VI. Создание детских футбольных центров

В настоящее время в Российской Федерации в процессе подготовки спортивного резерва задействованы организации дополнительного образования детей и организации, осуществляющие спортивную подготовку, в том числе по такому виду спорта, как футбол.

Система подготовки спортивного резерва в Российской Федерации регулируется федеральным стандартом спортивной подготовки, который предусматривает следующие этапы подготовки:

этап высшего спортивного мастерства;

этап совершенствования спортивного мастерства;

тренировочный этап;

этап начальной подготовки.

Переход с этапа на этап осуществляется по спортивному принципу в соответствии с требованиями федерального стандарта спортивной подготовки. В настоящее время снижение численности занимающихся при переходе с этапа на этап выглядит следующим образом:

при переходе с этапа начальной подготовки на тренировочный этап отмечается минимальное снижение численности занимающихся;

при переходе с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства происходит тридцатикратное снижение численности занимающихся;

при переходе с этапа совершенствования спортивного мастерства на этап высшего спортивного мастерства происходит пятнадцатикратное снижение численности занимающихся.

Такой переход обусловлен в первую очередь недостатком уровня технической и функциональной подготовленности игроков, которые нивелируются за счет физического развития на начальном и тренировочном этапах и становятся критическими на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.

Выходом из создавшегося положения является создание детских футбольных центров для работы с юными футболистами на самых ранних этапах подготовки, когда закладывается техническая и функциональная базы. С этой целью целесообразно использовать возможности спортивно-оздоровительного этапа, который не включен в федеральный стандарт спортивной подготовки.

На спортивно-оздоровительном этапе решаются задачи оздоровления и "футбольного образования". Данный этап позволяет достаточно эффективно решать задачи технической подготовки в связи с тем, что на этом этапе можно зачислять детей с раннего возраста - 6 лет. При этом на спортивно-оздоровительном этапе не решаются задачи, связанные с выполнением спортивных разрядов и борьбой за высокие спортивные результаты. Таким образом, тренер, работающий с юными футболистами на спортивно-оздоровительном этапе, не провоцирует форсирование достижения высоких результатов, а обеспечивает качественную базовую подготовку футболистов, которая проявится уже на следующих, более высоких этапах спортивной подготовки.

В настоящее время спортивно-оздоровительный этап финансируется за счет средств местного бюджета и личных средств граждан, оплачивающих такую подготовку.

Отсутствие достаточной финансовой поддержки со стороны бюджетов разного уровня не создает мотивации действующим организациям спортивной подготовки открывать набор юных футболистов на спортивно-оздоровительном этапе.

Концепцией предполагается создание детских футбольных центров с использованием футбольной инфраструктуры, созданной для чемпионата мира по футболу, на базе действующих детско-юношеских спортивных школ путем присвоения им статуса "детский футбольный центр", а также создание не менее 30 таких центров в субъектах Российской Федерации, для которых футбол является базовым видом спорта, что позволит расширить возможности спортивно-оздоровительного этапа и увеличит в 1,5 раза количество детей, занимающихся с 6 лет.

С этой целью будет определен порядок присвоения статуса "детский футбольный центр", а также критерии для его получения, направленные на развитие массового детско-юношеского футбола.

При присвоении статуса "детский футбольный центр" будут прежде всего приниматься во внимание:

использование футбольной инфраструктуры, созданной для проведения чемпионата мира по футболу;

применение методик, разработанных общероссийской общественной организацией "Российский футбольный союз";

наличие мест для проживания футболистов, мест питания, тренажерного зала, методического кабинета для теоретических занятий;

наличие педагогов по общему образованию;

наличие программы развития с закреплением в ней планов проведения мероприятий по массовому (детскому) футболу в регионе;

возможность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать финансовую поддержку мероприятий по развитию детского футбола.

В рамках деятельности детско-юношеских спортивных школ, которым присвоен статус "детский футбольный центр", будут сформированы детские и юношеские футбольные команды и обеспечено их участие в соревнованиях, а также будет рассмотрена возможность организации в рамках проведения летней оздоровительной кампании на их базе спортивных лагерей. Министерство спорта Российской Федерации с участием общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" изучит необходимость и целесообразность создания одного или нескольких федеральных детских футбольных центров.