленного образца условию патентоспособности "оригинальность".

287. Общие впечатления, производимые проверяемым и противопоставленным промышленными образцами, могут быть признаны не совпадающими в том случае, если:

- проверяемому промышленному образцу присущ один или более существенных признаков, не присущих ближайшему аналогу;

- ближайшему аналогу присущ один или более существенных признаков, не присущих проверяемому промышленному образцу.

При этом в первой ситуации всегда можно говорить о том, что ближайший аналог не может быть использован для отрицания оригинальности проверяемого промышленного образца.

Во второй ситуации ближайший аналог может быть применим для отрицания оригинальности промышленного образца в том случае, если общее впечатление, производимое проверяемым промышленным образцом, совпадает с общим впечатлением, производимым самостоятельной частью внешнего вида изделия - ближайшего аналога.

288. Если же все существенные признаки проверяемого промышленного образца и все существенные признаки ближайшего аналога равно способствуют формированию общих зрительных впечатлений, но при этом устанавливается несовпадение хотя бы одного из существенных признаков проверяемого промышленного образца с существенным признаком ближайшего аналога, имеются основания для вывода о том, что заявленный промышленный образец соответствует требованию, предусмотренному пунктом 75 (1) Правил.

289. Следующий шаг в рамках проверки оригинальности промышленного образца состоит в соотнесении его с простыми геометрическими фигурами, исследуется возможность имитации, копирования известного внешнего вида изделий, составления набора (комплекта) и т.п. в соответствии с пунктом 75 (2) Правил, а также анализируются отличительные существенные признаки промышленного образца, проводится дополнительный информационный поиск при необходимости и осуществляется проверка соответствия промышленного образца требованиям пункта 75 (3) Правил.

Промышленный образец не может быть признан соответствующим условию патентоспособности "оригинальность", если заявленное решение внешнего вида подпадает под положения пункта 75 (2, 3) Правил.

290. Последний шаг в оценке оригинальности состоит в сравнении выявленных существенных признаков заявленного промышленного образца, отличающих заявленный промышленный образец от ближайшего аналога, с признаками промышленных образцов, выявленных в общедоступных сведениях в результате информационного поиска.

При этом осуществляется сравнение эстетических особенностей заявленного промышленного образца, обусловленных его существенными отличительными признаками, и особенностей выявленных решений, обусловленных признаками, совпадающими с отличительными признаками заявленного промышленного образца.

п. 76 Правил

291. Если установлено, что совокупность существенных признаков проверяемого промышленного образца, нашедшая отражение на изображениях изделия, отличается от известной совокупности признаков внешнего вида изделия того же или однородного назначения (ближайшего аналога) одним или несколькими композиционно связанными (самостоятельными) существенными признаками, а в общедоступных сведениях выявлены решения, содержащие признаки, совпадающие с вышеупомянутыми существенными отличительными признаками проверяемого промышленного образца и обуславливающие в известном решении наличие таких же эстетических особенностей, которые присущи проверяемому промышленному образцу, имеются основания для вывода о несоответствии заявленного промышленного образца условию патентоспособности "оригинальность" (компилятивный характер дизайнерской разработки).

292. Если же в общедоступных сведениях не выявлены решения, содержащие признаки, совпадающие с вышеупомянутыми существенными отличительными признаками проверяемого промышленного образца и обуславливающие в известном решении наличие таких же эстетических особенностей, которые присущи проверяемому промышленному образцу, имеются основания для вывода о соответствии заявленного промышленного образца в объеме представленной на изображении совокупности существенных признаков промышленного образца, выявленной экспертом, условию патентоспособности "оригинальность".

293. При проведении проверки по подпунктам 3, 4 пункта 75 Правил учитываются сведения о решениях, определяющих внешний вид изделий того же, однородного или иного назначения, имеющих признаки, совпадающие с существенными отличительными признаками заявленного промышленного образца.

п. 77 Правил

294. Если в результате информационного поиска отличительные существенные признаки заявленного промышленного образца, указанные в подпункте 4 пункта 75 Правил, не обнаружены, заявленный промышленный образец признается соответствующим условию патентоспособности "оригинальность".

п. 78 Правил